Церковный календарь

20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгигини Московской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгигини Московской

5-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 7 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Фомы, иже в Малеи (X). Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского (2001). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III–IV). Мученицы Кириакии (IV).

Священномученика Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Преподобный Акакий Синайский

У преподобного Акакия был старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава. Он ежедневно мучил своего ученика не только укоризнами и ругательствами, но и побоями. Прожив у него девять лет, преподобный Акакий отошёл ко Господу. Его наставник сказал об этом одному великому старцу, который, однако, ответил: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». Тогда нерадивый старец сказал подвижнику: «Поди и сам посмотри». Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного подвижника и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Преподобный Акакий ответил ему: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда наставник преподобного Акакия, поражённый страхом, покаялся и провёл остаток жизни добродетельно.

Преподобный Фома Малеин

Святой Фома, живший в Х веке в Византии, прославился как храбрый военачальник. Обладая огромной силой, он бился во многих сражениях, побеждая врагов. Однако в нем росло стремление к иным подвигам, и Фома принял иночество. Святой обошел ряд обителей за наставлениями подвижников и получил благословение на отшельничество. Когда он стал искать пустынное место, перед ним засиял огненный столп, указывавший дорогу. Святому явился и пророк Илия, также показавший путь. Фома пришел в восточную часть Афона, на гору Малея, и стал вести жизнь в посте и молитве, ведя непрестанную брань теперь уже не с плотскими врагами, а с духами злобы. Святой получил дары чудотворения и исцеления от недугов, молитвами изгонял бесов из одержимых. После кончины преподобного его мощи прославились многочисленными чудесами.

Преподобная Евфросиния Московская

Почитание великой княгини Евфросинии Московской началось ещё при её жизни. После кончины святой у её мощей, положенных в основанном ей Вознесенском монастыре, служились панихиды. В 1822 го ду святитель Филарет Московский поднял вопрос о совершении служб преподобной Ефросинии, но лишь в 1869 году, после исцеления болящего отрока Адриана у гробницы святой, ей начали служить молебны. В 1880 году издали службу и акафист святой. Акафист читался в обители после воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались день её пострига – 30 мая и день смерти – 20 июля. После уничтожения Вознесенского монастыря в 1929 году мощи святой перенесли в подклет Архангельского собора Кремля, где в 2002 году состоялось их обретение. 28 мая 2008 года святые мощи торжественно перенесли в придел мученика Уара.

Влахернская икона Божией Матери

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрии», то есть «Путеводительницы». По преданию, именно с этой иконой с молебнами патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. Преподнесенная в дар древняя святыня находилась в Успенском соборе Кремля. Сейчас святыня хранится в музее Московского Кремля.

Священное Писание

Рим., 97 зач., VIII, 14-21

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Мф., 30 зач., IX, 9-13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13

У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. «Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится».

Старец Порфирий Кавсокаливит о тщетности грубости

Один человек столкнулся с жестким отношением к себе со стороны людей строгих и принципиальных. Он был сильно унижен, и в его характере произошел надлом. Старец успокоил его: «Ты – хороший, чувствительный, тихий. Ты – овечка Божия. Но когда к тебе относятся грубо, ты замыкаешься, внутренне сопротивляешься, и тогда на тебя обижаются и перестают понимать. Когда же с тобой обращаются по-доброму, ты проявляешь такие скрытые таланты, что все поражаются. Люди, которые тебя обидели и ранили, никогда, наверное, не слышали старую сказку о ветре и солнце. Ветер и солнце поспорили, кто из них сильнее. И условились: кому удастся снять тулуп с пастуха, который в это время поднимался в гору, тот и сильнее. Начал ветер дуть, задувать, но пастух лишь замерз и плотнее запахнул свой тулуп. Вышло за ним солнце из-за облаков, рассыпало вокруг тепло и благость, пастух согрелся и снял свой тулуп. Говорит тогда солнце ветру: «Видел, кто из нас двоих сильнее?» Грубостью не обретешь человека, но только добротой».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня, как и десятилетия, столетия, тысячелетия назад, как и во времена Господа и Спасителя, человек становится таким же уязвимым перед действием мощной темной силы, если перестает жить религиозной жизнью. Наверное, именно такими были жители того места, где Господь исцелил двух бесноватых (см. Мф. 8, 28 – 9, 1), почему и сказали Ему: Уйди! Не знаем, не понимаем, Кто Ты и что Ты сделал; лучше, чтобы Тебя не было, у нас нет никакого желания продолжать общаться с Тобой. Так могли сказать только люди, лишенные духовной жизни и религиозного опыта. Вот и сегодня множество людей лишены такого религиозного опыта, а значит, представляют собой потенциальных жертв воздействия темной силы. И потому задача Церкви заключается в том, чтобы, как бы критически ни относились к теме присутствия темной силы в человеческой истории многие современные люди, напоминать им, что эта сила реальна и что жертвой ее воздействия может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога.

Молитвословия

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 1

Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Фомы

глас 4

Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Тропарь мученицы Кириакии

глас 3

Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Теги:
Преподобный Акакий Синайский
преподобный Фома Малеин
преподобная Евфросиния Московская
Влахернская икона Божией Матери

Все публикации