Церковный календарь

29 июня. Память святителя Тихона, епископа Амафунтского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 июня. Память святителя Тихона, епископа Амафунтского

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 16 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Тихона, епископа Амафунтского (425). Преподобного Тихона Медынского, Калужского (1492). Преподобного Тихона Луховского, Костромского, чудотворца (1503). Преподобного Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002).

Священномученика Тигрия пресвитера и мученика Евтропия чтеца (ок. 404).

Священномучеников Гермогена, епископа Тобольского, Ефрема Долганева, Михаила Макарова, Петра Корелина пресвитеров и мученика Константина Минятова (1918).

Святитель Тихон, епископ Амафунтский

Святитель Тихон происходил из благочестивой семьи христиан острова Кипр. С ранних лет у него проявился дар чудотворения. Помогая отцу на хлебопекарне, он стал раздавать хлеб даром, а когда отец разгневался на это, по молитвам будущего святителя амбары наполнились пшеницей. По вере святого сухие ветви виноградной лозы принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Став архиереем, святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре и насаждал христианскую веру. В службе святителю указывается, что он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. Святителя Тихона Амафунтского особо почитали на Руси: в конце XVIII столетия в Воронежской епархии было три архипастыря, тезоименитых кипрскому святителю, в числе которых — святитель Тихон Задонский.

Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 1972 году иерей Георгий Глазунов вместе с иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) тайно обрели поруганные мощи святителя Феофана на месте его погребения в Вышенском монастыре. Святые мощи находились среди кучи мусора, а честная глава святителя была расколота богоборцами на части. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) обретённые мощи святителя Феофана замуровали в стене Успенского собора Свято-Троицкой Лавры. В 1988 году, перед канонизацией святителя Феофана, мощи были перенесены в храм преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка, где они находились в течение 14 лет. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского Алексия II, мощи были перенесены в возрождённую Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь.

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский

Епископ Гермоген (в миру Георгий) родился в 1858 году в семье священника. Образование: духовная семинария, Одесский университет (юридический факультет и курсы истории, филологии, математики), Санкт-Петербургская духовная академия. С 1892 года — иеромонах. Через год — ректор Тифлисской духовной семинарии, архимандрит. В 1901 году — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Через два года — епископ Саратовский и  Царицынский с  правом присутствия на заседаниях Святейшего Синода. Святой праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил святителя и предвидел его мученическую кончину. С 1911 года епископ Гермоген в опале, в частности из-за неприятия Григория Распутина: сослан в Жировицкий, затем — в  подмосковный Николо-Угрешский монастыри. После февраля 1917 года назначен на Тобольскую кафедру. Призывал «не преклонять колена пред идолами революции», бороться против коммунизма. В Вербное Воскресенье 1918 года, идя запрещенным крестным ходом по Тобольску, публично благословил сосланных Романовых. Арестован. Утоплен в реке Тобол.

Священное Писание

Рим., 96 зач., VIII, 2-13

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Мф., 36 зач., X, 16-22

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 2-13; Мф. 10, 16-22

«Претерпевший же до конца спасется». А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть и спасение у нас, под руками. Претерпи все до конца и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя что все от Господа исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, - сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть то нечего.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будем надеяться, что по вере новомучеников, исповедников Церкви нашей, по вере многих и многих наших предшественников нам ныне даруется особая возможность не только восстанавливать святыни, но и по-новому строить наше государство, нашу народную жизнь, соединяя молитву и труды, веру и знания, развивая то взаимодействие духовного и материального начал, которое отвечает самой природе человека и которое только и способно приносить реальный плод – не призрачный, не скоропреходящий, но такой, каким человек имеет возможность наслаждаться и в мире сем, и за пределами жизни, в Божественном Царстве.

Софроний (Сахаров) о снах, интуиции и суждениях

Из писем в Россию

Ты пишешь: «Раньше меня интуиция никогда не обманывала…» Если я ничего не скажу по этому поводу, то ты уверишься в своей интуиции и дело будет совсем неблагополучно… Со многими людьми было и бывает так, что их сны нередко оказывались как бы пророческими. И так они привыкли верить своим снам. Это чрезвычайно опасно по нашим аскетическим понятиям. Подобно сему у многих бывает и с их интуицией… Когда речь идет о маловажных предметах, тогда ошибка не так уж важна. Но если речь идет о вопросах ПОСЛЕДНЕЙ важности, то всякая ошибка будет иметь своим результатом последнюю катастрофу… Не менее важно также и с нашим выходящим за пределы должного доверием к решению нашего рассудка. В моей книге я пишу об этом весьма коротко, говоря о пределах нашей логики, то есть нашего «логического мышления», о том, что выводы нашего рассудка НИКОГДА не бывают абсолютно правильными. Так же и с нашими суждениями о людях. Почему и дана заповедь тем, кто ищет Истины, — «не судите!»

