Церковный календарь

10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

5-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 27 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Сампсона странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).

Преподобного Серапиона Кожеезерского (1611). Преподобного Севира пресвитера (VI). Преподобного Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Преподобного Мартина Туровского (после 1146).

Священномучеников Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); священномученика Петра Остроумова пресвитера (1939).

Преподобный Сампсон странноприимец

Сампсон происходил из богатой и знатной римской семьи. В молодости глубоко изучив медицину, он стал безвозмездно лечить больных, а после смерти родителей начал готовиться к пустынножительству, раздал наследство и отпустил на волю своих рабов. Однако Господь указал ему путь иного служения, и святой, поселившись в Константинополе, продолжил лечить недужных не только силой врачебного таланта, но и чудотворения, как носитель Божией благодати. Патриарх посвятил его во пресвитера. Исцелив самого императора Юстиниана одним прикосновением, святой Сампсон отказался от награды и лишь попросил правителя построить странноприимный дом и больницу, в которой он подвизался до глубокой старости. Святой и после кончины не оставил свою странноприимницу, оберегая ее от пожаров и являясь нерадивому управляющему, дабы вразумить его.

Преподобного Мартин Туровский

Преподобный Мартин Туровский подвизался в XII веке, служа поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Геор гии в их резиденции — Борисоглебском монастыре. Когда он по старости и болезни не смог исполнять свои обязанности, его уволили, и, приняв монашество, святой остался в обители. Никто за ним не смотрел, так что бывший повар часто страдал от недуга. Однажды он так занемог, что не смог подняться. Мучаясь от боли и жажды, он стал молиться святым мученикам Борису и Глебу. На третий день к нему явились святые князья, подали ковш воды и исцелили. «Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба тебе послужити и недуг исцелити», — говорится об этом чуде в тропаре святому Мартину.

Священное Писание

Рим., 120 зач., XVI, 1-16

1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.

2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.

3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.

5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.

6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.

7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.

8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.

9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.

10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.

11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.

12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.

13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.

14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.

15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Мф., 50 зач., XIII, 3-9

3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 16, 1-16; Мф. 13, 3-9

Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором — те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем — те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом — те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Семья — это школа благочестия, школа мудрости, школа жизни. Общаться с людьми, даже с близкими по плоти, постоянно, нередко в достаточно ограниченном пространстве современных квартир, — дело очень непростое. В семье оттачиваются все наши добродетели и одновременно обнажаются все наши слабости. И если в публичном пространстве мы обычно удерживаемся от гнева, от осуждения, опасаясь навлечь на себя гнев людей незнакомых или малознакомых, то в общении с близкими мы себя почти не сдерживаем, мы такие, какие мы есть. Поэтому семейная жизнь нередко омрачается скорбями — и гневом, и невоздержанностью, и многими другими проявлениями нашей слабой человеческой природы. Но одновременно именно в семье появляется возможность преодолевать свои слабости, свои греховные наклонности, все то, что часто мешает человеку устроять общение с ближними своими.

Никодим Святогорец о хранении чувств

Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь: жизнь входит, когда мы ими хорошо управляем и не позволяем пробраться привычным страстям; смерть — когда они впускают смертоносные и душевредные страсти. Позаботься очистить свою душу от той скверны, какую вносят чувства извне вовнутрь. Ведь подобно тому как бурные потоки, выходя из берегов во время дождей, сметают на своем пути камни, деревья и все прочее, так и чувства, лишь останутся без надзора ума, тотчас бросаются на все чувственное и воспринимают всякое пошлое зрелище, всякое сквернословие — короче говоря, всякую грязь похотей, а затем привносят все это в несчастную душу, делая ее вертепом разбойников. Подвизайся удерживать свои чувства, поскольку они ведут ко злу, оскверняя душу через нечистые пожелания… и поскольку диавол непрестанно наблюдает за нами и, как только мы открываем одно из чувств, входит в душу и убивает ее, как говорит о том преподобный Исаак Сирин.

Сколько лет Иисусу Христу?

Поскольку Господь Иисус Христос является Совершенным Богом и вместе Совершенным Человеком, постольку и ответ на вопрос о возрасте Христа должен рассматриваться с двух сторон.

По Божескому естеству Вочеловичившийся Сын Божий вечен, пребывает вне времени. И хотя в формате символического языка о Боге говорится: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12), в действительности, как Вечный, Он не обусловлен временем, течением лет, подобно тому, как обусловлены им мы. Промышляя о мире, Господь проявляет Себя в условиях времени, однако совершенно от них не зависит. Нельзя сказать, что сегодня Бог старше, чем вчера, а завтра будет старше, чем сегодня. По Божескому естеству Спаситель не только «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), Он в принципе — вне рамок хронологически измеряемого возраста.

Другое дело, когда мы говорим о Христе по человеческому естеству. Как Человек Он был зачат и родился в определенный исторический момент. Сперва Он был Младенцем, затем пришёл в отроческий возраст, потом достиг возраста мужа, был убит и воскрес. Таким образом, по человеческому естеству Христу более 2000 лет.

Молитвословия

Тропарь преподобного Сампсона

глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Сампсона

глас 8

Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений.

Молитва преподобному Сампсону

О теплый молитвинниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая, моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь.

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартина Туровского

глас 1

Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити.

Теги:
Преподобный Сампсонон странноприимец
преподобный Мартин Туровский
православный календарь

Все публикации