Церковный календарь

5 июля. Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 июля. Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского

Неделя 4-я по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 22 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Евсевия, епископа Самосатского (380).

Мучченика Албана Британского (III–начало IV). Мучеников Зинона и Зины (304). Мучеников Галактиона и Иулиании. Святителя Григория, митрополита Валашского (1834) (Румын.). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице).

Священномучеников Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского диаконов (1938). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский

Святой Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. Когда имп. Констанций II (337–361 гг.), покровитель ариан, узнал о том, что у Евсевия хранится соборный акт, то приказал отдать этот акт. Но святой не подчинился приказу. Тогда разгневанный император сказал, что, если он не отдаст, ему отсекут правую руку. На это св. Евсевий ответил: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам».

Святитель Григорий, митрополит Валашский

Святитель Григорий (Даскэл), митрополит Валашский, прославился своими трудами по переводу и изданию духовной литературы. После окончания Бухарестской академии он поступил в Нямецкий монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Паисием Величковским. Хорошо зная древние языки, святитель Григорий переводил на румынский язык творения святых отцов, прежде всего святителя Иоанна Златоуста. Он также написал житие преподобного Паисия Величковского. Некоторое время святой трудился в Нямецкой обители, затем возвратился в Бухарест. В столице он публиковал свои переводы в митрополичьей типографии и заведовал библиотекой. После поставления на Валашскую митрополию святитель Григорий стал главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве и подготовил открытие в своей митрополии епархиальных духовных семинарий. В 1828 году в Бухаресте при его содействии было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке. Также он основал типографию в городе Бузэу, где печатал свои труды.

Священное Писание

Рим., 93 зач., VI, 18-23

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.

22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мф., 25 зач., VIII, 5-13

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Может быть, кто-то скажет: а разве есть что-нибудь хуже рабства, даже если это не рабство как понятие античной или средневековой истории, а рабство как потеря самостоятельности? Сегодняшнее апостольское чтение — небольшой отрывок Послания апостола Павла к Римлянам (6, 18–23) — говорит о том, что может быть нечто еще более страшное — когда мы становимся рабами греха. Если человек теряет свободу, если он становится рабом греха, то наступают страшные последствия. Как говорит апостол Павел, вы начинаете делать такие дела, которых сами срамитесь, вам стыдно за то, что вы делаете. Но не только стыд является расплатой за рабство греху. Продолжая свою мысль, апостол утверждает, что полной расплатой является смерть, потому что жизнь во грехе несовместима с жизнью. И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает следование другим законам, близким к законам животного мира. Человек падает в пропасть со своей богоопределенной высоты. Плод греха, плод рабства во грехе — смерть.

Преподобный Симеон Богослов о первозданности мира и человека

Бог, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нём, а в шестой создал Адама и поставил его господином всего видимого творения. Рая тогда ещё не было. Но этот мир был как бы рай, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его. <…> Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рождённые от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжёлых нужд?! И как, преуспев в хранении заповедей и благоустроении сердечных расположений, востекали бы они к совершеннейшей славе и приближались к Богу, и душа каждого делалась бы светлосиянною, по причине осияний, какие изливались бы от Божества! И это грубовещественное тело делалось бы будто невещественным, высшим всякого чувства, а радость и веселие были бы невместимы для помысла человеческого.

Наказывает ли Бог людей?

Будучи Благим, Бог желает всем Своим творениям только добра. Присутствующее в мире зло имеет источником не Бога, а людей и падших духов. Будучи Премудрым, Бог и злые дела обращает к добрым последствиям, в соответствии со Своими предвечными замыслами. Промышляя о людях, Он использует и такую меру воздействия на них, как наказание.

Наказание Божье не следует осмысливать так, будто Бог мстит грешникам за их грехи или выплескивает на них излишки переполняющего Его гнева, снимая эмоциональное перевозбуждение. Он никогда не переходит из одного эмоционального состояния в другое — Он неизменен, всегда Себе тождественен.

История человечества знает примеры, когда Бог наказывал и целые царства, народы (Быт.6:5-7:24).

Наказание Божье, в зависимости от обстоятельств, можно рассматривать с разных сторон, например, как средство взразумления грешника (собственно, слово «наказание» является однокоренным слову «наказ» — наставление, вразумление), побуждения его к покаянию (Дан.5:20-21), или как средство, приостанавливающее умножение зла (Быт.19:24-25). В любом случае наказание, как действие Божье, всегда совершается из высших побуждений к добру, в целях добра.

Молитвословия

Тропарь священномученику Евсевию Самосатскому

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Евсевие./ Моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученику Евсевию Самосатскому

глас 4

Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Теги:
Священномученик Евсевий Самосатский
православный календарь

Все публикации