Церковный календарь

15 июля. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 июля. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

6-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 2 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).

Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431). Святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458).

Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

В этот день празднуется событие, имеющее важное значение и для русской истории. Драгоценная Риза Пресвятой Богородицы была привезена в Константинополь из окрестностей Назарета, где она находилась у благочестивой женщины, получившей ее по наследству. Святыня была положена в ковчеге во Влахернском храме в 458 году Патриархом Геннадием. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой Омофор и часть Ее Пояса, которая ныне хранится в афонском монастыре Ватопед. Когда в 860 году Константинополь осадил мощный русский флот князя-язычника Аскольда, Ризу Богоматери после всенародного молебна с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и с молитвой погрузили ее край в воды Босфора. Божия Матерь усмирила воинственность русских воинов. Заключив перемирие, Аскольд снял осаду, а позднее сам принял Крещение с именем Николай и утвердил в Киеве митрополию. Так праздник святыни стал и праздником основания Русской православной митрополии в Киеве. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.

Святитель Фотий, митрополит Киевский

Грек из Пелопоннеса Фотий был возведен на московскую кафедру Патриархом Константинополя в 1408 году и успешно продолжил дело духовного объединения Руси, начатое святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским. 22 года он был Предстоятелем Русской Церкви, укреплял молодое Московское государство, противостоял католичеству, угрожавшему с Запада. Известно, что ордынский хан Едигей пытался захватить митрополита, когда тот отбыл из Москвы во Владимир, но Господь уберег святителя. Главная заслуга Фотия — полное восстановление молитвенно-канонического единства Русской Церкви: он упразднил отдельную Литовскую митрополию, некогда учрежденную литовским князем Витовтом для южных и западных русских православных епархий. Под руководством мудрого святителя был составлен Общерусский летописный свод.

Святитель Иувеналий, патриарх Иерусалимский

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. Во время его первосвятительства Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. За период его правления был созван III и IV Вселенские Соборы. Устраняя мятежные ереси и устанавливая церковное единомыслие, Патриарх Иувеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет.

Священное Писание

1 Кор., 127 зач., II, 9 — III, 8

9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

11 Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Глава 3

1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

4 Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?

5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Мф., 53 зач., XIII, 31-36

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 2, 9-3, 8; Мф. 13, 31-36

Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, проникла все человечество; с другой — образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее — намерение и решимость спасаться через богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах — в уме, воле, чувстве и иcполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.

Преподобный Сисой Великий у гробницы Александра Македонского

О египетском подвижнике преподобном Сисое Великом (IV–V века) существует предание (отражённое на многих фресках и иконах), что он побывал на могиле прославленного полководца Александра Македонского, похороненного в Александрии. Увидев её, преподобный Сисой воскликнул: «Увы, смерть! Тебя, Александр, не вмещал целый мир, и как же вместили тебя две пяди земли? » Склонившись над могилой Александра, он произнёс: «К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертию, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!» Преподобный Ефрем Святогорец об этом событии пишет: «Когда помыслим о последнем своём жилище, тогда узрим собственными очами всю человеческую суету, как и авва Сисой, когда увидел гроб Александра Великого».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Поскольку грех несовместим со славой Божией, то всякий нераскаянный грех тянет, как камень, человека на дно и как в этой жизни не позволяет достичь благих целей, так и в будущем веке становится препятствием к тому, чтобы быть вместе с Господом. Вот потому и дается нам время на исцеление наших грехов. Пусть никто и ничто не сможет отлучить нас, как говорит апостол Павел, от любви Божией (Рим. 8, 39). Пусть никто и ничто не отлучит нас от спасающей Церкви, в которой мы обретаем возможность, освободившись от тяжести греха, приобщиться к Божиему Царству уже здесь, на земле, через священное таинство Святой Евхаристии, а по завершении нашей жизни вступить в вечное Божественное Царство.

Почему Христос добровольно избрал смерть на Кресте?

«Бог есть любовь» — знаем мы из Библии. Мы говорили о том, что это в первую очередь указывает на взаимную любовь Лиц Пресвятой Троицы. Теперь же рассмотрим, как эта любовь изливается на людей.

Истинная любовь выражается не только чувствами, любовь выражается жертвой. Жертва — мера любви. Чем больше мы любим, тем на большую жертву мы готовы пойти. Кому-то готовы лишь 10 рублей пожертвовать, а ради кого-то часть тела отдать и даже на смерть пойти.

Высшей формой жертвы является самопожертвование. По словам Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Он подтвердил Свои слова на Кресте.

Крест — не только наиболее мучительная, но и наиболее унизительная форма страдания. Предательство тоже вызывает страдание, вспомним, что Спасителя предал один из близких учеников, а другой публично отрёкся.

Крестная жертва — высочайшая форма Божественного Откровения, беспредельное выражение любви — Бог добровольно идёт на крест ради спасения Своего творения. То есть Крест — вершина любви. Через крестную жертву Бог раскрывает нам Свою безмерную любовь и призывает к ответной любви. Вот в чём одно из важнейших значений Его жертвы.

Понять суть крестной жертвы Бога — значит понять суть Христианства. Без этого религия любви превращается в религию закона, обязательств человека перед Творцом, типа ислама. Осознавать Бога лишь как мощь и силу, но не видеть Его любви к нам — значит продолжать жить в Ветхом Завете.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского

глас 4

Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.

Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского

глас 4

Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского

глас 8

Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Теги:
Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
святитель Фотий Киевский

Все публикации