Церковный календарь

22 июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

3-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 9 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Седмица 3-я по Пятидесятнице. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Праведного Алексия Московского (1923).

Преподобного Александра, игумена Куштского (1439). Мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).

Обретение мощей преподобного Рафаила Шейченко исповедника (2005).

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святитель Кирилл Александрийский известен как один из главных борцов с ересью Нестория, не признававшего Божественное достоинство Господа Иисуса Христа. Александрийский Предстоятель инициировал созыв III Вселенского собора (431 год), осудившего несторианство, и председательствовал на нём. Несторий управлял Константинопольским Патриархатом после святителя Иоанна Златоустого, обвинения Нестория в неправославии начались после того, как он стал называть Пресвятую Деву «Христородицей» или «Человекородицей». Поэтому, после осуждения этой ереси, для должного прославления Божией Матери, в богослужение была введена известная каждому христианину песнь «Богородица Дево, радуйся…». Есть основание полагать, что автором песнопения был сам святитель Кирилл. Кроме того, святой составил чин царских часов, которые читаются в Великий Пяток. В чин входят особые псалмы, повествующие о Страстях Господних, а также соответствующие дню стихиры и чтения из ветхозаветных книг, Апостола и Евангелия.

Праведный Алексий Московский (Мечёв)

Протоиерей Алексий Мечёв родился в 1859 году в Москве в семье регента Чудова монастыря. Мечтал быть врачом, но по настоянию матери стал священником, за что не раз ее благодарил. После окончания Московской духовной академии и принятия сана стал служить в церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке. В 1902 году овдовел. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал тогда отцу Алексию: «Тебя посещает Господь… Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда… легче тебе станет». Отец Алексий ввёл ежедневное богослужение, хотя в то время в малых московских храмах оно совершалось два–три раза в седмицу. Он, не дожидаясь пономарей, готовил всё необходимое для богослужения, нередко сам пел и читал утреню перед Литургией. «Восемь лет служил я Литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий не смущался и продолжал служить. Постепенно храм наполнился прихожанами, а затем приход на Маросейке стал одним из самых известных в Москве. Батюшка встречал всех сердечно, с любовью и состраданием. Был прозорлив и необыкновенно скромен. Оптинские старцы не раз говорили москвичам: «Что вы к нам едете? У вас есть отец Алексий!» Почил праведник в 1923 году, оплаканный тысячами верующих во главе с Патриархом Тихоном.

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский

Кирилл родился в Москве в знатной семье. Светской карьере он предпочел иночество и позже, по благословению явившейся ему Пресвятой Богородицы, основал на Белом озере монастырь, ставший впоследствии одним из северных оплотов Руси. Преподобный был примером нестяжания, имел лишь ризу и несколько книг, отверг дарственную боярина, хотевшего подарить монастырю село. Часто сталкиваясь со злобой людской и зная, что один инок его ненавидит, он считал того брата единственным, кто видит его грехи. Ученик Сергия Радонежского, Кирилл заботился об Отечестве. С любовью, но решительно и мудро он удерживал правителей от междоусобиц, наставлял, что упование на Бога — основа мира и благополучия. Так писал он князю: «Ведь раз сподобился ты получить от Бога великую власть, то столь же большое воздаяние ты должен воздать Ему».

Священное Писание

Рим., 94 зач., VII, 1-13

1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?

2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.

3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.

8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.

13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.

Мф., 34 зач., IX, 36 — X, 8

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Глава 10

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 1-13; Мф. 9, 36-10, 8

Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: «приблизилось Царство Небесное», то есть пришло Царствие — идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, — потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: «не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим». Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков — и величаются… Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, — это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная». И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут…

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

22 июня — день начала Великой Отечественной войны

Если воинство наше будет хранить веру православную в сердце, если будет жить по Божиему закону, по совести, то страна наша будет непобедима. Потому что все подвиги совершаются не силой оружия, не организацией, не деньгами, а силой человеческого духа. Там, где настоящий подвиг, где есть готовность отдать жизнь свою за других, там не может быть слабого духа. А согласно господствующей ныне, в наш лукавый век, материалистической философии и психологии жизни, человеку, который не верит в бессмертие, какой смысл отдавать свою жизнь за других? Если же и неверующие поступали так, как то было в том числе в грозные годы Великой Отечественной войны, то и они поступали так не по материалистическим убеждениям, а по Божиему нравственному закону, который был вложен в сердца наших воинов. И как часто люди, в мирное время исповедовавшие атеизм, перед тем как идти в атаку, осеняли себя крестным знамением и говорили: «Господи, помоги». Происходило это потому, что наш народ, даже формально не веря в Бога, на деле оставался православным — по молитвам святых угодников, в земле нашей просиявших, по молитвам священномучеников, по глубине той православной духовной традиции, что пронизывала всю нашу народную жизнь.

Праведный Алексий (Мечёв) о покаянии

Покаяние должно состоять не в одних словах и воздыханиях. Искренно, от всего сердца пожелайте отстать от тех беззаконий, которые сознала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков: страсти опутывают как бы сетями душу того, кто им предан. Но сделайте усилие над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра. Во всяком деле нужен труд; можно ли без труда приобрести такое великое благо, как спасение души? «От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своих обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах Правды Божией: это дела милосердия.

Образ и подобие Божьи в человеке

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.  

Образ — то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:

Бог Личностен — и нас создал личностями (даже близнецы — разные личности).

Вечен — и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии — он имеет начало, но не имеет конца.

Свободен — и нам даровал свободу воли (у животных — инстинкты). В наличии свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро — свободное следование воле Божьей, а зло — противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание — бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.

Премудр — и нам даровал разум (мышление и речь).

Творец — и нам даровал возможность творчества.

Вседержитель — и нам даровал в управление видимый мир.

Подобие — возможность уподобиться Богу, стать богоподобным — святым. Богоподобие — цель человеческой жизни.

С т.з. Божественного замысла о человеке, святой — это не сверхчеловек, это нормальный человек.

Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего — любовь, «совокупность совершенства».

Как обрести подобие Божье говорят нам Заповеди Блаженств.

Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.

Молитвословия

Тропарь святителя Кирилла Александрийского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Кирилла Александрийского

глас 6

Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.

Тропарь преподобного Кирилла Белоезерского

глас 1

Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/ злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество,/ страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/ не оставил еси, посещая, да вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кирилла Белоезерского

глас 8

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Молитва преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу

О, священная главо, преподобне и Богоносне Отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас ко Господу Богу. Свойственно есть тебе благосердие, святче Божий, ибо живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели греховны души человеческий, и вся твоя жизнь святая бысть зерцалом добрых дел, о нихже прославляшеся в тебе Отец Небесный, к Немуже велие дерзновение стяжав, испроси нам у благости Его: веру праву, благочестие нелицемерное, покаяние истинное, братолюбие совершенное и преуспеяние во всех благих делех. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христовом. Сохрани Церковь Святую и Державу Российскую от браней и нестроений. Огради обитель твою честную от всякаго зла, и вся правоверныя люди, к тебе приходящыя и мощем твоим покланяющиеся, осени небесным твоим благословением, и вся прошения их во благо исполни. Ей, Отче, не презри молитв наших, со умилением тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу, и сподоби нас помощию твоею святою спасение вечное получити, и Царствие Небесное унаследовати, да славословим великия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое Отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Кирилл Александрийский
праведный Алексий Мечев
преподобный Кирилл Белоезерский
православный календарь

Все публикации