Церковный календарь

8 июля. Память благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 июля. Память благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев

4-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 25 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученицы Февронии девы (ок. 304). Благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1228). Преподобного Далмата Исетского, Пермского, основателя Далматовского Свято-Успенского монастыря. (1697). Преподобного Никона Оптинского (Беляева), исповедника (1931).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Преподобномученица Феврония дева

Святая Феврония с юных лет подвизалась в монастыре под руководством своей тёти, игумении Вриенны. Во время Диоклетианова гонения святая Феврония, отличавшаяся дивной красотой, была подвергнута страшным мучениям и казнена за исповедание истинной веры. После мученической кончины своей ученицы игумения Вриенна установила во имя её особое празднование. Каждый год в день памяти новой мученицы сама святая Феврония во время всенощного бдения являлась в храме среди поющих сестёр и занимала своё прежнее место. Когда это случилось впервые, все инокини устрашились, а игумения хотела обнять свою ученицу, но святая Феврония стала невидима телесными очами. С того времени никто не дерзал приблизиться к мученице, которая в продолжение трёх часов стояла среди поющих сестёр, видимая всеми, а затем исчезала.

Благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония были примером супружеской любви и верности. Князь Петр заболел проказой. В сонном видении ему было открыто, что исцелит его крестьянка Феврония. Встретившись с благочестивой девой, князь полюбил ее. Бояре не захотели иметь княгиню из простого рода и потребовали отпустить ее. Князь отказался от власти и вместе с женой покинул город. Вскоре Муром постиг гнев Божий, и народ умолял Петра вернуться. В конце жизни супруги приняли монашеский постриг. Особым знамением Божиим отмечена кончина святых супругов. Состарившись, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Святые завещали похоронить себя вместе в широком гробу с тонкой перегородкой посередине. Бог дал им просимое, и они скончались в один день и час, каждый в своей келлии. Погребавшие их сочли неблагочестивым хоронить монашествующих в одном гробу и нарушили волю усопших, но Бог устроил всё по желанию святых: дважды их тела разносили по разным храмам, и дважды они чудесным образом оказывались рядом. Вразумлённые чудом муромчане похоронили Петра и Февронию вместе около соборного храма Рождества Божией Матери.

Преподобный Никон Оптинский (Беляев)

Иеромонах Никон Оптинский (в миру Николай Беляев) родился в 1888 году в Москве в благочестивой купеческой семье. С юности имея склонность к монашеству, он в декабре 1907 года поступил послушником в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни и стал духовным сыном и учеником преподобного Варсонофия Оптинского. В 1915 году Николай был пострижен в мантию, 3 ноября 1917 года возведен в сан иеромонаха. После закрытия в 1923 году Оптиной пустыни отец Никон получил благословение исповедовать продолжающих приходить в монастырь людей, став последним оптинским старцем. В 1924 году ему пришлось переехать в Козельск, а в 1927 году он был осужден и три года содержался в лагере «Кемьперпункт», затем отправлен в ссылку на Пинегу в окрестностях которой умер от туберкулеза и был погребен в безвестной могиле.

Священное Писание

Рим., 102 зач., IX, 18-33

18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.

26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.

27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.

29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.

30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.

31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.

Мф., 40 зач., XI, 2-15

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 9, 18-33; Мф. 11, 2-15

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: «прошу тебя, извини меня», хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит, — разошлись совсем. И Царствие с нуждницами, восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как-то не ухитряется это уладить.

День семьи, любви и верности

День семьи, любви и верности был учреждён в 2008 году по инициативе жителей города Мурома, где почивают мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Празднование тесно связано с памятью благоверных супругов, потому что «их семья, где всегда царили взаимные чувства, доверие и согласие, стала символом истинной преданности». Церковное богослужение в день их памяти с 2013 года дополняется особой молитвой, включающей в себя прошения о благополучии семейной жизни: «наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя». В том же году установили особое празднование святым Петру и Февронии в первое воскресенье сентября, для того чтобы было возможно совершать в этот день Таинство Брака, так как их летняя память всегда отмечается во время Петрова поста.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Какую же ценность имеет семья? В семье человек возрастает и становится личностью. Семья — это школа межличностных отношений, это школа воспитания нравственного чувства, главное из которых — любовь. Именно в семье присутствует подлинная любовь. Люди живут бок о бок, и, естественно, совместное проживание может порождать напряжение и даже конфликты, но если главной ценностью семьи является любовь, то любовь покрывает все. Она ослабляет негативные последствия любых конфликтов и становится главным жизненным ориентиром, главной ценностью для человека, который воспитывается в семье. Одновременно семья — это и очень высокая степень ответственности родителей за отношения друг к другу, потому что если эти отношения подвергаются эрозии, то семья распадается. Ключевая сила, соединяющая семью, — это любовь мужа и жены, а если эта любовь исчезает, то разрушается и семья. И о какой школе благочестия, любви, взаимной помощи и солидарности можно говорить, если родители расстались и разрушили семью?

Молитвословия

Тропарь благоверных князей Петра и Февронии

глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/ добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/ тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./ С нимиже молитеся Господеви/ сохранити без вреда отечество ваше,// да вас непрестанно почитаем.

Кондак благоверных князей Петра и Февронии

глас 8

Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Тропарь преподобномученицы Февронии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Феврония/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак преподобномученицы Февронии

глас 6

Женише мой, сладчайший Христе, -/ взываше Феврония, -/ не трудно ми тещи во след Тебе,/ ибо сладость любве Твоея душу мою надеждею впери/ и красота милости Твоея сердце мое услади/ испити чашу страданий по Тебе,/ да достойну мя в чертозе с мудрыми девами/ ликовствовати о Тебе сопричтеши./ Темже, преподобная страстотерпице,/ почитающе подвиги трудов твоих, молим тя:// моли не затворитися и нам чертога дверем.

Теги:
Благоверные Петр и Феврония
преподобномученица Феврония дева
православный календарь

Все публикации