Грехопадение

Грех — нарушение воли Божьей. Для человека грешить — действовать вопреки законам, обусловливающим его природу. Первозданные люди не имели склонности ко греху. Они жили в союзе с Богом, в гармонии с собой и с окружавшим их миром. Желая разрушить этот союз, клеветник и завистник дьявол, искусив Еву, подтолкнул её к нарушению заповеди Божьей, запрещающей людям вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт.3:1-5).

Соблюдение этой заповеди воспитывало в человеке доверие и любовь к Богу. Заповедь была дана Богом для совершенствования человека, упражнения в свободном следовании святой воле Божьей (т.к. Бог свят, его воля всегда направлена к благу). Выбор для человека был крайне лёгок, ведь в Эдеме было множество плодовых деревьев (в т.ч. Древо жизни). 

Рано или поздно испытание должно было окончиться и увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже окончательно утвердился бы в добре и не мог бы согрешить. Но оклеветав Бога и пообещав Еве, что, вкусив запретного плода, люди станут, как боги, дьявол добился того, что она преступила запрет, а затем подтолкнула к тому же Адама (Быт.3:6-7).

Что значит предложение сатаны «быть как боги»? Приняв это предложение, человек как бы сказал Богу: «Ты говоришь, «не вкушай этих плодов, потому что умрёшь»? Я Тебе не верю. Сатана сказал, что вкусив их, я стану равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя и Ты мне больше не нужен!». Человек захотел существовать автономно от Бога, разорвал благодатную связь с Творцом, духовно умер. 

В эпизоде соблазнения дьявол выступил лживым подражателем Бога. Ведь это Бог желает нас сделать «богами», но «богами по благодати», по причастности к Себе. А дьявол и не может нас сделать богами (ведь он сам, как и мы — творение) и тот путь, который он предложил — чистый обман.

Совершение первозданными людьми этого преступления получило название: грехопадение человека. «Не став ещё людьми, захотели стать богами» — так святой Ириней Лионский описывает первый человеческий грех.

Ересь докетизма

Содержание ереси докетов (от греч. казаться) сводилось, в главном, к тому, что Сын Божий не воплощался, в точном значении слова, но «стал человеком» лишь призрачно – принял вид человека, казался человеком, подобно тому как и ангелы, не становились людьми перед тем как являться людям в облике человека.

Последователям этой ереси представлялось немыслимым, чтобы Бог действительно стал человеком, мол, Кто такой Бог и кто такой человек. Принимая свою точку зрения за фундаментальную истину, с этой позиции они смотрели и на страдания, и на смерть Иисуса Христа, и на Его Воскресение и Вознесение.

Само собой ясно, что при таком подходе они не вкладывали в понятия «спасение», «искупление через жертвенные страдания и смерть» того значения, какое вкладывает в эти понятия Церковь. По сути они отрицали искупление, так как и страдания, и смерть Христа на Кресте, и Его Воскресение, согласно их воззрению, носили иллюзорный характер.

Молитвословия

Тропарь святителя Тихона Амафунтского

глас 1

Пустынный житель, и в телеси ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Тихоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Тихона Амафунтского

глас 3

В постничестве, святе, боголюбезном пребыв,/ Утешителеву силу с высоты приял еси,/ идол низложити прелести, люди же спасти,/ демоны отгнати, недуги исцеляти./ Сего ради почитаем тя, яко Божия друга,// Тихоне блаженне.

Молитва святителю Тихону, епископу Амафунтскому

О, Трисолнечныя Троицы угодниче! О, Неистощимый источниче чудес! О, Небесныя доброты подобниче, святче Божий, преблагий, избранниче Спасов, великий архиерею, преблаженне светителю Христов Тихоне, подсолнечную озаряяй и удивляяй чудесы твоими! Всегда предстоя Святей Троице и моление принося о всем мире, вся призывающыя имя твое святое от всякаго недуга душевнаго и телеснаго исцели, испроси отпущение грехов их. Греховные мысли потреби, и всякую напасть и нашествие неприязненное диавола далече сотвори от молящихся тебе, и возстави ны от сна греховнаго, устрой ны, входящыя и во святый храм твой, здравы душами и телесы, и добрыми делы славящыя имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое молитвенное предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Тихона Луховского

глас 4

Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Тихона Луховского

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.

Тропарь преподобного Тихона Калужского

глас 4

Яко светильник пресветлый,/ явился еси в Российстей земли,/ преподобне отче наш Тихоне,/ в пустыни вселився,/ в нейже преходя жестокое жительство,/ яко безплотен, пожил еси,/ сего ради и чудес дарованием обогати тя Бог./ Тем и мы, притекающе к мощем твоим, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Тихона Калужского

глас 8

Отечества удалився, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ идеже жестокое житие твое показал еси/ и, многих добродетельми удивив,/ дарование чудес от Христа приял еси./ Темже поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, преподобне Тихоне, отче наш.

Теги:
святитель Тихон Амафунтский
святитель Феофан Затворник
священномученик Гермоген Тобольский
православный календарь

Все публикации