20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской

3884
Фото

Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5.

В этот день совершается память:

Преподобного Фомы, иже в Малеи (X). Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского (2001). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III—IV). Мученицы Кириакии (IV).

Священномученика Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Преподобная Евфросиния Московская

Почитание великой княгини Евфросинии Московской началось ещё при её жизни. После кончины святой у её мощей, положенных в основанном ей Вознесенском монастыре, служились панихиды. В 1822 году святитель Филарет Московский поднял вопрос о совершении служб преподобной Ефросинии, но лишь в 1869 году, после исцеления болящего отрока Адриана у гробницы святой, ей начали служить молебны. В 1880 году издали службу и акафист святой. Акафист читался в обители после воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались день её пострига — 30 мая и день смерти — 20 июля. После уничтожения Вознесенского монастыря в 1929 году мощи святой перенесли в подклет Архангельского собора Кремля, где в 2002 году состоялось их обретение. 28 мая 2008 года святые мощи торжественно перенесли в придел мученика Уара.

Преподобный Акакий Синайский

У преподобного Акакия был старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава. Он ежедневно мучил своего ученика не только укоризнами и ругательствами, но и побоями. Прожив у него девять лет, преподобный Акакий отошёл ко Господу. Его наставник сказал об этом одному великому старцу, который, однако, ответил: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». Тогда нерадивый старец сказал подвижнику: «Поди и сам посмотри». Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного подвижника и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Преподобный Акакий ответил ему: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда наставник преподобного Акакия, поражённый страхом, покаялся и провёл остаток жизни добродетельно.

Преподобный Фома Малеин

Святой Фома, живший в Х веке в Византии, прославился как храбрый военачальник. Обладая огромной силой, он бился во многих сражениях, побеждая врагов. Однако в нем росло стремление к иным подвигам, и Фома принял иночество. Святой обошел ряд обителей за наставлениями подвижников и получил благословение на отшельничество. Когда он стал искать пустынное место, перед ним засиял огненный столп, указывавший дорогу. Святому явился и пророк Илия, также показавший путь. Фома пришел в восточную часть Афона, на гору Малея, и стал вести жизнь в посте и молитве, ведя непрестанную брань теперь уже не с плотскими врагами, а с духами злобы. Святой получил дары чудотворения и исцеления от недугов, молитвами изгонял бесов из одержимых. После кончины преподобного его мощи прославились многочисленными чудесами.

Влахернская икона Божией Матери

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрии», то есть «Путеводительницы». По преданию, именно с этой иконой с молебнами патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. Преподнесенная в дар древняя святыня находилась в Успенском соборе Кремля. Сейчас святыня хранится в музее Московского Кремля.

Евангелие дня

Каким путём необходимо двигаться, чтобы войти в Царство Небесное? Какому святому подражать? Тому, кто был монахом-аскетом и жил сотни лет назад в далёкой-далекой стране? Или тому, кто был примерным семьянином и отошёл ко Господу лишь недавно? Тот отрывок из 15 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает поразмышлять на эту тему.

Глава 15.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Фарисеи, о которых сегодня говорит Христос, считали себя знатоками и хранителями традиции. И в принципе отчасти так оно и было. Они прекрасно знали закон Моисеев, дотошно исполняли церковный устав, любили пышные богослужения, вели внешне благочестивый образ жизни. В народе их уважали и почитали. Да и как не уважать человека, который строго держит пост, регулярно посещает собрания в синагоге, усердно молится во время богослужения, да и каждый свой шаг внимательно сверяет с религиозным законом. Важно понимать, что фарисеи — это не кучка злобных фанатиков. Это столпы иудейского общества. Те упрёки, которые они посылают в адрес Христа и Его учеников, были по большей части справедливы. Ведь Господь нередко совершал вещи, которые не были приняты среди фарисеев. Совершал исцеления, а, следовательно, работал в субботу; ел неумытыми руками; контактировал с прокажёнными, нечистыми; прикасался к умершим; общался и разделял трапезу с язычниками, мытарями и блудницами. В глазах фарисеев это было вольнодумством. Говоря современным языком, Христос был для них либералом и модернистом, Который Своей деструктивной деятельностью разрушал традицию. На самом же деле, конечно, всё было иначе.

