Церковный календарь

9 июля. Празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 июля. Празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери

5-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 26 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Давида Солунского (ок. 540).

Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Обретение мощей преподобного Тихона Луховского, Костромского (1569). Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского (1995). Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII).

Священномученика Георгия Степанюка пресвитера (1918).

Лиддской (Римской) (I), Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери — одна из особо почитаемых на Руси святынь. До XIV века эта икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере, близ г. Тихвина. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений.

Седмиезерная икона Божией Матери

Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в пределах города Казани в ХVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерной пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. В половине ХVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине было во сне видение: ей предстал светлый муж и повелел, чтоб жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, — была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Божия Матерь избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году. Все православное население Казани и ее окрестностей глубоко почитают эту святую икону и получают от Богоматери исцеления в болезнях и помощь в бедах.

Преподобный Давид Солунский

Преподобный Давид Солунский происходил из города Фессалоники. Вначале он подвизался на миндальном дереве, а затем по повелению Ангела сошёл с дерева и продолжал свои подвиги в келлии-шалаше. По просьбе жителей Фессалоник святой ходатайствовал об их нуждах перед святым императором Юстинианом Великим. При встрече с ним преподобный Давид взял в руки горящий уголь и, возложив на него ладан, стал кадить святому Юстиниану, причём его руки нисколько не пострадали. Это удивительное чудо, свидетельствующее как о победе преподобного Давида над страстями, так и о его благоговейном отношении к православной царской влас ти нашло отражение в службе святому: «Божественным безстрастия углем попалив плотския сласти, неопалим пребыл еси, на руке углие пред лицем, богодохновенне, царевым держа, преподобне».

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский

Архиепископ Дионисий (в миру Давид) родился в начале XIV века на юге России, в Киевских пределах. Он подвизался в Киево-Печерской Лавре, затем удалился на север России. На берегу Волги, под Нижним Новгородом, святой жил отшельником в пещере, позднее, когда к нему пришли искатели безмолвия (около 1335 года), основал монастырь. Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский. В 1337 году по благословению и, возможно, под редакцией святого была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись. В 1374   году   митрополит Алексий рукоположил святого Дионисия во епископа Суздальского, а затем возвел в сан архиепископа. Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников. Был избран митрополитом всея Руси. Святого Дионисия по дороге из Царьграда задержал в Киеве князь Литовский. Святитель пострадал и умер в заключении в 1385 году, погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Тихон Луховский

Преподобный Тихон Луховский родился в Литве. Не желая принимать униатство, он ушел в Россию, принял постриг и удалился в Костромскую епархию в Луховские земли. Вскоре к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погрести. Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. После смерти преподобного Тихона на месте его подвигов была основана обитель во честь святителя Николая Чудотворца. В 1569 году были обретены нетленные мощи преподобного Тихона.

Священное Писание

Рим., 118 зач., XV, 17-29

17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узна́ют.

22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.

23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.

28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

Мф., 49 зач., XII, 46 — XIII, 3

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Глава 13

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 15, 17-29; Мф. 12, 46-13, 3

«Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Господь дает этим разуметь, что духовное родство, которое Он пришел насадить и возрастить на земле, не то, что родство плотское, хотя по форме отношений, оно одинаково с плотским. И в нем есть отцы и матери, — это те, которые рождают словом истины или благовествованием, как говорит апостол Павел. И в нем есть братья и сестры, — это те, которые от одного рождены духовно и растут в едином духе. Родственное сочетание здесь зиждется действием благодати. Но оно не внешне, не поверхностно, а также глубоко и жизненно, как и плотское, только место имеет в другой области — высшей, важнейшей. Потому-то и преобладает над плотским, и когда требует нужда, приносит его в жертву своим духовным интересам, без жаления, в полной уверенности, что это жертва Богу угодная и Им требуемая.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Возникает один важный вопрос: понятно, что такое любовь между мужем и женой, между родителями и детьми, между близкими родственниками и друзьями, а как любовь проявляется в отношении дальних людей, которых мы не знаем? Она проявляется через способность сострадать и способность делать добро, — не ради награды, а ради жалости, ради самой любви, скрытой даже от нашего понимания, но реально присутствующей в нашем сердце. До тех пор, пока в людях будет жить настоящая любовь, пока будут присутствовать сострадание и доброта, — до тех пор и будет существовать мир. А если по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь, то люди утратят способность жить вместе. Силы, скрепляющие людей, поддерживающие общественное бытие, ослабеют настолько, что никакая общность уже не сможет существовать, — вот тогда и настанет конец.

