Церковный календарь

3 июля. Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 июля. Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Неделя 3-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 20 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Мефодия, епископа Патарского (312). Благоверного князя Глеба Владимирского (сына святого Андрея Боголюбского) (XII).

Святителя Мины, епископа Полоцкого (1116). Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Святителя Левкия исповедника, епископа Врунтисиопольского (V). Праведного Николая Кавасилы (ок. 1397).

Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.

Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Первый епископ вновь созданной Казанской епархии — святитель Гурий. За восемь лет его деятельности были построены четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и свыше десяти церквей. Ревностно заботился святитель и о становлении образовательных учреждений. После его смерти христиане начали обращаться к нему в своих молитвах как к ходатаю Казанского края. В 1595 году, через 32 года после кончины архипастыря, состоялось обретение его святых мощей. А еще через 35 лет они были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Казани. Ныне, как и в старину, к мощам первого архипастыря Казанской земли, пребывающим в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, продолжают приезжать многочисленные паломники из многих уголков христианского мира.

Священномученик Мефодий, епископ Патарский

Епископ Мефодий жил в Ликийской области в Малой Азии. Он отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко святитель поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями. В историю христианской апологетики III века по Р. Х. он вошел полемикой против языческой философии и ересей. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества (наиболее важные — «О воскресении», «Пир десяти дев»), изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Когда святителя Мефодия схватили язычники, он твердо исповедал веру во Христа и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Принял мученическую смерть в греческой Халкиде.

Благоверный князь Глеб Владимирский

Благоверный Глеб Владимирский был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского. С юных лет он подвизался в благочестии. Скончался святой князь Глеб в возрасте 19 лет. Его прославление совершилось при императоре Петре Великом в 1702 году. Мощи князя были совершенно нетленны, о чём свидетельствовал преподобный Антоний (Медведев). В юности архимандрит Антоний под влиянием раскольников стал сомневаться в нетлении святых мощей. Желая укрепиться в вере, он попросил чредного священника показать ему мощи святого Глеба. Батюшка открыл мощи благоверного князя и обнажил его руку, которая сохранила все составы и кожу и сгибалась, как у живого человека. «Ужас напал на меня, — вспоминал будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, — и я упал в чувстве благоговения перед святыми мощами».

Праведный Николай Кавасила

Святой Николай Кавасила подвизался в Византии в середине XIV века. В юности он был секретарём императора Иоанна Кантакузина, а затем удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. Два основных труда преподобного — «Жизнь во Христе» и «Объяснение Божественной литургии» — посвящены Таинствам. В первой книге говорится о смысле и значении Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Во втором произведении святой толкует чин литургии как символическое воспроизведение жизни Господа Иисуса Христа. «Священнодействия, — пишет он, — освящают нас двояким способом. Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов, подобно как и псалмопения умилостивляют к нам Бога и привлекают к нам помощь свыше. А с другой стороны, чрез всё, что совершается в священнодействии, мы получаем освящение и другим способом — тем, что во всём этом мы созерцаем образ Христа, Его дела в отношении к нам и Его страдания».

Мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма, по преданию, происходили из северной страны и были учениками апостола Андрея Первозванного. Согласно житию, они были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым брёвнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твёрдую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии. Через семь лет, 20 июня, совершилось перенесение их святых мощей. Мученики Инна, Пинна и Римма почитаются в Русской Церкви как первомученики словенские. Возле храма во имя всех Крымских святых (город Алушта) возведена часовня святых мучеников.

Священное Писание

Рим., 88 зач., V, 1-10

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Мф., 18 зач., VI, 22-33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 1-10; Мф. 6, 22-33

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где же проходит грань между естественной заботой о плоти и греховной похотью плоти? – Все зависит от того, где находится наш ум, где обретается наша самая большая ценность, потому что где сокровище наше, там и сердце наше (Лк. 12, 34). И если сокровище наше заключается в плоти, то мы и служим ей, находясь в пагубном состоянии похоти. А если забота о материальной стороне жизни составляет неотъемлемую, важную, но не господствующую ее часть, если нашими поступками управляет дух, если главным, доминирующим делом нашей жизни является забота о духе, то тогда между духовным и физическим началами человека устанавливается гармоничная связь. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом. Собственно говоря, вся христианская аскеза и направлена на то, чтобы помочь человеку таким образом развить свои силы, воспитать свое тело, чтобы оно никогда не господствовало над духом.

