Церковный календарь

11 июля. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 июля. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев

4-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 28 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев (ок. 1353).

Преподобного Ксенофонта Робейского (1262). Преподобного Павла врача.

Священномученика Василия Ситникова диакона (1918); преподобномученицы Севастианы Агеевой-Зуевой (1938); священномученика Григория Самарина диакона (1940).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Бессребреники и чудотворцы Кир и Иоанн

Святые бессребреники Кир и Иоанн упоминаются в молитвах Таинства Елеосвящения. Святой Кир происходил из города Александрии, где имел врачебную практику. Он был христианином и лечил безвозмездно и телесные, и душевные недуги. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал к истинной вере. Между тем началось гонение императора Диоклетиана (284–305). Узнав о том, что врач отвращает жителей от почитания языческих богов, правитель города приказал схватить его. Тогда святой Кир удалился в Аравийскую пустыню и принял монашество. Там к нему присоединился святой Иоанн, бывший воин. Праведники стали исцелять людей, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. Также они заповедовали верующим не бояться страданий за Христа, за что были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Основатели Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, посреди Ладожского озера, были греческими монахами, пришедшими во владения Великого Новгорода еще в X веке, во времена Крещения Руси. О жизни святых известно мало, но лучшее свидетельство их подвига — устроенная ими знаменитая обитель, которой суждено было стать оплотом христианского просвещения на севере Руси, пережить множество бед и разорений, гибель братии, принявшей мученическую кончину при вторжении шведов, поругание в богоборческую эпоху и, наконец, восстановление во всем своем величии. Валаамский монастырский устав считался образцовым: монахам полагалось жить «по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством… в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании».

Священное Писание

Рим., 97 зач., VIII, 14-21

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Мф., 30 зач., IX, 9-13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13

У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. «Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится».

Явление старца после кончины своему ученику

Ученик духовника Валаамского монастыря иеросхимонаха Евфимия, монах Иларион, отправляясь с Валаама Николо-Бабаевский монастырь и прощаясь со старцем, просил его: «Батюшка, ты скоро кончишь свою жизнь, молю тебя, если обрящешь благодать у Господа, явися мне очевидно». Старец задумался и, помолчав, ответил: «Это — выше мер моих». Ученик продолжал умолять его: «Мне известна вся твоя жизнь, и если твоё спасение будет сокровенно и неизвестно, то нам как можно и надеяться спастись? Если же ты обрящешь благодать у Бога, то тебе будет это возможно». Старец отвечал: «Буди воля Господня!» И они расстались. В день преставления отца Евфимия отец Иларион, в глубокой скорби от многообразных искушений, сидел в часовне Николо-Бабаевского монастыря. Во время вечерни двери часовни сами отворились, и ему явился отец Евфимий, посмотрел на него и заплакал, сочувствуя тяжкой участи своего ученика. Отец Иларион рассказал об утешительном явлении ему отца Евфимия через 30 лет, за месяц до своей кончины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Валаам всегда был оплотом России на Севере, но он никогда не был военным оплотом, он всегда был оплотом духовным. Однако этот духовный оплот оказался куда сильнее любых крепостей, любых оборонительных сооружений, любой человеческой силы. Что только за эти столетия, начиная с далекого XIV века, не происходило на этих землях! Какие только перемены не сотрясали жизнь людей! А обитель стояла, как маяк, как светоч, к которому устремлялись люди. Казалось, после нанесенного обители сокрушительного удара в веке XX невозможно даже помыслить о ее возрождении.., однако Господь из пепла возродил обитель, причем не только стены... но, может быть, самое важное, что обитель ныне живет полноценной жизнью. …Увеличивается количество паломников, возрастает количество людей молодого и среднего возраста, которые приходят сюда, чтобы в этот день помолиться вместе с братией и почувствовать присутствие благодати Божией, нисходящей на нас по молитвам святых преподобных Сергия и Германа.

Как понимать, что Христос и Бог, и Человек?

Божественная и человеческая природы соединены в Лице Господа Иисуса Христа неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Неслитно (не смешавшись и не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ Бога и человека), нераздельно (божественная и человеческая природы соединились в одной Личности Бога Сына), неразлучно (навечно).

У Христа две воли: божественная и человеческая. Свою человеческую волю Господь всецело подчинил воле Божественной.

Молитвословия

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва вторая преподобным Сергию и Герману Валаамским

О преподобнии, богоноснии, всеблаженнии отцы наши, Сергие и Германе, зрителие Славы Божия в Небесном Царствии, не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающым: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще убо Небесному Царю, о всеблаженнии! Молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране ниспосылати обилие благ земных. Страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Молите Его, еже нас всех в вере и добродетелех утвердити, избавляя присно от вожделений греховных, и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящыя уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающих спасати, путешествующым спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати; яко Того вси есмы творение и Того есть Царство, и Сила и Слава во веки веков. Аминь.

Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 3

От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте. Февраль

Теги:
Мученики Кир и Иоанн
преподобные Герман и Сергий Валаамские
православный календарь

Все публикации