Святитель Игнатий Кавказский о значении церковных богослужений

Святитель Игнатий призывал к участию в богослужении и монахов и мирян: «Великая милость Божия к человеку — учреждение общественных молитвословий в святых Божиих храмах. Эти молитвословия установлены апостолами, их святыми учениками и святыми отцами первых веков христианства по откровению свыше. В этих молитвословиях каждый христианин может принимать участие, и неграмотный усваивает себе познания, красноречие, поэзию духовных, святых витий и книжников христианства. При этих молитвословиях желающий может удобно обучиться умственной молитве: количество молитвы приводит к качеству, сказали отцы, и потому продолжительные монастырские молитвословия очень способствуют подвижнику перейти от устной молитвы к умственной и сердечной. Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий её чтению и песнопению может отчётливо научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры».

О Боговоплощении

Замысел Божий о спасении людей подразумевал вочеловечивание Сына Божия (Второго Лица Святой Троицы) — Боговоплощение. И вот Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком. Выражаясь иначе, Сын Божий восприял в Свою Личность (Ипостась) человеческое естество — воплотился: произошло сверхъестественное зачатие Спасителя (по человеческому естеству) в утробе Пресвятой Девы.

Как Бог мог стать Человеком, оставаясь при этом Богом, подсказывает святоотеческая аналогия. Приведём 2 примера: запись человеком мысли на бумаге и раскалённый в огне меч.

Рожденная человеческим умом (аналогия с Богом Отцом) мысль (аналогия с Богом Словом), будучи записана или, что то же, выражена на бумаге (Выразителем Слова является Святой Дух), как бы соединяется с бумажным листом. В результате мысль, записанная на бумаге, составила с бумагой одну ипостась. При этом мысль не стала бумажной, а бумага не стала духовной.

Есть и другая аналогия на данный счёт. Раскалённый в огне меч представляет собой единую испостась, заключающую в себе природу стали и природу огня — Ипостась Сына Божия включает в Себя две природы: Божественную и человеческую. Как раскаленный меч и режет, и жжёт, так и Вочеловечившийся Сын Божий действует и по Божественной природе, и по человеческой (как Бог и как Человек).

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 8

Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва пред иконой Тихвинской Божьей Матери

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниях Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди, и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Давида

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.

Кондак преподобного Давида

глас 1

Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй,/ явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица,/ рай же паче, жизни древо, Господа, в сердцы твоем прием,/ яко возделав, богомудре,/ имже питаеши нас благодатию;// присно моли о нас, Давиде всеблаженне.

Тропарь святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче,/ ищущим спасения добрый кормчий,/ монашествующих Богодухновенное украшение,/ Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие,/ ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси,/ не забуди нас, чтущих тя,/ но в мире управи живот наш.

Кондак святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

глас 8

Звезду Российскую от Киева возсиявшую/ чрез Нижний Новград в Суждаль достигшую,/ и всю страну сию учением озарившую,/ ублажим Богомудраго Дионисия,/ той бо молится Господу спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Теги:
Тихвинская икона Божией Матери
Седмиезерная икона Божией Матери
преподобный Давид Солунский
святитель Дионисий Суздальский
преподобный Тихон Луховский
православный календарь

Все публикации