Паисий Святогорец о милующем сердце

Авва Исаак говорит: «Сердце милующее — это возгорание сердца у человека о всем творении». Да, так и есть, «возгорание сердца» — и о животных, и даже о демонах. Духовный человек отдает свою любовь прежде Богу, затем людям, а остаток своей любви он отдает животным и всему творению. Эта божественная любовь извещает животных. Они распознают человека, который их любит и сострадает им, и без боязни приближаются к нему. Даже дикие животные могут отличить человека, который их любит, от охотника, который охотится на них. От охотника они прячутся, а к человеку, который их любит, приближаются. Раньше я думал, что это не относится к змеям, потому что змея — единственное животное, которое люди не любят. Однако позднее я убедился, что и змеи чувствуют любовь человека и могут стать его друзьями. Если человек поставит себя на место змеи и станет ей сострадать, змея сразу это понимает и приближается к человеку как друг. Она словно говорит: «Слава Богу, вот и я наконец-то нашла друга!»

Могли ли люди самостоятельно преодолеть последствия грехопадения?

 Ещё будучи цельным, невинным, имея духовную близость с Богом и не имея ещё склонности ко греху, первозданный человек не устоял в искушении дьявола и последовал его воле. Совсем не в таком состоянии пребывал Адам по грехопадении: связь с Богом нарушилась, разум и чувства омрачились, воля извратилась, образ Божий померк; тленность и смертность стали для человека (как бы) «естественными». Отступив от Бога, он в значительной мере потерял нравственные ориентиры. Стало быть, согрешив, человек не просто утратил первозданное состояние, он сделался удобопреклонным ко злу, к воздействию на него демонических сил.

 Даже человеку, омытому от скверны первородного и личных грехов (что происходит в Таинстве Крещения), воспитанному на учении Евангелия, невозможно без помощи Божьей стяжать (обрести) праведную жизнь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Если человек отпадает от Церкви, он неминуемо одолевается грехом. Что же говорить о ветхозаветных людях? Разве только пофантазировать, что они, словно Мюнхгаузен, могли взять да и вытащить сами себя за волосы из болота смерти и греха, могли сами себя исцелить от духовных болезней, от греховности, от порочных страстей.

Молитвословия

Тропарь на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Яко крин благовонный,/ мироточивыя твоя мощи/ от вертограда Церкве Спасовы/ в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася,/ святителю Гурие,/ яко же бо дар честен,/ тя даровав Христос Пречистей Матери Своей,/ и исполнися храм Ея святый благоухания твоего,/ и возрадовася архиерейский престол,/ приемый тя, первоседателя своего./ Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники/ о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении,/ еже мы радостно празднующе, молим тя,/ угодниче Божий:/ моли Христа Бога/ подати душам нашим мир и велию милость.

Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 3

Добродетельного и благороднаго ради твоего жития,/ извел тя есть Прещедрый Бог/ на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани/ и просветил есть учением твоим бесерменьстии языцы./ И многия, святителю Гурие, во избранное Христово стадо привел еси,/ и нищелюбием богоугодно пожил еси,/ и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело/ от недр земных на удивление явися,/ и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою,/ взимающим миро от раки честньгх мощей твоих,/ всем источаеши исцеления,/ святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Молитва святителю Гурию, архиепископу Казанскому

Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святого благоверного князя Глеба Владимирского

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшался и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас.

Кондак святого благоверного князя Глеба Владимирского

глас 8

Взбранному и крепкому в праведницах,/ православною мудростию сияющему великому чудотворцу,/ благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе:/ яко имея дерзновение у Престола Христова,/ верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими:/ ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

Теги:
Святитель Гурий Казанский
священномученик Мефодий Патарский
благоверный князь Глеб Владимирский
православный календарь

Все публикации