Церковный календарь

10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

4-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 27 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Сампсона странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).

Преподобного Серапиона Кожеезерского (1611). Преподобного Севира пресвитера (VI). Преподобного Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Преподобного Мартина Туровского (после 1146).

Священномучеников Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); священномученика Петра Остроумова пресвитера (1939).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Преподобный Сампсон странноприимец

Сампсон происходил из богатой и знатной римской семьи. В молодости глубоко изучив медицину, он стал безвозмездно лечить больных, а после смерти родителей начал готовиться к пустынножительству, раздал наследство и отпустил на волю своих рабов. Однако Господь указал ему путь иного служения, и святой, поселившись в Константинополе, продолжил лечить недужных не только силой врачебного таланта, но и чудотворения, как носитель Божией благодати. Патриарх посвятил его во пресвитера. Исцелив самого императора Юстиниана одним прикосновением, святой Сампсон отказался от награды и лишь попросил правителя построить странноприимный дом и больницу, в которой он подвизался до глубокой старости. Святой и после кончины не оставил свою странноприимницу, оберегая ее от пожаров и являясь нерадивому управляющему, дабы вразумить его.

Преподобного Мартин Туровский

Преподобный Мартин Туровский подвизался в XII веке, служа поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Геор гии в их резиденции — Борисоглебском монастыре. Когда он по старости и болезни не смог исполнять свои обязанности, его уволили, и, приняв монашество, святой остался в обители. Никто за ним не смотрел, так что бывший повар часто страдал от недуга. Однажды он так занемог, что не смог подняться. Мучаясь от боли и жажды, он стал молиться святым мученикам Борису и Глебу. На третий день к нему явились святые князья, подали ковш воды и исцелили. «Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба тебе послужити и недуг исцелити», — говорится об этом чуде в тропаре святому Мартину.

Священное Писание

Рим., 105 зач.,XI, 2–12

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Мф., 42 зач.,XI, 20–26

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?.. И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других... А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Никодим Святогорец о хранении чувств

Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь: жизнь входит, когда мы ими хорошо управляем и не позволяем пробраться привычным страстям; смерть — когда они впускают смертоносные и душевредные страсти. Позаботься очистить свою душу от той скверны, какую вносят чувства извне вовнутрь. Ведь подобно тому как бурные потоки, выходя из берегов во время дождей, сметают на своем пути камни, деревья и все прочее, так и чувства, лишь останутся без надзора ума, тотчас бросаются на все чувственное и воспринимают всякое пошлое зрелище, всякое сквернословие — короче говоря, всякую грязь похотей, а затем привносят все это в несчастную душу, делая ее вертепом разбойников. Подвизайся удерживать свои чувства, поскольку они ведут ко злу, оскверняя душу через нечистые пожелания… и поскольку диавол непрестанно наблюдает за нами и, как только мы открываем одно из чувств, входит в душу и убивает ее, как говорит о том преподобный Исаак Сирин.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будем молиться Господу, чтобы семья осталась неприкосновенной, чтобы никакие темные силы не разрушили этой святой общности людей. Будем молиться и о воспитании подрастающего поколения. Задача старших — передать своим детям и внукам правильное отношение к семье, воспитать их в таком понимании любви, которое привело бы их к подлинно счастливой жизни, крепким и здоровым семейным отношениям. Пусть Господь хранит наших детей, нашу молодежь, и поможет им создавать крепкие здоровые семьи. Помолимся также и о тех, кто не сумел сохранить семью, кто прошел через страшное испытание — развод, кто страдает от отчуждения между родителями и детьми, и будем надеяться, что по нашим немощным молитвам и благодаря нашим общим усилиям сохранятся и семья, и любовь, и последующие поколения воспримут великие традиции, восходящие к Самому Богу, ибо по Его воле и по Его замыслу учреждена общность людей, которую мы именуем семьей. Пусть Царица Небесная покрывает Своим покровом наши семьи, родителей и детей.

Молитвословия

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Мартина Туровского

глас 1

Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити.

Тропарь преподобного Сампсона

глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Сампсона

глас 8

Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений.

Теги:
Преподобный Сампсонон странноприимец
преподобный Мартин Туровский
православный календарь

Все публикации