Церковный календарь

19 июня. Память преподобного Илариона Нового, игумена

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 июня. Память преподобного Илариона Нового, игумена

Среда Пятидесятницы
Поста нет. 6 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Виссариона, чудотворца Египетского (IV–V). Преподобного Илариона Нового, игумена (845). Святителя Ионы, епископа Великопермского (1470). Преподобного Паисия Угличского, игумена (1504). Преподобного Ионы Климецкого (Клименецкого) (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (Сусанны) (293). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Преподобный Иларион Новый

Иларион родился в Константинополе в семье вельможи. Принял иночество в 20 лет. Через три года перешел в Далматский монастырь, где много лет исполнял послушание садовника. Узнав, что братия собирается избрать его игуменом, удалился на гору Олимп Вифинский и только после обращения иноков к Патриарху принял руководство обителью. Когда император Феофил потребовал от него отказаться от почитания икон, Иларион назвал правителя нечестивым обманщиком, за что получил 117 ударов палками, несмотря на преклонный возраст (около 60 лет), и был сослан на маленький скалистый остров Афусия. Здесь святой выкопал себе тесную келлию, рядом с которой по его молитве забил источник пресной воды. Восемь лет прожив на острове в молчании, Иларион вернулся в свою обитель после смерти последнего императора-иконоборца.

Преподобный Паисий Угличский

Преподобный Паисий Угличский был племянником преподобного Макария Калязинского. В 11-летнем возрасте он принял постриг в Троицком Калязинском монастыре. С юных лет он научился подвигам послушания, поста и молитвы. В 1476 году по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича Покровский монастырь, в котором был избран игуменом. Он был примером для братии во всех самых трудных послушаниях. Однажды, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом молодой боярин и, увидев старца, посмеялся над ним. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему: «Не осуждай иноков». Скончался преподобный Паисий на 107-м году жизни.

Преподобномученицы девы Архелая, Фекла и Сосанна

Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сусанна жили в небольшом монастыре неподалёку от Рима. Когда император Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, святые девы удалились в Кампанию, где переоделись в мужские одежды и поселились в пустынном месте. За свою чистоту подвижницы получили от Бога дар исцелений, и вскоре слава о них распространилась по всей Кампании. Тогда начальник области Леонтий схватил преподобных жён, обвинил в волховании и подверг страшным мучениям старшую из них, Архелаю. Когда она осталась невредима, Леонтий повелел отрубить мученицам головы. Воины, исполняющие приговор, увидели Ангелов, готовящихся принять души мучениц, пришли в ужас и отказались казнить святых, но девы сказали: «Если не исполните приказания, не будете иметь части с нами», и воины отсекли страдалицам головы.

Священное Писание

Рим., 80 зач., I, 18-27

18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

19 Ибо, что́ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; 27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

Мф., 12 зач., V, 20-26

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака́"*, подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

 * Пустой человек.

Молитвословия

Тропарь преподобных Виссариона и Илариона

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Виссариона

глас 2

Вышних сил подражав, преподобне,/ образом птиц житие пожил еси,/ временная в забытии положив,/ непрестанным желанием влеком к Небесным добротам Христа Царя,/ дондеже Того достигл еси, Висарионе,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Илариона

глас 2

Ограды живоносныя твоея пажити,/ пастырски невредимо стадо соблюл еси/ и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/ по благочестии многи муки и скорби прием:/ тем во всерадостный живот вселився Горняго Сиона,// моли за ны, преподобне.

Тропарь святителя Ионы, епископа Великопермского

глас 4

Святителю Церкви Великопермстей,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый Православия,/ благочестия учителю,/ Ионо святителю блаженне,/ Владыку всех моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли даровати/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Ионы Климецкого

глас 4

Ангельскому житию поревновав, блаженне Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в пустыню вселився,/ в трудех, молитвах и слезах подвизался еси,/ и, яко мудрый купец, Царствие Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопием ти:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Ионы Климецкого

глас 2

Христовым стопам последователь быв, блаженне Ионо,/ радуяся, вселился еси в пустыню,/ Вышняго Промыслом наставляемь,/ и, не убоявся вражиих приражений,/ якоже столп непоколебим,/ уготовал еси себе в жилище Духу Пресвятому,/ мы же, память твою совершающе, вопием радостно:/ радуйся, яко озарявши нас чудесы твоими;/ радуйся, яко оставил еси временная ради будущих благ./ Радуйся, яко возставляеши ленивых ко спасению./ Моли убо Христа Бога, отче преподобне,/ да спасет души наша в День Судный.

Тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 18-27; Мф. 5, 20-26

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй суждены быть вне Царствия Небесного. Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский — узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения. Узнал что — не останавливайся на этом знании, а иди дальше и сделай вывод, к чему, в каком случае обязывает тебя такое знание, да и положи по тому неотложно действовать. В поведении же так поступай, чтобы не чувства и расположения шли за внешними делами, а внешние дела были вызываемы чувствами и расположениями, и служили им точным выражением. Устроясь таким образом, будешь выше книжников и фарисеев, и дверь Царствия не будет затворена перед тобою.

Ефрем Катунакский о благодати

Божественная благодать — одна, но дается каждому в его меру. Ах, как трепещет все внутри, когда чувствуешь эту неизреченную радость! Существует много такого, что человек, встречая на своем жизненном пути, не понимает. Часто я недоумевал, почему святые отцы, когда молились, воздевали руки вверх. Тогда я не мог этого понять, а пришел черед — и понял. Не можешь сдержать себя, когда посещает благодать! Но я никогда не поднимал рук вверх, к небу, а в душе воздевал много раз — как сын к Отцу. Да, когда переполняет благодать, ты теряешься, а ослабевает — тебя охватывает дрожь. Куда я попал! Такие состояния не ты вызываешь — они сами по себе приходят. Одно дело, когда ты планируешь, изучаешь, пишешь, и совсем другое — когда они сами по себе приходят. Однажды делал поклоны и пришел помысел: «В том месте, где ты делаешь поклоны, — там прошел Христос». Падаю и лобызаю, обнимаю землю, где ступал Христос. Сами по себе приходят эти состояния, не ты их вызываешь. Благодать это, брат мой.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Одним из способов возмещения физической энергии является отдых, и мы знаем, что набираемся сил после отдыха. Но физических сил недостаточно, чтобы совершать то, что мы призваны совершить в течение жизни. Нужна особая сила — сила духа, потому что побеждает только духовно сильный человек. Никаким восьмичасовым сном эту духовную силу не восстановишь, никаким калорийным питанием ее уровень не поднимешь. Духовная сила — не от материального источника, духовная сила — от силы Духа Святаго. Вот почему наша связь со Святым Духом — через Таинства Церкви, через молитву — является непременным залогом нашей способности творить даже тогда, когда физические силы истощаются. Творить на таком уровне, на котором никакими физическими возможностями ничего произвести невозможно.

Теги:
Преподобный Иларион Новый
преподобный Паисий Угличский
православный календарь

Все публикации