21 июля. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

12942
Фото

6-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 8 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Великомученика Прокопия (303). Праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303).

Праведного Прокопия Устьянского (XVII).

Священномучеников Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918).

Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588),Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689),Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).

Казанская икона Божией Матери

В июле 1579 года жившей в Казани 10-летней Матрёне во сне явилась Божия Матерь, повелевшая девочке идти на место их сгоревшего дома и найти Её икону. Матрёна сказала о видении взрослым, но её словам не придали значения. Лишь после третьего явления мать девочки рассказала об этом местному духовенству. Священники и Матрёна пошли на пожарище и в указанном месте на глубине около 1,5 метров нашли икону, завёрнутую в полуистлевший рукав кафтана. Найденный образ был столь ярким, словно иконописец только что закончил свой труд. Одним из свидетелей чудесного обретения иконы был служивший в казанском храме Святителя Николая священник Ермолай, впоследствии — Патриарх Гермоген. В 1594 году он составил Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него.

Великомученик Прокопий

Святой великомученик Прокопий, был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, ему было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. После видения он ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. На святого угодника донесла родная мать. Он был приговорен к усекновению мечом.

Евангелие дня

Жизнь созерцательная и жизнь деятельная — две стороны духовного пути любого человека. Нередко, в том числе и от христиан, можно услышать: чтобы прийти к Богу, следует избегать всякой житейской активности, которая лишь мешает подлинной духовной жизни. Так ли это? Тот отрывок из 10 и 11-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает ответ на этот вопрос.

Глава 10

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 У неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

За что же Господь упрекает Марфу и почему приводит ей в пример Марию? Неужели потому, что она суетится по хозяйству и старается сделать всё, чтобы дорогому гостю было уютно и комфортно? Это звучит довольно странно. Ведь во многих других местах Евангелия Господь Сам призывает людей быть внимательными друг ко другу, в том числе побуждает оказывать гостеприимство. А в некоторых случаях даже упрекает за то, что хозяева этого не сделали. Поэтому дело здесь совершенно в другом.

Присмотримся к образу Марфы. Как она действует? Мы видим хозяйку, у которой всё под контролем. У неё есть своё видение того, как надо оказывать гостеприимство, и она полностью вовлечена в этот процесс. Она тут главная ответственная за уют и комфорт, поэтому ей решать, кто и что должен делать. Но вот появляется помеха. Что-то идёт не по её сценарию. Мария нарушает все планы, а дорогой Гость, ради Которого вся эта суета, потакает ей в этом. Поэтому она и начинает раздражаться, нервничать и в итоге упрекает не только сестру, но и Самого Христа: «Вот, Господи, я тут ради Тебя стараюсь, а Тебе и дела нет». Получается на первом месте у Марфы не Господь, а её собственный проект. В этом состоянии Господь её и упрекает. Служить по дому, оказывать гостеприимство замечательно, но не стоит вовлекаться в этот процесс так, что забываешь, ради чего и кого все это делаешь.

Знакомая ситуация, не правда ли? Порой мы так глубоко погружаемся в свои фантазии, мечты и представления о том, как же на самом деле должна протекать наша жизнь, что, в лучшем случае испытываем раздражение и недовольство, когда что-то идёт не по-нашему сценарию. Мы начинаем или грызть самих себя, за то, что недостаточно хороши в своём движении к цели, или срываемся на окружающих за то, что мешают нам на этом пути. Нередко их вина лишь в том, что они хотят жить своей жизнью. И часто это совсем не так, как этого хотелось бы нам. Ведь это нарушает наши планы. Бывает, что мы сетуем даже на Бога, Который допускает непредсказуемые ситуации и всё идёт не так, как мы себе представляли. Почему мы так реагируем? А потому, что уверены будто если всё будет идти так, как мы хотим, нам будет лучше. Мы получим удовлетворение, душевный мир и покой. Но парадокс в том, что лучше никогда не бывает, и мы бегаем по кругу: планируем, не получаем, злимся, опять планируем, не получаем, злимся.

Поэтому Господь говорит нам сегодня: по сути, только одно нужно человеку — общение со Мной. Только я могу дать сердечную полноту. Это совсем не означает, что нужно прекратить планировать, устанавливать цели и достигать их. Это означает, что не следует вовлекаться в них эмоционально. Не следует прилепляться к ним своими мыслями и чувствами. Полностью отдавать себя в их распоряжение. Это форма идолослужения. Вовлекаясь в свои фантазии, мы теряем ясность ума и трезвенность чувств. Это лёгкая форма одержимости. Ведь теперь мой проект управляет моей жизнью. Всё, что мешает ему осуществиться, вызывает у меня гнев. А в итоге всё та же пустота и неудовлетворённость. Сценарий один и тот же, как в сказках, где в итоге золото превращается в черепки, а карета в тыкву.

Всеми своими силами, всем сердцем и всей душой вовлекаться можно лишь в Бога. Ставить в центр жизни Его волю. Всего себя отдавать исполнению Его проекта. На ежедневной основе стремиться воплотить в отношениях с окружающими Евангелие. Даже когда я занят своими делами, помнить, что лишь Бог не подведёт. Лишь Он один может напитать меня Своим Духом. Удовлетворить мою жажду. Если будем так поступать, заботиться о том, как нам сегодня исполнить волю Творца, то скоро заметим, что Он в Свою очередь берёт на Себя решение многих наших бытовых проблем, к которым мы даже не знали, как подступиться. Чудесным образом получается так, что если Бог оказывается у нас на первом месте, то и всё остальное со временем оказывается на своём.

Священник Дмитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть верующим, религиозным человеком — это, значит, жить очень богатой внутренней жизнью, той жизнью, которую ни с чем нельзя сравнить, которая одна открывает двери, ведущие к подлинному счастью, блаженству человека. Вот почему верующие люди, опытно познавшие полноту религиозного образа жизни, всегда берегут в себе этот опыт, оставаясь верными Богу даже до смерти (Флп. 2, 8), как были верны Господу многие и многие святые новомученики и исповедники Церкви Русской. Научаемые этими великими примерами христианской жизни, будем стремиться к внутренней перемене нашего сердца, к сохранению и приумножению навыков добродетели.

Молитвословия

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»

глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»

глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.

Молитва пред Казанской иконой Богоматери

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Казанская икона Божией Матери. Обретение
Публикации 16 ноября 2023
Казанская икона Божией Матери. Обретение

Отдел религиозного образования и катехизации Казанской епархии подвел итоги литературного конкурса, посвященного Казанской иконе Божией Матери. Высшую награду конкурса жюри присудило воспитаннице воскресной школы Серафимовского храма города Казани

В Казанской епархии подведены итоги литературного конкурса, посвящённого Казанской иконе Божией Матери В Казанской епархии подведены итоги литературного конкурса, посвящённого Казанской иконе Божией Матери

Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации подвёл итоги литературного конкурса «Казанская икона Божией Матери». Участники прислали в епархиальный отдел сочинения на тему, связанную с Казанским образом Пресвятой Богородицы.