Церковный календарь

3 июля. Память священномученика Мефодия, епископа Патарского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 июля. Память священномученика Мефодия, епископа Патарского

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 20 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Мефодия, епископа Патарского (312). Благоверного князя Глеба Владимирского (сына святого Андрея Боголюбского) (XII). Святителя Мины, епископа Полоцкого (1116). Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Праведного Николая Кавасилы (ок. 1397) (Эллад.). Мучеников Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Святителя Левкия исповедника, епископа Врунтисиопольского (V). Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Первый епископ вновь созданной Казанской епархии — святитель Гурий. За восемь лет его деятельности были построены четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и свыше десяти церквей. Ревностно заботился святитель и о становлении образовательных учреждений. После его смерти христиане начали обращаться к нему в своих молитвах как к ходатаю Казанского края. В 1595 году, через 32 года после кончины архипастыря, состоялось обретение его святых мощей. А еще через 35 лет они были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Казани. Ныне, как и в старину, к мощам первого архипастыря Казанской земли продолжают приезжать многочисленные паломники из многих уголков христианского мира.

Священномученик Мефодий, епископ Патарский

Епископ Мефодий жил в Ликийской области в Малой Азии. Он отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко святитель поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями. В историю христианской апологетики III века по Р. Х. он вошел полемикой против языческой философии и ересей. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества (наиболее важные — «О воскресении», «Пир десяти дев»), изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Когда святителя Мефодия схватили язычники, он твердо исповедал веру во Христа и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Принял мученическую смерть в греческой Халкиде.

Благоверный князь Глеб Владимирский

Благоверный Глеб Владимирский был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского. С юных лет он подвизался в благочестии. Скончался святой князь Глеб в возрасте 19 лет. Его прославление совершилось при императоре Петре Великом в 1702 году. Мощи князя были совершенно нетленны, о чём свидетельствовал преподобный Антоний (Медведев). В юности архимандрит Антоний под влиянием раскольников стал сомневаться в нетлении святых мощей. Желая укрепиться в вере, он попросил чредного священника показать ему мощи святого Глеба. Батюшка открыл мощи благоверного князя и обнажил его руку, которая сохранила все составы и кожу и сгибалась, как у живого человека. «Ужас напал на меня, — вспоминал будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, — и я упал в чувстве благоговения перед святыми мощами».

Праведный Николай Кавасила

Святой Николай Кавасила подвизался в Византии в середине XIV века. В юности он был секретарём императора Иоанна Кантакузина, а затем удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. Два основных труда преподобного — «Жизнь во Христе» и «Объяснение Божественной литургии» — посвящены Таинствам. В первой книге говорится о смысле и значении Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Во втором произведении святой толкует чин литургии как символическое воспроизведение жизни Господа Иисуса Христа. «Священнодействия, — пишет он, — освящают нас двояким способом. Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов, подобно как и псалмопения умилостивляют к нам Бога и привлекают к нам помощь свыше. А с другой стороны, чрез всё, что совершается в священнодействии, мы получаем освящение и другим способом — тем, что во всём этом мы созерцаем образ Христа, Его дела в отношении к нам и Его страдания».

Мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма, по преданию, происходили из северной страны и были учениками апостола Андрея Первозванного. Согласно житию, они были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым брёвнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твёрдую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии. Через семь лет, 20 июня, совершилось перенесение их святых мощей. Мученики Инна, Пинна и Римма почитаются в Русской Церкви как первомученики словенские. Возле храма во имя всех Крымских святых (город Алушта) возведена часовня святых мучеников.

Священное Писание

Рим., 96 зач., VIII, 2-13

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Мф., 36 зач., X, 16-22

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 2-13; Мф. 10, 16-22

«Претерпевший же до конца спасется». А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть и спасение у нас, под руками. Претерпи все до конца и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя что все от Господа исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, — сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть то нечего.

Паисий Святогорец о милующем сердце

Авва Исаак говорит: «Сердце милующее – это возгорание сердца у человека о всем творении». Да, так и есть, «возгорание сердца» – и о животных, и даже о демонах. Духовный человек отдает свою любовь прежде Богу, затем людям, а остаток своей любви он отдает животным и всему творению. Эта божественная любовь извещает животных. Они распознают человека, который их любит и сострадает им, и без боязни приближаются к нему. Даже дикие животные могут отличить человека, который их любит, от охотника, который охотится на них. От охотника они прячутся, а к человеку, который их любит, приближаются. Раньше я думал, что это не относится к змеям, потому что змея – единственное животное, которое люди не любят. Однако позднее я убедился, что и змеи чувствуют любовь человека и могут стать его друзьями. Если человек поставит себя на место змеи и станет ей сострадать, змея сразу это понимает и приближается к человеку как друг. Она словно говорит: «Слава Богу, вот и я наконец-то нашла друга!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня Россия переживает особое время. Укрепляется вера нашего народа, мы открываем множество храмов. Только за последние 5-6 лет открылось почти 6000 храмов Русской Православной Церкви. Три храма в день! Никто в мире не может понять, что происходит с русским народом, откуда все это? И невозможно сослаться на необразованность, неосведомленность, неразумность, непросвещенность, потому что наша страна — одна из самых образованных и просвещенных. Мы знаем, как сегодня развиваются наши наука и техника, несмотря на сложные внешние обстоятельства, как страна на глазах меняется, становится другой ― материально, интеллектуально, духовно. Мало кто может понять, наблюдая со стороны, что с нами происходит. Но мы-то знаем: Бог поругаем не бывает. Он слышит наши молитвы, Он слышит наше воздыхание к Нему, и на веру нашего народа Он отвечает благостыней, простирающейся на весь наш народ. Только дай нам Бог оставаться достойными того великого ответа, который мы получаем от Господа на наши скромные молитвы.

Молитвословия

Тропарь святого благоверного князя Глеба Владимирского

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшался и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас.

Кондак святого благоверного князя Глеба Владимирского

глас 8

Взбранному и крепкому в праведницах,/ православною мудростию сияющему великому чудотворцу,/ благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе:/ яко имея дерзновение у Престола Христова,/ верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими:/ ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

Тропарь на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Яко крин благовонный,/ мироточивыя твоя мощи/ от вертограда Церкве Спасовы/ в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася,/ святителю Гурие,/ яко же бо дар честен,/ тя даровав Христос Пречистей Матери Своей,/ и исполнися храм Ея святый благоухания твоего,/ и возрадовася архиерейский престол,/ приемый тя, первоседателя своего./ Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники/ о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении,/ еже мы радостно празднующе, молим тя,/ угодниче Божий:/ моли Христа Бога/ подати душам нашим мир и велию милость.

Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 3

Добродетельного и благороднаго ради твоего жития,/ извел тя есть Прещедрый Бог/ на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани/ и просветил есть учением твоим бесерменьстии языцы./ И многия, святителю Гурие, во избранное Христово стадо привел еси,/ и нищелюбием богоугодно пожил еси,/ и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело/ от недр земных на удивление явися,/ и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою,/ взимающим миро от раки честньгх мощей твоих,/ всем источаеши исцеления,/ святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Теги:
Святитель Гурий Казанский
священномученик Мефодий Патарский
благоверный князь Глеб Владимирский
православный календарь

Все публикации