Церковный календарь

25 июня. Память преподобного Онуфрия Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 июня. Память преподобного Онуфрия Великого

2-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 12 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Онуфрия Великого (IV). Преподобного Петра Афонского (734). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) благоверной великой княгини Анны (в иночестве Евфросинии) Кашинской. Преподобного Арсения Коневского (1447). Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI). Преподобного Стефана Озерского, Комельского (1542).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Преподобный Онуфрий Великий

Преподобный Онуфрий подвизался в IV веке, во времена расцвета египетского монашества во внутренней Фиваидской пустыне. Приняв постриг в фиваидском монастыре Эрити, он, желая подражать святым отшельникам, ночью тайно вышел из обители. Внезапно он увидел светлый луч и услышал голос Ангела Хранителя, указавший ему путь к старцу-пустыннику, научившему преподобного борьбе с вражескими искушениями. После кончины наставника святой Онуфрий в течение 60 лет подвизался в полном одиночестве. Около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Тень пальмы укрывала преподобного от полуденного зноя, плоды питали его, а листья служили одеждой. Ангел Господень каждые субботу и воскресенье являлся пустыннику и причащал его, вплоть до блаженной кончины святого Онуфрия.

Преподобный Петр Афонский

Монашеская жизнь на Афоне ведёт своё начало с первых веков христианства. Довольно долгое время здесь не было крупных монастырей. Первым известным афонским святым является преподобный Пётр Афонский. Время его подвижничества относится примерно к VIII веку. По преданию, преподобному Петру явилась Пресвятая Богородица и повелела плыть на Святую Гору Афон, где святой подвизался в одиночестве более полувека. Богородица поведала подвижнику, что Афон наполнится монахами от края до края. Согласно другому сказанию, Пресвятая Дева посетила Афон вскоре после Вознесения Спасителя. Возвестив местным жителям о Христе, Богородица назвала Святую Гору Своим земным уделом и обещала особую милость и попечение всем, кто будет подвизаться на Афоне с верою во Христа, соблюдая Его заповеди.

Прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

Святая княгиня Анна, супруга святого князя Михаила Тверского, убитого в Орде в 1318 году, после гибели мужа приняла постриг. Почила она в 1368 году в городе Кашине. В 1611 году в Успенском храме Кашина было найдено погребение: из-за ветхости храма церковный помост обвалился, и находившийся под полом гроб оказался на поверхности. Жители города не знали, чей он, и относились к нему без благоговения: клали на гроб шапки, садились. В храме пономарём служил некий тяжко болевший Герасим. Ему во сне явилась княгиня Анна, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Княгиня велела Герасиму сказать о явлении настоятелю и зажечь свечу перед её гробом. Когда это было сделано, у мощей произошло множество чудес и исцелений. В 1649 году по воле царя Алексея Михайловича мощи были освидетельствованы, а 2 июня 1650 года их перенесли из Успенского храма в соборный Воскресенский; в том же году княгиню Анну причислили к лику святых.

Священное Писание

Рим., 86 зач., IV, 4-12

4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

Мф., 22 зач., VII, 15-21

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16 По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17 Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20 Итак по плодам их узна́ете их.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Молитвословия

Тропарь преподобного Онуфрия Великого

глас 1

Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.

Тропарь преподобнаго Арсения Коневского

глас 1

Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобнаго Арсения Коневского

глас 8

Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 4, 4-12; Мф. 7, 15-21

«Берегитесь лжепророков». С начала христианства и доселе еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение. Господь не указал, каких именно остерегаться лживых пророков, ибо как их определить? Они меняются, как мода, и всякое время порождает своих. Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личного убеждения, не принимающего веры, и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков. Присмотрись, не кроется ли волк под этой овчею одеждой. Знай, что Господь единый двигатель к истинному совершенству, единый умягчитель сердец и нравов, единый просветитель, единый дающий свободу и исполняющий сердце ощущениями истины, дающими убеждение, которого ничто в мире не сильно поколебать. Потому, коль скоро заметишь в речах новых пророков какую-либо тень противоречия учению Господа знай, что это волки-хищники, и отвратись от них.

Из воспоминаний святителя Луки о пытках на допросах

В 1937 году архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был обвинен в шпионаже в пользу иностранной разведки. Он выдержал многомесячные пытки и издевательства: «Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне… Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения. У меня начались ярко выраженные зрительные и тактильные галлюцинации… То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята… То я видел себя стоящим на краю огромной впадины, в которой расположен целый город, ярко освещенный электрическими фонарями. Я ясно чувствовал, что под рубахой на моей спине извиваются змеи. От меня неуклонно требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил… Допрос конвейером продолжался 13 суток, и не раз… обливали мою голову холодной водой».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Весь Русский Север – это результат духовной колонизации, результат подвижнического труда иноков, отшельников, молитвенников. Потому и стали так развиваться на Севере монастыри, церковная жизнь, приходская жизнь. Эти места были действительно духовной опорой нашего народа, и совершенно неслучайно в тяжелые годы безбожного лихолетья именно по Русскому Северу более, чем по другим местам, прошел каток уничтожения всяких ростков духовной жизни. Здесь храмы и монастыри уничтожались с особой злобой, без всякой памяти о подвиге тех, кто, придя сюда, не просто создавал монастыри и строил храмы, но и привел за собой народ. Дела святых первопроходцев, подвижников благочестия были забыты и стерты из народной памяти. Но вот мы дожили до того времени, когда можем прославить их святой подвиг и понять, что не было бы ничего в этих местах или было бы совсем не так, как сейчас, если бы не они первыми проложили пути к этим безлюдным местам Русского Севера и не создали здесь очаги духовной культуры и святости.

Теги:
Преподобный Онуфрий Великий
преподобный Петр Афонский
благоверная Анна Кашинская
православный календарь

Все публикации