Церковный календарь

27 июня. Память пророка Елисея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 июня. Память пророка Елисея

3-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 14 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Елисея (IX в. до Р. Х.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Обретение мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского (1992).

Благоверного князя Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Преподобного Елисея Сумского (XV–XVI). Собор Дивеевских святых.

Священномученика Иосифа Сикова пресвитера (1918); священномученика Александра Парусникова, Павла Иванова пресвитеров и Николая Запольского диакона (1938).

Пророк Елисей

«И во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его». Святой Елисей более 65 лет нёс пророческое служение при шести израильских царях. Он совершил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана; сделал пригодной для питья воду иерихонского источника; спас от гибели в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей, а бедную вдову — от голодной смерти, а также воскресил её сына. Пророк Елисей скончался в глубокой старости. Как и его учитель — пророк Илия — он не оставил после себя книг. Позже Иисус, сын Сираха, написал похвалу обоим пророкам… В 4-ом веке император Юлиан Отступник приказал сжечь мощи святого Елисея. Но верующие сохранили их остатки и часть из них перевезли в Александрию.

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, вместе со святой благоверной императ рицей Феодорой окончательно утвердил иконопочитание после второй волны иконоборчества. В 843 году он сос тавил особый чин Торжества Православия, который сам и совершил в первый раз в первую неделю Великого поста. Кроме того, восстановитель Православия написал «Последование о различных лицах, возвращающихся к Православной вере после отпадения от неё», составил чин обручения, благословения брака и последование благословения второбрачных. Из числа песнопений известна его стихира 42 амморейским мученикам, пострадавшим от магометан в 845 году. В тексте стихиры мученики названы «новоявленными». Также святитель Мефодий считается автором сохранившейся в греческой Минее стихиры святым равноапостольным Константину и Елене.

Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского)

Митрополит Владимир — первый иерарх Русской Православной Церкви, принявший мученическую смерть за Христа после революции 1917 года. Его мощи 74 года пребывали в склепе Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года состоялось тайное обретение святых мощей мученика при участии владык Онуфрия, Сергия, Алипия, Иоанникия и наместника Лавры архимандрита Питирима. Тогда над храмом появилось темно-красное облако, похожее на зарево от пожара за Днепром. Но оно стояло в небе, как знамение Господне. Останки мученика перенесли в Дальние пещеры Лавры, где они хранятся и поныне. Ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм, где они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Священное Писание

Рим., 85 зач., III, 28 — IV, 3

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Глава 4

1 Что́ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3 Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Мф., 24 зач., VII, 24 — VIII, 4

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Глава 8

1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. З, 28-4, З; Мф. 7, 24-8, 4

Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий — подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность; предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем пополнительным соображениям конец. Так и нравственные правила пока не исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а когда исполняешь их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру — доброму или злому. «Итак блюдите, как опасно ходите»!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Многочисленные эпизоды из Священной истории Ветхого Завета свидетельствуют о том, что спасительное бремя поста люди возлагали на себя в особенно ответственные моменты жизни, когда они остро нуждались во всесильной помощи Божией. Так бывало накануне сражений, перед лицом тяжких испытаний и трудностей, причем не только в личных делах, но и в государственно-общественной жизни… Иными словами, всякий раз, когда отдельный человек или человеческое сообщество крайне нуждались в помощи Божией, они налагали на себя добровольное бремя поста как выражение смирения пред Богом, упования на Его заступление, свидетельствуя тем самым свою готовность предаться Божественной воле.

Святитель Феофан Затворник о посещении детьми храма

Трудно найти основательную причину, которою можно было бы оправдать отказ детям в посещении храма Божия. Иные говорят, что высота действий веры выше понятий дитяти, но кто ж не знает того, что таинства веры приемлются сердцем? Если есть сердце у детей, то, значит, есть и приятелище веры. Да, есть, и ещё какое! Такое, которое нам, совершеннолетним, ставится в образец: «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», сказал Сам Спаситель. Прибавьте к этому, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми священнодействиями осимволена вера наша, атмосфера эта чиста, небесна, Божественна. Кто же способнее дышать и оживляться этим воздухом? Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омрачённые суетой, или эти невинные души? Для образования и укрепления жизни духовной — одно условие: держать её непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтобы пользоваться притечением их и наитием. Где же всё это? В храме Божием. Не воспрещайте же детям приходить в него.

Молитвословия

Тропарь пророка Елисея

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Елисея

глас 2

Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Мефодия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ святителю Мефодие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Мефодия

глас 2

На земли подвизался еси, яко безплотный,/ и Небеса наследовал еси, Мефодие,/ яко изъяснивый в концех икон поклонение,/ в трудех бо и болезнех вящше пребыв,/ не престал еси дерзновением,// обличая отметающияся иконы Христовы.

Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского

глас 8

Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Теги:
Пророк Елисей
святитель Мефодий Константинопольский
священномученик Владимир Киевски
православный календарь

Все публикации