Церковный календарь

4 июля. Обретение мощей преподобного Максима Грека

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 июля. Обретение мощей преподобного Максима Грека

4-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 21 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Иулиана Тарсийского (ок. 305). Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996).

Священномученика Терентия, епископа Иконийского (I). Преподобных Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мучеников Арчила, царя Иверского (VIII), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).

Священномученика Иоанна Будрина пресвитера (1918); преподобного Георгия Лаврова исповедника (1932); священномучеников Алексия Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова пресвитеров, преподобномученика Ионы Санкова (1938); мученика Никиты Сухарева (1942).

Мученик Иулиан Тарсийский

Святой мученик Иулиан Тарсийский пострадал в гонение императора Диоклетиана (284–305). После бесплодных попыток принудить святого принести жертву идолам его зашили в мешок, наполненный ядовитыми гадами, и бросили в море. Тело мученика было вынесено на берег и впоследствии с честью погребено. Эти обстоятельства мученичества святого Иулиана нашли отражение в посвящённой ему службе и похвальном слове святителя Иоанна Златоустого: «Вспомните о потопе при Ное и о ковчеге. И тогда праведник и звери вместе; но Ной вошёл человеком, и вышел человеком, а Иулиан вошёл человеком, и вышел Ангелом; тот вошёл с земли, и вышел опять на землю, а этот вошёл в мешок с земли, и из мешка отошёл на небо. Море взяло его не для того, чтобы умертвить, но чтобы увенчать, и, увенчав, возвратило нам тело мученика».

Преподобный Иулий, пресвитер, и Иулиан, диакон

Преподобный Иулий пресвитер и Иулиан диакон — родные братья и ревностные проповедники христианства в Византии. Получив благословение Патриарха и разрешение императора Феодосия Младшего, святые братья построили много храмов. Население считало своей обязанностью помогать им в святом деле. Однажды некие люди проезжали мимо строившейся церкви. Опасаясь, что их начнут уговаривать принять участие в работе, они решили обмануть святых братьев. Один из них притворился мёртвым, и, когда святой Иулий попросил о помощи, они отговорились тем, что везут хоронить мертвеца. Святой спросил: «Не лжёте ли вы, чада?» Однако проезжие стояли на своем. Тогда преподобный Иулиан сказал им: «Так пусть же будет вам по слову вашему». Отъехав на некоторое расстояние, они увидели, что мнимый мертвец действительно умер.

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника и был погребен у северо-западной стены храма Сошествия Святого Духа. В конце XVI века над могилой была установлена часовенка, которая впоследствии перестраивалась. Она сохранялась до конца 1930-х годов, затем была разрушена. К моменту прославления преподобного Максима Грека в 1988 году не оставалось никаких видимых следов его могилы. 24 июня 1996 года были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма, и 4 июля честные мощи преподобного были обретены и положены во временную раку, перенесенную затем в Свято-Духовскую церковь Лавры.

Священное Писание

Рим., 92 зач., VI, 11-17

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Мф., 26 зач., VIII, 14-23

14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 11-17; Мф. 8, 14-23

Одному из хотевших идти вслед Господа Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого; его похоронят другие, а ты иди за Мною. Это значит, что кто хочет идти за Господом, тому не должно ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, не совместны с этим следованием. Надобно отрешиться от всего решительно, чтоб ничто уже не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания или крест, и снарядившись таким образом идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому эта заповедь — апостолам только или всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест — всем ли сказано? Потом, возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей — всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу и Он ответил им: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Какие замечательные слова мы слышим во время Литургии, которые произносит священник, читая одну из литургических молитв: «Подая нам в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем жизнь вечную даруя». Словами священника Церковь молится о том, чтобы в этом веке, в этой жизни Бог подал нам познание Его истины, потому что только Божественная истина может быть путеводительницей человека в решении и больших, глобальных, и самых маленьких, житейских проблем. Эта истина универсальна, она для всех и для каждого, и Церковь сегодня желает, опершись на эту истину, нести свое свидетельство для разрешения больших и малых проблем. Она призывает верных своих чад устроять свою жизнь, опираясь на Слово Божие, на Божественную истину. Тогда многое конфликтное, проблемное — большое и малое — уйдет из нашей жизни; тогда жизнь вечную наследуем. Подай нам в настоящей жизни возможность опираться на Твою истину, Господи, и жизнь вечную наследовать!

Преподобный Максим Грек о правильном понимании молитвословия

Святые и преподобные отцы составили много различных молитв, и все они имеют одно содержание и одну цель — ими мы исповедуемся Владыке всех в преждесодеянных нами грехах и просим в них прощения себе, и чтобы нам отстать от них, и на будущее время утвердиться страхом Господним, и жить благоугодно пред Ним, по Его святым заповедям; а которые достигли совершенства — те просят получить силу и просвещение божественного разума. Да будет же известно нам, благочестивым, что пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении божественных заповедей Христа Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, — мы этим ничего не достигли. Одна только есть благоприятная Ему и благоугодная молитва — это молитва деятельная, заключающаяся в том, чтобы всею душою отстать навсегда от всякого нарушенья святых Его заповедей и утверждаться затем в страхе Его, творя всякую правду, с радостию духовною и нелицемерною любовью.

Что есть зло?

Грех — это религиозно-богословское понятие, в этике грех нередко называется «злом».

Зло и добро не являются равносильными началами. Зло не совечно Богу, и хотя оно реально существует, оно не имеет собственной сущности. Зло — недостаток, отсутствие добра, подобно тому как болезнь — не что-либо существующее само по себе, но недостаток здоровья, тьма — отсутствие света, ржавчина – результат коррозии, порчи металла.

Зло — это и злоупотребление свободой нравственного выбора, нарушение благой воли Божьей. Синонимы слова «зло» в молитвах – ложь, лукавство, беззаконие, грех.

Распространение зла в мире связано с богопротивной деятельностью падших ангелов (демонов), под влияние которых подпадают люди, а также с боогопротивной деятельностью самих людей.

Бог попускает зло, но не инициирует его, Он свят по Своей природе. Зло — следствие отпадения от Бога разумно-свободных существ (ангелов, людей), нарушения Его заповедей. На вопрос, почему Бог не возьмёт да и просто не уберет зло из мира, есть ответ: для этого пришлось бы или убрать из мира тех, кто создаёт зло (всех демонов и всех нас), или лишить их свободы воли. 

Стихийные бедствия, болезни — по своей сути не зло, а его последствия, последствия грехопадения.

Молитвословия

Тропарь преподобного Максима Грека

глас 8

Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.

Кондак преподобного Максима Грека

глас 8

Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Молитва преподобному Максиму Греку

Преподобне отче Максиме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Иулиана Тарсийского

глас 4

Мученик Твой, Господи, Иулиан/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Иулиана Тарсийского

глас 2

Благочестия непобедимаго воина/ и истины согласника и оружника,/ вси достойно восхвалим/ Иулиана днесь/ и к нему возопиим:// моли Христа Бога о всех нас.

Теги:
Мученик Иулиан Тарсийский
преподобный Максим Грек
православный календарь

Все публикации