Церковный календарь

11 июля. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 июля. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев

4-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 28 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев (ок. 1353).

Преподобного Ксенофонта Робейского (1262). Преподобного Павла врача.

Священномученика Василия Ситникова диакона (1918); преподобномученицы Севастианы Агеевой-Зуевой (1938); священномученика Григория Самарина диакона (1940).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Бессребреники и чудотворцы Кир и Иоанн

Святые бессребреники Кир и Иоанн упоминаются в молитвах Таинства Елеосвящения. Святой Кир происходил из города Александрии, где имел врачебную практику. Он был христианином и лечил безвозмездно и телесные, и душевные недуги. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал к истинной вере. Между тем началось гонение императора Диоклетиана (284–305). Узнав о том, что врач отвращает жителей от почитания языческих богов, правитель города приказал схватить его. Тогда святой Кир удалился в Аравийскую пустыню и принял монашество. Там к нему присоединился святой Иоанн, бывший воин. Праведники стали исцелять людей, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. Также они заповедовали верующим не бояться страданий за Христа, за что были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Основатели Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, посреди Ладожского озера, были греческими монахами, пришедшими во владения Великого Новгорода еще в X веке, во времена Крещения Руси. О жизни святых известно мало, но лучшее свидетельство их подвига — устроенная ими знаменитая обитель, которой суждено было стать оплотом христианского просвещения на севере Руси, пережить множество бед и разорений, гибель братии, принявшей мученическую кончину при вторжении шведов, поругание в богоборческую эпоху и, наконец, восстановление во всем своем величии. Валаамский монастырский устав считался образцовым: монахам полагалось жить «по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством… в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании».

Священное Писание

Рим., 106 зач., XI, 13-24

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".

20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Мф., 43 зач., XI, 27-30

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

За пятницу: 

Рим., 107 зач., XI, 25-36

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,— чтобы вы не мечтали о себе,— что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Мф., 44 зач., XII, 1-8

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 11, 25-36; Мф. 12, 1-8

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных». Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Действительно, грех осуждения — плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клеветливость. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, — и замрет злой позыв.

Явление старца после кончины своему ученику

Ученик духовника Валаамского монастыря иеросхимонаха Евфимия, монах Иларион, отправляясь с Валаама Николо-Бабаевский монастырь и прощаясь со старцем, просил его: «Батюшка, ты скоро кончишь свою жизнь, молю тебя, если обрящешь благодать у Господа, явися мне очевидно». Старец задумался и, помолчав, ответил: «Это — выше мер моих». Ученик продолжал умолять его: «Мне известна вся твоя жизнь, и если твоё спасение будет сокровенно и неизвестно, то нам как можно и надеяться спастись? Если же ты обрящешь благодать у Бога, то тебе будет это возможно». Старец отвечал: «Буди воля Господня!» И они расстались. В день преставления отца Евфимия отец Иларион, в глубокой скорби от многообразных искушений, сидел в часовне Николо-Бабаевского монастыря. Во время вечерни двери часовни сами отворились, и ему явился отец Евфимий, посмотрел на него и заплакал, сочувствуя тяжкой участи своего ученика. Отец Иларион рассказал об утешительном явлении ему отца Евфимия через 30 лет, за месяц до своей кончины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Валаам всегда был оплотом России на Севере, но он никогда не был военным оплотом, он всегда был оплотом духовным. Однако этот духовный оплот оказался куда сильнее любых крепостей, любых оборонительных сооружений, любой человеческой силы. Что только за эти столетия, начиная с далекого XIV века, не происходило на этих землях! Какие только перемены не сотрясали жизнь людей! А обитель стояла, как маяк, как светоч, к которому устремлялись люди. Казалось, после нанесенного обители сокрушительного удара в веке XX невозможно даже помыслить о ее возрождении.., однако Господь из пепла возродил обитель, причем не только стены... но, может быть, самое важное, что обитель ныне живет полноценной жизнью. …Увеличивается количество паломников, возрастает количество людей молодого и среднего возраста, которые приходят сюда, чтобы в этот день помолиться вместе с братией и почувствовать присутствие благодати Божией, нисходящей на нас по молитвам святых преподобных Сергия и Германа.

Молитвословия

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобных

глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных

глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 3

От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте. Февраль

Теги:
Мученики Кир и Иоанн
преподобные Герман и Сергий Валаамские
православный календарь

Все публикации