Церковный календарь

22 июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

1-я седмица по Пятидесятнице. Седмица сплошная
Поста нет. 9 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Праведного Алексия Московского (1923).

Преподобного Александра, игумена Куштского (1439). Мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).

Обретение мощей преподобного Рафаила Шейченко исповедника (2005).

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святитель Кирилл Александрийский известен как один из главных борцов с ересью Нестория, не признававшего Божественное достоинство Господа Иисуса Христа. Александрийский Предстоятель инициировал созыв III Вселенского собора (431 год), осудившего несторианство, и председательствовал на нём. Несторий управлял Константинопольским Патриархатом после святителя Иоанна Златоустого, обвинения Нестория в неправославии начались после того, как он стал называть Пресвятую Деву «Христородицей» или «Человекородицей». Поэтому, после осуждения этой ереси, для должного прославления Божией Матери, в богослужение была введена известная каждому христианину песнь «Богородица Дево, радуйся…». Есть основание полагать, что автором песнопения был сам святитель Кирилл. Кроме того, святой составил чин царских часов, которые читаются в Великий Пяток. В чин входят особые псалмы, повествующие о Страстях Господних, а также соответствующие дню стихиры и чтения из ветхозаветных книг, Апостола и Евангелия.

Праведный Алексий Московский (Мечёв)

Протоиерей Алексий Мечёв родился в 1859 году в Москве в семье регента Чудова монастыря. Мечтал быть врачом, но по настоянию матери стал священником, за что не раз ее благодарил. После окончания Московской духовной академии и принятия сана стал служить в церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке. В 1902 году овдовел. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал тогда отцу Алексию: «Тебя посещает Господь… Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда… легче тебе станет». Отец Алексий ввёл ежедневное богослужение, хотя в то время в малых московских храмах оно совершалось два–три раза в седмицу. Он, не дожидаясь пономарей, готовил всё необходимое для богослужения, нередко сам пел и читал утреню перед Литургией. «Восемь лет служил я Литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий не смущался и продолжал служить. Постепенно храм наполнился прихожанами, а затем приход на Маросейке стал одним из самых известных в Москве. Батюшка встречал всех сердечно, с любовью и состраданием. Был прозорлив и необыкновенно скромен. Оптинские старцы не раз говорили москвичам: «Что вы к нам едете? У вас есть отец Алексий!» Почил праведник в 1923 году, оплаканный тысячами верующих во главе с Патриархом Тихоном.

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский

Кирилл родился в Москве в знатной семье. Светской карьере он предпочел иночество и позже, по благословению явившейся ему Пресвятой Богородицы, основал на Белом озере монастырь, ставший впоследствии одним из северных оплотов Руси. Преподобный был примером нестяжания, имел лишь ризу и несколько книг, отверг дарственную боярина, хотевшего подарить монастырю село. Часто сталкиваясь со злобой людской и зная, что один инок его ненавидит, он считал того брата единственным, кто видит его грехи. Ученик Сергия Радонежского, Кирилл заботился об Отечестве. С любовью, но решительно и мудро он удерживал правителей от междоусобиц, наставлял, что упование на Бога — основа мира и благополучия. Так писал он князю: «Ведь раз сподобился ты получить от Бога великую власть, то столь же большое воздаяние ты должен воздать Ему».

Священное Писание

Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 13

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 1-7, 13-17; Мф. 4, 25-5, 13

По крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситься. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар - жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние - скорби, унижения, и внутренние - страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько, поэтому, нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941–1945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.

Праведный Алексий (Мечёв) о покаянии

Покаяние должно состоять не в одних словах и воздыханиях. Искренно, от всего сердца пожелайте отстать от тех беззаконий, которые сознала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков: страсти опутывают как бы сетями душу того, кто им предан. Но сделайте усилие над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра. Во всяком деле нужен труд; можно ли без труда приобрести такое великое благо, как спасение души? «От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своих обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах Правды Божией: это дела милосердия.

Образ и подобие Божьи в человеке

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.  

Образ — то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:

Бог Личностен — и нас создал личностями (даже близнецы — разные личности).

Вечен — и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии — он имеет начало, но не имеет конца.

Свободен — и нам даровал свободу воли (у животных — инстинкты). В наличии свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро — свободное следование воле Божьей, а зло — противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание — бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.

Премудр — и нам даровал разум (мышление и речь).

Творец — и нам даровал возможность творчества.

Вседержитель — и нам даровал в управление видимый мир.

Подобие — возможность уподобиться Богу, стать богоподобным — святым. Богоподобие — цель человеческой жизни.

С т.з. Божественного замысла о человеке, святой — это не сверхчеловек, это нормальный человек.

Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего — любовь, «совокупность совершенства».

Как обрести подобие Божье говорят нам Заповеди Блаженств.

Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.

Молитвословия

Тропарь святителя Кирилла Александрийского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Кирилла Александрийского

глас 6

Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.

Тропарь преподобного Кирилла Белоезерского

глас 1

Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/ злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество,/ страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/ не оставил еси, посещая, да вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кирилла Белоезерского

глас 8

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Молитва преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу

О, священная главо, преподобне и Богоносне Отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас ко Господу Богу. Свойственно есть тебе благосердие, святче Божий, ибо живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели греховны души человеческий, и вся твоя жизнь святая бысть зерцалом добрых дел, о нихже прославляшеся в тебе Отец Небесный, к Немуже велие дерзновение стяжав, испроси нам у благости Его: веру праву, благочестие нелицемерное, покаяние истинное, братолюбие совершенное и преуспеяние во всех благих делех. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христовом. Сохрани Церковь Святую и Державу Российскую от браней и нестроений. Огради обитель твою честную от всякаго зла, и вся правоверныя люди, к тебе приходящыя и мощем твоим покланяющиеся, осени небесным твоим благословением, и вся прошения их во благо исполни. Ей, Отче, не презри молитв наших, со умилением тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу, и сподоби нас помощию твоею святою спасение вечное получити, и Царствие Небесное унаследовати, да славословим великия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое Отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Кирилл Александрийский
праведный Алексий Мечев
преподобный Кирилл Белоезерский
православный календарь

Все публикации