Церковный календарь

13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

6-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 30 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление святителя Софрония, епископа Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии.

Священномученика Тимофея Петропавловского пресвитера, преподобномученика Никандра Прусака (1918); преподобномученика Феогена Козырева (1939); мученика Иоанна Демидова (1944).

Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов — древний праздник, установленный Церковью на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга» — и все они были посланниками и слугами Христовыми. Чтобы открыть миру Свое всемогущество, Христос избрал и наделил чудесною силою людей из бедных, незнатных родов. Будучи призваны, они оставили родных, дома, занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, разделяя с Ним все лишения и страдания. Почти все они мученически окончили свою жизнь: кто-то был распят, другие обезглавлены, лишь апостол Иоанн Богослов скончался своей смертью, хотя и претерпел много страданий.

Преподобный Петр, царевич Ордынский

Преподобный Пётр, царевич Ордынский, племянник хана Золотой Орды Бергая, был обращён в православную веру святителем Кириллом, епископом Ростовским. Вслед за епископом царевич последовал в Ростов, где крестился с именем Пётр. В Ростове Пётр жил в кафедральном доме и усердно посещал храм Божий. По временам он забавлялся соколиной охотой. Однажды на охоте Пётр заснул на берегу озера Неро. Во сне ему явились апостолы Пётр и Павел и вручили серебро и золото для построения монастыря в их честь. С благословения нового Ростовского епископа Игнатия, тоже получившего во сне указание от апостолов основать обитель, Пётр построил Петропавловский монастырь на месте явления апостолов. Вскоре святой женился, и после смерти супруги, незадолго до своей кончины в 1290 г., принял иночество в построенной им обители.

Священное Писание

1 Кор., 131 зач., IV, 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Мк., 12 зач., III, 13-19

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 16, 17-24; Мф. 13, 10-23

Отчего многие не разумеют бесед о духовных вещах? По причине отолстения сердца. Когда сердце полно пристрастий к земным вещам, тогда оно грубеет, как сказано: "уты, утолсте, расшире". В этом виде оно, как тяжелая гиря, вниз тянет и приковывает к земле всю душу и с ее умом. Тогда вращаясь все в кругу низких предметов, и оно становится низкомыслящим и не может воспарять горе, как обремененная пищею птица. Вращаясь же не видит горнего, и весь склад его противен ему. . . То совсем безвестная для него страна. В сумме своих понятий и опытов не имеет он ничего, к чему мог применить тамошнее, чтобы увидеть его хоть зерцалом в гадании. Оттого ни сам рассуждать о том не берется, ни других рассуждающих слушать охоты не имеет, и книг, в которых пишется о том, в руки не возьмет. Не оттого ли у многих вы встретите иногда не один журнал светский, а духовного ни одного, ни одной духовной книги, даже Евангелия?

Как святитель Тихон смирением обуздал дерзость богохульника

Святитель Тихон Задонский по своей природе был горячим и нервным человеком, но эти качества сочетались у него с глубоким смирением, любовью и уважением к людям. По свидетельству келейников, он мог до земли поклониться им, если видел, что те обиделись на какое-нибудь его замечание. Однажды в доме знакомых святитель встретился с молодым помещиком, увлёкшимся модной в XVIII веке философией Вольтера. Начался спор на богословские и философские темы. Святитель говорил твёрдо и спокойно, основательно, веско опровергая безбожные идеи. Вольнодумец же постепенно раздражался и, видя себя побеждённым в споре, пришёл в ярость и ударил святителя по щеке. Неожиданно для всех святитель Тихон встал, поклонился обидчику в ноги и стал просить прощения: «Простите меня, ради Бога, что ввёл вас в искушение». Беспримерная кротость святого так потрясла оскорбителя, что он сам со слезами кинулся к ногам святителя и с этого момента стал добрым христианином.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И весть Христа Спасителя, и труд апостолов были направлены на то, чтобы вырвать людей из этой цепи, когда человек, находясь под влиянием и давлением обстоятельств, предрассудков, ложных убеждений, путается в жизни и теряет перспективу. Подвиг святых апостолов был связан с движением вверх, к Небу, и задача заключалась в том, чтобы вверх, к Небу поднять род человеческий. И многое удалось сделать, потому что проповедь о Кресте, идеи, которые казались безумными (как сказано апостолом, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23)), вдруг оказались в центре жизни значительной части человечества.

О трояком служении Христа

Земное служение Господа Иисуса Христа рассматривается в богословской литературе с трех сторон: как пророческое, царское и первосвященническое. Усматриваемая тройственность сторон Его служения связана с тройственностью соответствующих им видов служения ветхозаветного периода. Слово «Христос», как известно, означает «Помазанник». Во времена Ветхого Завета помазанниками Божьими именовались пророки (3 Цар.19:16), цари (1 Цар.10:1) и первосвященники (Лев.8:12). Это связано с совершавшимся над ними обрядом помазания, когда они посвящались на соответствующее служение (пророческое, царское, первосвященническое).

Спаситель именуется Помазанником в исключительном смысле. Если на ветхозаветных пророках, царях, первосвященниках и почивали особые благодатные дары, то во Христе обитала и «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

Как Пророк (Втор.18:15) Христос открывал людям волю Божью, преподал спасительное учение (Мф.23:8). Как Царь (Ин.18:36) Он исцелял болезни, укрощал стихии, повелевал демонами, изгоняя их из людей. К царскому служению Спасителя относят Его сошествие во ад и выведение оттуда праведных душ (1Пет.13:18-19). Как Первосвященник (Евр.4:14) Он принёс Себя в Крестную Жертву (по человеческому естеству); принял же Он эту Жертву, с Отцом и Святым Духом, как Бог (то есть по Божескому естеству).

Молитвословия

Тропарь Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Молитва двунадесяти апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши: тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем недостойнии в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, моляще их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, Евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный (учениче) Андрее, водружением Креста Россию благословивый, Апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии богоизбрании Апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского)

глас 8

Отечества своего, блаженне Петре, удалився,/ и богомерзкую веру отнюд возненавидев,/ от тьмы во свет пришел еси/ и вселился еси во славный и многонародный град Ростов,/ в немже житие честно пожив,/ церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию,/ и сию чудными иконами, яко невесту, украсив,/ святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси,/ темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского)

глас 4

Явися велие солнце Христовой Церкви,/ просвещая учения светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым,/ от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси,/ от источника неистощимаго,/ на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре,/ ныне всем подававши грехов прощение, славо преподобным.

Тропарь святителя Софрония, епископа Иркутского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Теги:
Преподобный Петр Ордынский
православный календарь

Все публикации