Церковный календарь

1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

4-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 18 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79).

Преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

Священномучеников Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обретение мощей святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского (1997).

Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской области (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Когда римскому императору Адриану донесли, что святой Леонтий, который был военачальником в финикийском городе Триполи, отвратил многих от поклонения языческим богам, он послал трибуна Ипатия с отрядом воинов, чтобы схватить его. По дороге трибун Ипатий сильно заболел. Трибуну явился Ангел и сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: “Бог Леонтия, помоги мне!”» Ипатий рассказал своему другу Феодулу о видении. По совету Феодула Ипатий последовал указанию Ангела и исцелился. Затем они отправились на поиски святого Леонтия. Найдя, они попросили его просветить их верой в Истинного Бога. Когда святой Леонтий произнёс над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещёных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь.

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский

Преподобный Леонтий (ХIV век) в отрочестве принял пост риг в Киево-Печерском монастыре и нёс послушание канонарха в Успенском соборе — вплоть до своей ранней кончины. Несмотря на возраст, он уподоблялся совершенным отцам в подвиге молитвы и послушания. Мощи юного подвижника почивают в маленькой раке в Дальних Феодосиевых пещерах в общей гробнице с преподобным Геронтием канонархом. По свидетельству Павла Алеппского (секретаря Антиохийского Патриарха), в 1653 году посетившего пещеры Лавры, «тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро». Местное почитание преподобного Леонтия началось в 1684–1690 годах, когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Один из тропарей 5-й песни канона, службы, посвящённой этим отцам, прославляет подвиг двух преподобных канонархов.

Иконы Божией Матери «Боголюбская»

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, получившей позже наименование Владимирский. В походном шатре князю явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю принесенный из Вышгорода образ, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. На месте явления князю Андрею Богородицы (ныне Боголюбово) был основан монастырь. При этом князь повелел написать особую икону, изображающую бывшее ему видение.

Священное Писание

Рим., 105 зач.,XI, 2–12

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Мф., 42 зач.,XI, 20–26

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?.. И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других... А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда нам трудно мыслить в категориях, не связанных с конкретными примерами. Когда же есть примеры, тогда и мысль воспринимается сознанием. Образ и пример очень важны людям. Сегодня мы совершаем празднование Пресвятой Владычице Богородице, и в Послании к Филиппийцам, которое мы только что слышали, находим такие удивительные слова: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). У нас есть живой пример, который всегда должен быть перед глазами верующего человека, — Господь наш Иисус Христос. По этому примеру мы должны настраивать свой внутренний камертон, тональность своей духовной жизни. Мы должны знать слово Божие, мы должны со вниманием вчитываться в Божественные слова, взирать на образ Спасителя в моменты трудностей, испытаний, искушений и соблазнов, и через это восприятие мира сквозь Божественный образ Спасителя мы обретем те же чувствования, что во Христе Иисусе.

Таинство Крещения в Древней Церкви

По данной апостолам заповеди Христа, таинство Крещения совершается с первых дней существования Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Древнейший памятник «Учение Господа народам через двенадцать апостолов» заповедует крестить погружением в «живой» (проточной) воде или, если это невозможно, допускает «возлить воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Авторы II–III веков сообщают нам о традиции торжественно принимать новокрещённых в общину и сразу по Крещении совершать таинство Евхаристии, чтобы новые члены Церкви впервые приобщились Святых Таин. «Апостольское предание» повествует о том, что после Причастия новокрещённым давали молоко, смешанное с мёдом, символизирующее «полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: “Дам вам землю, источающую молоко и мёд”». Около III века на Востоке появилась традиция освящать елей и помазывать им крещаемых перед погружением в воду. В это же время появилась традиция освящения воды для Крещения.

Несём ли мы ответственность за грех прародителей?

Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом

Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения — одного из первых шагов на пути спасения.

Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман — стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 1

Боголюбивая Царице,/ Неискусомужная Дево, Богородице Марие,/ моли за ны Тебе Возлюбившаго/ и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ подати нам оставление прегрешений,/ мирови мир, земли плодов изобилие,/ пастырем святыню/ и всему человечу роду спасение./ Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/ и от междоусобныя брани сохрани./ О Мати Боголюбивая Дево!/ О Царице Всепетая!/ Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,/ от видимых и невидимых враг защити// и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская

глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 3

Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская»

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь мученика Леонтия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Леонтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия

глас 3

Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

Теги:
Преподобный Леонтий Печерский
Боголюбская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации