Церковный календарь

2 июля. Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 июля. Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России

4-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 19 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1607). Святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1966).

Преподобного Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мученика Зосимы (II). Преподобного Паисия Великого (V). Преподобного Иоанна отшельника (VI). Преподобного Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.).

Апостол Иуда Иаковлев, брат Господень

Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почившей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник — Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в городе Старицы в 30-е годы XVI века. Он принял постриг в Успенском Старицком монастыре, по ходатайству Ивана Грозного возведен в сан архимандрита и настоятельствовал сначала в Симоновом, а затем Новоспасском московских монастырях. В 1581 году стал епископом Коломенским, в 1587 году — митрополитом Московским, а в 1589  году — первым в истории Русской Церкви Патриархом Московским и всея Руси. В Смутное время предал анафеме самозванца Лжедмитрия I, за это был сослан им в Старицкий монастырь. В конце жизни святитель Иов благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Почил в 1607 году, погребен сначала в Успенском Старицком монастыре, через 45 лет перезахоронен в Московском Успенском соборе. Прославлен в лике святых в 1989 году.

Деятельность Патриарха Иова по упорядочению богослужения

Святитель Иов, первый русский Патриарх, поставленный в 1589 году, с особой ревностью относился к совершению богослужения. Он ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Апостол и многие богослужебные молитвы. Немало его трудов было направлено на издание богослужебных книг. Известны 22 издания времени служения святого Иова, среди которых были книги, издаваемые впервые, например Октоих и Служебник. В патриаршество святителя оскудели запасы виноградного вина для совершения Таинства Евхаристии. Из восточных стран, где существовала Православная Церковь, доставлять вино было затруднительно, а покупать его у западных еретиков или мусульман русские люди не хотели, ибо «велико богатьство себе сим обретающе, и поношающим благочестивую християньскую веру нашу». Для решения этого вопроса, по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению святого Патриарха Иова, был созван Собор, который принял решение о допустимости использования для литургии вина, изготовленного из вишни.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский

Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Максимович) родился в 1896 году в Харьковской губернии. Выходец из старого дворянского рода, прославленного Иоанном, митрополитом Тобольским, просветителем Сибири. С детства Михаил отличался глубокой религиозностью. В годы гонений был вынужден эмигрировать в Белград, где окончил богословский факультет. В 1926 году его монашеский постриг совершил митрополит Антоний (Храповицкий). В 1934 году Иоанн был возведен в сан епископа и отбыл в Шанхай. Владыка почти ежедневно посещал больных, многие по его молитвам исцелялись. В 1951 году его назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Будучи епископом, нередко появлялся на парижских улицах босым. С 1962 года до кончины был архиепископом Сан-Францисским. Святитель Иоанн сочетал в себе миссионерские подвиги, дары проповедника и молитвенника, аскетизм православного подвижника. Он почил во  время посещения Сиэтла с  чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной 2 июля 1966 года.

Священное Писание

Рим., 106 зач., XI, 13-24

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".

20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Мф., 43 зач., XI, 27-30

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 11, 25-36; Мф. 12, 1-8

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных». Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Действительно, грех осуждения — плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клеветливость. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, — и замрет злой позыв.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

О революции, о гражданской войне говорится как о далеком прошлом — действительно, для современного поколения это времена их прадедов и прапрадедов. Но, уйдя в прошлое, эти страшные события истории нашей страны не должны остаться без общенародной оценки. Ведь вот что произошло: люди положили в основу своих действий политико-идеологические критерии, которые разделили народ, разделили страну. Результатом этого разделения стало изгнание огромного количества русских православных людей, наших людей, наших сограждан за рубеж. Этот исход очень ослабил наши интеллектуальные, духовные силы, и потребовались десятилетия, чтобы восстановить все то, что было утрачено в результате разлома всей нашей жизни.

Святитель Иоанн (Максимович) об общественном богослужении

Общественная молитва, особенно молитва в Церкви, важнее частной молитвы. Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам — местам, посвящённым Богу, где всё напоминает о небесном. В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и всё своё внимание устремить на молитву. Молясь вместе, мы выражаем этим любовь друг ко другу, и поэтому во время общественных богослужений не надо читать частные молитвы, но надобно следить за богослужением, вместе выражать знаки богопочитания (метания, поклоны и так далее). Такая молитва увеличивает благочестивое настроение и одушевление молящихся, потому что передаётся от одного к другому. Участие в общественном богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от богослужения — знак отступничества от Церкви.

Последствия грехопадения Адама и Евы

В грехопадении совершилось порча, «генетическое» повреждение человеческой природы, что отразилось на всех потомках Адама и Евы. О том, что прародительский грех принципиально изменил жизнь человека, свидетельствуют греховные наклонности, болезни, страдания, смерть тела, а также история человечества, написанная кровью.

За прародительским грехом тянется чреда новых: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын – жертвой. Жизнь человека без Бога оказалась всего лишь жизнью высокоорганизованного животного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям.

В силу центрального положения человека в мироздании, грехопадение первозданных людей оказало влияние на весь материальный мир.

Последствия грехопадения можно условно подразделить на четыре группы. Грех внёс разлад в отношения между: человеком и Богом; человеком и человеком; человеком и окружающим миром, наконец, разладу подвергся сам человек (между плотью и душой, между главными силами души).

Молитвословия

Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

глас 3

Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

глас 6

Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

О преславне отче наш Иове, первенец во Патриарсех Российских и верный исповедниче Христов! Во дни святительства твоего мудро Церковь Российскую пасл еси, люди просвещая и утверждая словом Христовы веры, храмы и обители созидая, таже Церковь Российскую укрепляя от моря до моря и даже до границ Сибирских. Тверд муж и исповедник Православныя веры явился еси, отче, во времена попущения Божия, таже поругание и изгнание подъем, во обители пустынней, идеже и чин иноческий приял еси, душу твою в руце Божий светло предал еси. Не престай, святче Божий, первосвятителю Христов, люди земли твоея укрепляти веру Православную крепко держати и во смирении пребывати. Град стольный Москву сохрани и от нахождения лютых избави. О святителю претихий и премудрый! Сподоби и нас светлости ради жития твоего смиренномудрию поучатися, да тако живуще, мирный конец сподобимся прияти и Царствие Христа Сына Божия получити славными и милостивыми молитвами твоими. Аминь.

Кондак святителя Иова

глас 7

В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Тропарь апостола Иуды

глас 1

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда,/ священно восхваляем, прелесть поправша и веру соблюдша./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Теги:
Святитель Иов Московский
святитель Иоанн Шанхайский
апостол Иуда Иаковлев
православный календарь

Все публикации