Господь в Евангелии часто говорит, что Он пришёл не для того, чтобы нарушить закон, но для того, что исполнить его в полноте. Фарисеи очень однобоко понимали то, что им было передано древними святыми. Они игнорировали целый пласт религиозной жизни. Это то, что нельзя потрогать руками и увидеть глазами. Это не набор действий, которые можно механически повторить. Это внутренняя жизнь верующего. Поэтому сегодня Он упоминает о сердце, в котором действуют злые помыслы. Подлинная религиозная жизнь начинается именно с того, что я пытаюсь навести порядок в своём сердце. Что для этого нужно? Для начала я должен увидеть себя настоящего. Увидеть, что, несмотря на внешнюю благопристойность, в моей душе хаос, перед которым я бессилен. Осознать, что сам я там порядок навести не могу и поэтому мне нужен Спаситель. Именно с этого шага начинается подлинное общение с Богом. Ведь только в этом случае я понимаю, как мне нужны личные отношения с Творцом. Мне нужна вера, потому что сам я без Бога погибаю. Мне необходимо научиться вести с Ним сокровенный диалог, на протяжении которого я буду отдавать Ему свою жизнь и те части своего больного Я, которые страдают от злобы, зависти, ревности, обиды и других духовных недугов. Разнообразные внешние формы богопочитания, церковный устав, храмовый ритуал — это всего лишь та благоприятная среда, в которой должна протекать эта работа. Это указатели, которые расставили на моём пути к Богу те люди, которые Его уже обрели. Именно они написали священные тексты, разработали церковный устав, написали иконы, сложили песнопения. Вся эта внешняя часть традиции — отпечаток их пути, карта, которая показывает мне, в каком примерно направлении необходимо двигаться. За какие границы не стоит выходить. Но свой путь я призван пройти сам. След, который я оставлю на этой карте, будет только мой. Я не могу повторить судьбу другого человека. А потому если нет в моей религиозной жизни ежедневной, систематической, организованной внутренней работы над миром своей души, моя духовная жизнь — просто копирование, пародия, ролевая игра. Это попытка пройти след в след за другим человеком. Втиснуть свой растоптанный башмак 45-го размера в едва заметный, воздушный отпечаток от его изящной серебряной туфельки. Меня самого, меня настоящего в такой религиозной жизни нет. Ведь нахожу я себя лишь тогда, когда в моём сердце начинается сокровенный разговор с Богом. Он отвечает мне, исцеляет мои немощи, и особой, только нам двоим известной тропкой, ведёт в Своё Небесное Царство.

Священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера»

Старец Порфирий Кавсокаливит о тщетности грубости

Один человек столкнулся с жестким отношением к себе со стороны людей строгих и принципиальных. Он был сильно унижен, и в его характере произошел надлом. Старец успокоил его: «Ты — хороший, чувствительный, тихий. Ты — овечка Божия. Но когда к тебе относятся грубо, ты замыкаешься, внутренне сопротивляешься, и тогда на тебя обижаются и перестают понимать. Когда же с тобой обращаются по-доброму, ты проявляешь такие скрытые таланты, что все поражаются. Люди, которые тебя обидели и ранили, никогда, наверное, не слышали старую сказку о ветре и солнце. Ветер и солнце поспорили, кто из них сильнее. И условились: кому удастся снять тулуп с пастуха, который в это время поднимался в гору, тот и сильнее. Начал ветер дуть, задувать, но пастух лишь замерз и плотнее запахнул свой тулуп. Вышло за ним солнце из-за облаков, рассыпало вокруг тепло и благость, пастух согрелся и снял свой тулуп. Говорит тогда солнце ветру: «Видел, кто из нас двоих сильнее?» Грубостью не обретешь человека, но только добротой».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дьявол порой непосредственно воздействует на разум, волю, чувства людей, — хорошо, что в редких случаях, — так что происходит тотальное вторжение темной силы в человеческую личность, и, конечно, та разрушается. Вот таким был и гадаринский бесноватый. Он буйствовал, он был совершенно не способен жить в обществе. Чтобы хоть как-то удержать несчастного, местные жители заковывали его, но он разрывал цепи, убегал и жил в погребальных пещерах. Он был обречен на одиночество, он был лишен всякой свободы, ибо его жизнь была контролируема и направляема темной силой.

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Молитвословия

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостой­ных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 1

Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Фомы

глас 4

Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь мученицы Кириакии

глас 3

Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Новости по теме

Преподобный Акакий Синайский (6 век)
Жития святых 12 декабря 2016
Преподобный Акакий Синайский (6 век)

Жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему старцу, который часто укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил.

Влахернская икона Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.)
Жития святых 20 июля 2016
Влахернская икона Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.)

По преданию, написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами.

Преподобный Фома, иже в Малеи (10 век)
Жития святых 20 июля 2016
Преподобный Фома, иже в Малеи (10 век)

Жил в Византии не позднее XX века. Отличаясь телесной силой и храбростью, святой Фома состоял на военной службе и совершил немало подвигов в сражении с врагами отечества. Однако любовь ко Христу побудила его оставить мир и принять монашеский постриг.

Преподобный Акакий Синайский (6 век)
Жития святых 20 июля 2016
Преподобный Акакий Синайский (6 век)

Жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему старцу, который часто укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил.