Церковный календарь

6 июля. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 июля. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

5-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 23 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Мученицы Агриппины (253–260). Собор Владимирских святых.

Праведного Артемия Веркольского (1545). Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1714). Мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV).

Священномучеников Александра Миропольского, Алексия Введенского, Петра Смородинцева пресвитеров (1918); священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского (1919).

Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), Заоникиевской (1588) и именуемой «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894), икон Божией Матери.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы – один из наиболее почитаемых образов Пречистой Владычицы. Все три памяти этого образа имеют государственное значение: перенесение иконы из Владимира в Москву при нашествии хана Тамерлана в 1395 году (8 сентября), воспоминание избавления Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году (6 июля) и празднование избавления от нападения Крымского хана Махмет Гирея в 1521 году (3 июня). Икона попала на Русь в XII веке, но служба ей была написана в конце XV столетия, вероятно, в связи с установлением митрополитом Геронтием празднования 6 июля. В богослужебных текстах переплетается несколько мотивов, главные из которых: радость избавления от грозящей опаснос ти и празднование встречи почитаемой иконы: «Яко избавльшеся от злых, светло сотворяем празднество сретения Твоего».

Cвятитель Герман, архиепископ Казанский

Не высокие чины и почести, а служение Богу и добросовестный труд ради укрепления Церкви – таким было жизненное кредо святителя Германа, архиепископа Казанского. Его первой монашеской обителью стал Волоколамский монастырь, а наставником – игумен Гурий. От него через несколько лет святой Герман принял вновь созданную архиерейскую кафедру в Казани. Служение владыки  было ознаменовано укреплением епархии и просветительским трудом. Впоследствии его пригласили на Московскую митрополичью кафедру. Однако из-за конфликта с царем Иваном Грозным владыка Герман попал в опалу и до самой кончины жил в Москве под надзором слуг царя. После смерти святителя по просьбе жителей города Свияжск мощи праведника были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. 

Праведный отрок Артемий Веркольский

История праведного Артемия — одно из свидетельств, что Дух Божий дышит, где хочет, и наши представления о праведности не всегда соответствуют Божиим. Святой Артемий родился в 1532 году в крестьянской семье в селе Веркола на реке Пинеге (ныне Пинежский район Архангельской области). Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и Артемий упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело в лесу без погребения. Почти через 50 лет, в 1577 году, диакон Никольской церкви Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки отрока, и обрёл нетленное тело Артемия. Крестьяне перенесли его мощи в Никольский храм Верколы. После этого Бог прославил святого отрока обилием чудес; особенно много случаев чудесного исцеления тяжелобольных детей. В XVII веке на месте гибели Артемия была устроена посвящённая ему церковь, позднее здесь был основан монастырь. Акафист праведному Артемию составил праведный Иоанн Кронштадтский.

Священное Писание

Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21

4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Мф., 45 зач., XII, 9-13

9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 12, 4-5. 15-21; Мф. 12, 9-13

«Можно в субботы делать добро». Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью - покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье - театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек не может спасти душу, если он на зло отвечает злом, на неправду – неправдой. Даже самые отрицательные влияния, оказываемые на нас, не должны поколебать нашей веры и нашей верности Господу. И если требуется ответ на воздействие со стороны окружающего мира, то этот ответ не может нести в себе зло и неправду, потому что только правдой и добром можно победить зло. «Побеждайте зло добром», учит нас слово Божие (см. Рим. 12, 21). Эти слова, которые нередко проходят мимо нашего сознания, имеют огромное значение для нашей жизни, для нашего самочувствия, для достижения того, что мы на человеческом языке называем счастьем.

Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей

Спасение ребенка зависит от вашего собственного освящения. Родители одного своенравного подростка приехали к отцу Порфирию. Со скорбью они рассказали ему о своих проблемах с воспитанием и попросили совета. Старец начал говорить им о том, что они должны обратить внимание на свою духовную жизнь. Родители снова и снова возвращались к разговору о ребенке, но старец продолжал говорить им об их христианских и родительских обязанностях. Тогда посетители вознегодовали и сказали ему: «Геронда, мы пришли сюда не ради себя. Все, что вы нам говорите, мы и так знаем с детских лет и других тому же учим. Мы пришли ради нашего ребенка». «А я все это время и говорил вам именно о вашем ребенке, – ответил старец. – Неужели вы не понимаете, что его спасение зависит от вашего собственного освящения? Не теоретического, а практического освящения!» И, немного помолчав, добавил: «Вы должны приступить к делу освящения немедленно, если действительно любите своего ребенка. Только что я увидел его душу… Она мертва».

Замысел Божий о спасении человека

Собственными силами человечеству было невозможно восстановить разрушенную связь с Богом, исцелить собственную природу.  Инициативу взял на Себя Сам Господь. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Имя Иисус переводится как Спаситель.  По словам святых отцов, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.  Он стал одним из нас, чтобы мы смогли стать подобными Ему.
Слово «религия» (ре+лига) означает воссоединение, восстановление связи (с Богом).

От Авраама, отца верующих, Бог произвёл новый народ, воспитывая в нём неискажённую религиозность в условиях языческого окружения. Через две тысячи лет в этом народе родилась Непорочная, Пречистая Дева, способная стать Богородицей. Богоизбранным еврейский народ именуется не в смысле заслуг, а в смысле избранничества Богом для исполнения определённых целей: хранения веры в Единого Бога, возвращения людей от язычества к единобожию, Боговоплощения, апостольской миссии. После создания Церкви Христовой богоизбранным народом стали христиане – Новый Израиль.

Воплотившийся Бог – Христос, по словам св. Апостола Павла – Второй Адам, соединил в Своем Лице человека и Бога. От Адама произошёл весь род человеческий по плоти, со всеми последствиями его греха, а от Господа Иисуса Христа – новый род людей, рождённых в Его Церкви по духу. Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… (1Кор.15).

У Христа две воли: божественная и человеческая. Свою человеческую волю Господь всецело подчинил воле Божественной, осуществив то, что не удалось совершить Адаму.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Молитва святителю Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому

О святителю Христов Германе, богомудрый обители сея основателю, духовный иночествующих вождю, примером Христоподражательной жизни твоея всех верных и в жизни и по кончине твоей наставляющий! К тебе прибегаем и тебе усердно молим: соделай святыми твоими молитвами, да и мы благодатию Божиею созиждемся во обитель Духа Святаго, последованием жизни твоей воображаемся во образ Христов, во образ преподобия и правды, и осеняемы силою благоприятных молитв твоих, приносим плоды благих дел, благоугождающе Господу, да тщимся ходити во свете лица Его, паче всего любити Его и исполняти святую волю Его, служити во благо ближних наших и всемерно соделовати спасение свое, на пути многопременчивой жизни, терпением всякой тесноты, скорбей, лишений. А дабы возмощи нам понести благое иго Христово, моли, святче Божий, о укреплении немощи нашей помощию свыше, да избавит нас Господь от враг видимых и невидимых, от огненнаго и воднаго потребления, от неблагорастворения воздуха и тлетворных ветр, а паче от душепагубнаго пламене, потопления и обуревания страстей наших, да, под кровом благости и милосердия Божия, тихое и безмолвное житие поживем, ждуще блаженаго явления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Его Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученицы Агриппины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агриппины

глас 4

Светлых подвиг твоих светоносный наста день,/ воньже почитающи сих, Божественная Церковь/ вся созывает весело вопити тебе:/ радуйся, дево и мученице,// Агрипино всечестная.

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

глас 2

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

глас 8

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
праведный Артемий Веркольский
православный календарь

Все публикации