Церковный календарь

15 июля. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 июля. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

5-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 2 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).

Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431). Святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458).

Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

В этот день празднуется событие, имеющее важное значение и для русской истории. Драгоценная Риза Пресвятой Богородицы была привезена в Константинополь из окрестностей Назарета, где она находилась у благочестивой женщины, получившей ее по наследству. Святыня была положена в ковчеге во Влахернском храме в 458 году Патриархом Геннадием. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой Омофор и часть Ее Пояса, которая ныне хранится в афонском монастыре Ватопед. Когда в 860 году Константинополь осадил мощный русский флот князя-язычника Аскольда, Ризу Богоматери после всенародного молебна с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и с молитвой погрузили ее край в воды Босфора. Божия Матерь усмирила воинственность русских воинов. Заключив перемирие, Аскольд снял осаду, а позднее сам принял Крещение с именем Николай и утвердил в Киеве митрополию. Так праздник святыни стал и праздником основания Русской православной митрополии в Киеве. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.

Святитель Фотий, митрополит Киевский

Грек из Пелопоннеса Фотий был возведен на московскую кафедру Патриархом Константинополя в 1408 году и успешно продолжил дело духовного объединения Руси, начатое святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским. 22 года он был Предстоятелем Русской Церкви, укреплял молодое Московское государство, противостоял католичеству, угрожавшему с Запада. Известно, что ордынский хан Едигей пытался захватить митрополита, когда тот отбыл из Москвы во Владимир, но Господь уберег святителя. Главная заслуга Фотия – полное восстановление молитвенно-канонического единства Русской Церкви: он упразднил отдельную Литовскую митрополию, некогда учрежденную литовским князем Витовтом для южных и западных русских православных епархий. Под руководством мудрого святителя был составлен Общерусский летописный свод.

Святитель Иувеналий, патриарх Иерусалимский

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. Во время его первосвятительства Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. За период его правления был созван III и IV Вселенские Соборы. Устраняя мятежные ереси и устанавливая церковное единомыслие, Патриарх Иувеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет.

Священное Писание

Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21

4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Мф., 45 зач., XII, 9-13

9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 12, 4-5. 15-21; Мф. 12, 9-13

«Можно в субботы делать добро». Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью - покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье - театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.

Преподобный Сисой Великий у гробницы Александра Македонского

О египетском подвижнике преподобном Сисое Великом (IV–V века) существует предание (отражённое на многих фресках и иконах), что он побывал на могиле прославленного полководца Александра Македонского, похороненного в Александрии. Увидев её, преподобный Сисой воскликнул: «Увы, смерть! Тебя, Александр, не вмещал целый мир, и как же вместили тебя две пяди земли? » Склонившись над могилой Александра, он произнёс: «К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертию, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!» Преподобный Ефрем Святогорец об этом событии пишет: «Когда помыслим о последнем своём жилище, тогда узрим собственными очами всю человеческую суету, как и авва Сисой, когда увидел гроб Александра Великого».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек, – если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, – ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается. Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (см. Рим. 5, 5).

Молитвословия

Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского

глас 4

Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.

Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского

глас 4

Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского

глас 8

Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Теги:
Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
святитель Фотий Киевский

Все публикации