Церковный календарь

1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

3-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 18 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79).

Преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

Священномучеников Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обретение мощей святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского (1997).

Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской области (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Когда римскому императору Адриану донесли, что святой Леонтий, который был военачальником в финикийском городе Триполи, отвратил многих от поклонения языческим богам, он послал трибуна Ипатия с отрядом воинов, чтобы схватить его. По дороге трибун Ипатий сильно заболел. Трибуну явился Ангел и сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: “Бог Леонтия, помоги мне!”» Ипатий рассказал своему другу Феодулу о видении. По совету Феодула Ипатий последовал указанию Ангела и исцелился. Затем они отправились на поиски святого Леонтия. Найдя, они попросили его просветить их верой в Истинного Бога. Когда святой Леонтий произнёс над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещёных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь.

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский

Преподобный Леонтий (ХIV век) в отрочестве принял пост риг в Киево-Печерском монастыре и нёс послушание канонарха в Успенском соборе — вплоть до своей ранней кончины. Несмотря на возраст, он уподоблялся совершенным отцам в подвиге молитвы и послушания. Мощи юного подвижника почивают в маленькой раке в Дальних Феодосиевых пещерах в общей гробнице с преподобным Геронтием канонархом. По свидетельству Павла Алеппского (секретаря Антиохийского Патриарха), в 1653 году посетившего пещеры Лавры, «тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро». Местное почитание преподобного Леонтия началось в 1684–1690 годах, когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Один из тропарей 5-й песни канона, службы, посвящённой этим отцам, прославляет подвиг двух преподобных канонархов.

Икона Божией Матери «Боголюбская»

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, получившей позже наименование Владимирский. В походном шатре князю явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю принесенный из Вышгорода образ, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. На месте явления князю Андрею Богородицы (ныне Боголюбово) был основан монастырь. При этом князь повелел написать особую икону, изображающую бывшее ему видение.

Священное Писание

Рим., 101 зач., IX, 6-19

6 Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.

8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.

9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.

10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.

11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.

14 Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.

15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.

16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

Мф., 38 зач., X, 32-36; XI, 1

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

Глава 11

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1

«Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным». Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, — послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, — и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Верность – это огромная ценность. На верности основываются человеческие союзы, и в первую очередь семейные. Если есть верность, то есть и семья. Если разрушается верность, то разрушается и семья. Но не только семейный союз основывается на верности. В каком-то смысле всё человеческое общежитие, вся жизнь народа связаны с верностью – общим идеалам, родине. И мы знаем, как в страшные годы войны именно эта верность даже до смерти помогала народу нашему не только выстоять, но и победить во много крат превосходящего противника. В основе верности нет никаких прагматических интересов, потому что верность до конца означает способность человека умереть во имя этой верности, и никакими материальными ценностями уравновесить человеческую жизнь невозможно. Значит, верность долгу, верность родине, верность близким – это нравственные категории, никак не связанные с материальными факторами. Никто никогда не оставался верным даже до смерти во имя материального вознаграждения.

Таинство Крещения в Древней Церкви

По данной апостолам заповеди Христа, таинство Крещения совершается с первых дней существования Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Древнейший памятник «Учение Господа народам через двенадцать апостолов» заповедует крестить погружением в «живой» (проточной) воде или, если это невозможно, допускает «возлить воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Авторы II–III веков сообщают нам о традиции торжественно принимать новокрещённых в общину и сразу по Крещении совершать таинство Евхаристии, чтобы новые члены Церкви впервые приобщились Святых Таин. «Апостольское предание» повествует о том, что после Причастия новокрещённым давали молоко, смешанное с мёдом, символизирующее «полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: “Дам вам землю, источающую молоко и мёд”». Около III века на Востоке появилась традиция освящать елей и помазывать им крещаемых перед погружением в воду. В это же время появилась традиция освящения воды для Крещения.

Несём ли мы ответственность за грех прародителей?

Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом

Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения — одного из первых шагов на пути спасения.

Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман — стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.

Ересь маркионитов

Как известно, Священное Писание Ветхого Завета содержит множество иллюстраций того, как по слову, благословению или прямому действию Божью совершались события, связанные с проявлением Божественной Правды, которые нередко воспринимаются читателями Библии как проявление жестокости, а именно: уничтожение городов, истребление представителей тех или иных народов и даже единовременное уничтожение почти всех жителей земли.

При правильном восприятии этих событий, с учетом исторического контекста, особых условий и обстоятельств, в рамках которых они происходили, не создаётся почвы для ложных интерпретаций учения о Боге и Его отношении к миру. Совсем не так интерпретируются эти события в свете тех представлений, которые основываются на грубом субъективном их осмыслении. В данном случае Бог может казаться жестоким, злым. Именно так воспринял Бога еретик Маркион. Противопоставив впечатление о Боге, сложившееся от восприятия Ветхого Завета, впечатлению о Боге — Отце Иисуса Христа, он пришел к выводу, что это два разных Бога: один — суровый, другой — добрый. До IV века маркиониты считались одной из наиболее опасных для Церкви ересей, так что почти каждый церковный учитель считал своей обязанностью полемизировать с Маркионом. Одно из самых известных произведений «Против Маркиона в пяти книгах».

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 1

Боголюбивая Царице,/ Неискусомужная Дево, Богородице Марие,/ моли за ны Тебе Возлюбившаго/ и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ подати нам оставление прегрешений,/ мирови мир, земли плодов изобилие,/ пастырем святыню/ и всему человечу роду спасение./ Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/ и от междоусобныя брани сохрани./ О Мати Боголюбивая Дево!/ О Царице Всепетая!/ Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,/ от видимых и невидимых враг защити// и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская

глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 3

Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская»

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь мученика Леонтия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Леонтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия

глас 3

Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

Теги:
Преподобный Леонтий Печерский
Боголюбская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации