15 июля. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

4431
Фото

5-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 2 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).

Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431). Святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458).

Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

В этот день празднуется событие, имеющее важное значение и для русской истории. Драгоценная Риза Пресвятой Богородицы была привезена в Константинополь из окрестностей Назарета, где она находилась у благочестивой женщины, получившей ее по наследству. Святыня была положена в ковчеге во Влахернском храме в 458 году Патриархом Геннадием. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой Омофор и часть Ее Пояса, которая ныне хранится в афонском монастыре Ватопед. Когда в 860 году Константинополь осадил мощный русский флот князя-язычника Аскольда, Ризу Богоматери после всенародного молебна с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и с молитвой погрузили ее край в воды Босфора. Божия Матерь усмирила воинственность русских воинов. Заключив перемирие, Аскольд снял осаду, а позднее сам принял Крещение с именем Николай и утвердил в Киеве митрополию. Так праздник святыни стал и праздником основания Русской православной митрополии в Киеве. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.

Святитель Фотий, митрополит Киевский

Грек из Пелопоннеса Фотий был возведен на московскую кафедру Патриархом Константинополя в 1408 году и успешно продолжил дело духовного объединения Руси, начатое святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским. 22 года он был Предстоятелем Русской Церкви, укреплял молодое Московское государство, противостоял католичеству, угрожавшему с Запада. Известно, что ордынский хан Едигей пытался захватить митрополита, когда тот отбыл из Москвы во Владимир, но Господь уберег святителя. Главная заслуга Фотия — полное восстановление молитвенно-канонического единства Русской Церкви: он упразднил отдельную Литовскую митрополию, некогда учрежденную литовским князем Витовтом для южных и западных русских православных епархий. Под руководством мудрого святителя был составлен Общерусский летописный свод.

Святитель Иувеналий, патриарх Иерусалимский

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. Во время его первосвятительства Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. За период его правления был созван III и IV Вселенские Соборы. Устраняя мятежные ереси и устанавливая церковное единомыслие, Патриарх Иувеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет.

Священное Писание

Рим., 120 зач., XVI, 1-16

1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.

2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.

3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.

5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.

6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.

7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.

8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.

9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.

10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.

11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.

12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.

13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.

14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.

15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Мф., 50 зач., XIII, 3-9

3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 16, 1-16; Мф. 13, 3-9

Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором — те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем — те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом — те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жизнь человека должна сопровождаться реальными свершениями. Все, что мы делаем, будь то наша профессиональная карьера, семейная или личная жизнь, — все обязано приносить плод, который будет востребован людьми, который призван улучшить жизнь и служить накоплению духовного потенциала личности и всего человечества. Плод этот должен иметь смысл и в перспективе вечной жизни. Если же мы, сохраняя внешнюю приверженность вере и благочестию, не делаем ничего, что имеет ценность в очах Божиих, если жизнь наша проходит в суете, то мы, несомненно, уподобляемся той пышной смоковнице, которая имела замечательную листву, но не давала полезных плодов.

Почему Христос добровольно избрал смерть на Кресте?

«Бог есть любовь» — знаем мы из Библии. Мы говорили о том, что это в первую очередь указывает на взаимную любовь Лиц Пресвятой Троицы. Теперь же рассмотрим, как эта любовь изливается на людей.

Истинная любовь выражается не только чувствами, любовь выражается жертвой. Жертва — мера любви. Чем больше мы любим, тем на большую жертву мы готовы пойти. Кому-то готовы лишь 10 рублей пожертвовать, а ради кого-то часть тела отдать и даже на смерть пойти.

Высшей формой жертвы является самопожертвование. По словам Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Он подтвердил Свои слова на Кресте.

Крест — не только наиболее мучительная, но и наиболее унизительная форма страдания. Предательство тоже вызывает страдание, вспомним, что Спасителя предал один из близких учеников, а другой публично отрёкся.

Крестная жертва — высочайшая форма Божественного Откровения, беспредельное выражение любви — Бог добровольно идёт на крест ради спасения Своего творения. То есть Крест — вершина любви. Через крестную жертву Бог раскрывает нам Свою безмерную любовь и призывает к ответной любви. Вот в чём одно из важнейших значений Его жертвы.

Понять суть крестной жертвы Бога — значит понять суть Христианства. Без этого религия любви превращается в религию закона, обязательств человека перед Творцом, типа ислама. Осознавать Бога лишь как мощь и силу, но не видеть Его любви к нам — значит продолжать жить в Ветхом Завете.

В это мы больше не верим

Мы живем в мире, полном самых разнообразных представлений о сверхъестественном, и многие из нас приходят к Православию довольно сложным и запутанным путем, пережив влияние того, что Писание называет «учениями различными и чуждыми». В этом нет ничего необычного — например, блаженный Августин, один из выдающихся богословов древней Церкви, до своего обращения к Православию успел провести какое-то время в популярной в то время секте манихеев.

Стать православным христианином — значит отказаться от тех представлений, которые не согласны с учением Церкви. Как говорится в Чине Присоединения, «Отрекаешься ли ты от мудрований языческих?» — «Отрекаюсь».

Мы больше не верим, например, в карму и реинкарнацию, а верим в прощение грехов и воскресение мертвых.

Впрочем, эти ложные учения могут быть и не религиозными, а мировоззренческими или идеологическими, например, провозглашать принципиальный атеизм или расизм. Становясь христианами, мы отрекаемся от всего, что противоречит истинной вере.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского

глас 4

Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.

Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского

глас 4

Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского

глас 8

Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Новости по теме

Святитель Фотий, митрополит Киевский (1431 г.)
Жития святых 15 июля 2016
Святитель Фотий, митрополит Киевский (1431 г.)

Родом грек из пелопонесского города Монемвасии. В отроческих летах он поступил в монастырь и, приняв иночество, проводил жизнь в подвигах благочестия под руководством великого старца подвижника.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (5 век)
Жития святых 15 июля 2016
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (5 век)

Пресвятая Богородица перед блаженным успением подарила одну из своих одежд (ризу) благочестивой девице, завещав передавать ее перед смертью также девице. В этой семье и сохранялась святыня из поколения в поколение.