Церковный календарь

14 июля. Память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 июля. Память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

Неделя 4-я по Пятидесятнице
Поста нет. 1 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284).

Мученика Потита (II). Преподобного Петра патрикия (854). Преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (XVI). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Святителя Арсения, епископа Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня).

Священномученика Аркадия Гаряева пресвитера (1918); священномуеника Алексия Дроздова диакона (1942).

Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие

Святые бессребреники Косма и Дамиан упоминаются в молитвах Таинства Елеосвящения как ходатаи о болящих. Мученики Косма и Дамиан, родные братья по плоти, происходили из благочестивой семьи римских христиан. Лекари по профессии, они сопровождали свою безмездную врачебную практику евангельской проповедью. По приказу императора Карина (283–284) они были схвачены и приведены на судилище. Во время допроса императора поразила внезапная болезнь, и он стал просить братьев об исцелении. По молитве мучеников Карин выздоровел, и святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу. Братья продолжили своё служение, которое становилось всё более известным среди язычников. Но их прежний учитель, позавидовав врачебной славе своих бывших любимых учеников, завёл святых братьев в горы и предательски убил.

Преподобная Ангелина, деспотиса Сербская

Праведная Ангелина была супругой святого Стефана, короля Сербии. В то время Сербия была завоевана турками, и супруги претерпели изгнание в Италию. После смерти мужа святая приняла монашеский постриг и посвятила себя молитве и благотворительности. Особенно она заботилась о сербских и русских монастырях. Видя, что уже не в силах помогать всем обителям, она обратилась с посланием к московскому князю Василию III: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». На средства, пожертвованные князем, святая построила Крушедольскую лавру, где ныне покоятся ее нетленные мощи, мощи ее супруга и двух сыновей.

Священное Писание

Рим., 93 зач., VI, 18-23

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.

22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мф., 25 зач., VIII, 5-13

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

Последняя встреча преподобного Венедикта Нурсийского с сестрой

У преподобного Венедикта была сестра-близнец по имени Схоластика. Один день в году он гостил в её монастыре, но вечером уходил, так как его устав запрещал ночевать вне обители. Во время последнего визита ему уже нужно было уходить, но Схоластика попросила брата сделать исключение: «Не оставляй меня в эту ночь, прошу тебя: так мы сможем до утра говорить о радостях небесной жизни». Но преподобный возмущённо ответил: «Что такое ты говоришь, сестра!» На вечернем небе не было ни облачка. Схоластика скрестила руки на столе и опустила на них голову. В короткое время небо покрылось тучами и разразилась такая буря, что Венедикт не мог ступить за порог. «Да простит тебя Бог, сестра моя, – сказал он, – что ты сделала?» Схоластика сказала: «Я просила тебя, и ты не захотел меня послушать. Тогда я попросила моего Господа, и Он меня услышал ». Через три дня Схоластика умерла. Преподобный Венедикт распорядился похоронить её в своей могиле, так что их тела оказались соединены и утробой матери, и гробом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Апостол Павел учит нас (см. Рим. 6, 18–23), что существует две свободы – свобода от греха и свобода от праведности. Свобода от греха – это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным. Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. <…> Апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, – жизнь вечная. Это не человеческие слова, – это Бог через апостола Павла говорит всему миру.

Молитвословия

Тропарь бессребреников

глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреников

глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах, врачеве,/ чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Собор Тверских святых. Тропарь

глас 4

Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.

Собор Тверских святых. Кондак

глас 4

На земли благочестно пожившии,/ святии, в земли Тверской просиявшии,/ и ныне на Небесех со Ангелы радуетеся/ и Троицу Святую — Отца, и Сына, и Святаго Духа во Едином Божестве прославляете./ Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас/ и святую память совершающе, молим:/ принесите наша молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя,/ да Вашим ходатайством/ дарует мир и спасение душам нашим.

Теги:
Бессребренники Косма и Дамиан Римские
православный календарь

Все публикации