18 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

3396
Фото

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

В этот день совершается память:

Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362).

Перенесение мощей благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1150). Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России (1159). Благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305—311). Преподобного Феодора чудотворца (ок. VI). Преподобного Анувия, пустынника Египетского (IV). Преподобного Дорофея, из обители аввы Серида (VI).

Священномученика Михаила Вотякова пресвитера (1931); священномученика Николая Рюрикова пресвитера (1943).

Игоревской иконы Божией Матери (1147).

Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших

Праздник Всем святым, в земле Российской просиявшим, совершавшийся ещё в Древней Руси, но не имевший широкого распространения, был восстановлен Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917—1918 годов. Инициатор его восстановления — профессор Петроградского университета Б. А. Тураев, который вместе с иеромонахом Владимирского Рождественского монастыря Афанасием (Сахаровым), будущим священноисповедником, рассмотрев древнюю службу XVI века «Всем святым новым чудотворцам Российским», решили позаимствовать из неё лишь немногое и составить новую службу. Часть песнопений они сложили заново, а часть взяли из отдельных служб русским святым. За короткий срок (с 13 августа по 8 сентября 1918 года) новая служба была составлена, одобрена Поместным Собором и затем издана отдельной брошюрой.

Богослужение Недели Всех святых, в земле Русской просиявших

Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, имеет несколько интересных особенностей. Прежде всего, в молитве, читаемой на литии, предлагается поминать всех русских святых поимённо, по чинам святости; соответственно, даже при быстром чтении такое перечисление занимает более часа. Кроме того, хотя богослужение должно совершаться в воскресный день и, соответственно, необходимо петь на вечерне «на стиховне» воскресные стихиры, в службе наряду присутствуют и праздничные стихиры, которые, согласно указанию автора последования, поются, если служба совершается не в воскресенье, а в другой день. Таким образом, эти песнопения, по преимуществу, остаются вне праздничного богослужения. Между тем именно эти стихиры стали наиболее известными и любимыми песнопениями службы, гимном Святой Руси: «Земле Русская, граде святый, украшай свой дом, в немже божественный велий сонм святых прослави… Новый дом Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».

Афонские подвижники в истории России

Более 150 афонских подвижников просияли в святости со времен первых монахов Святой Горы. Святые Афона неразрывными узами связаны с историей России. Достаточно вспомнить святителя Киприана, насельника Святой Горы, ставшего митрополитом Московским и всея Руси после святителя Алексия Московского и поддержанного преподобным Сергием Радонежским, несмотря на противление со стороны великого князя Московского Димитрия Донского. Постриженником Афона был и один из ближайших учеников преподобного Сергия, Сергий Обнорский. Большую роль в становлении духовной учености на Руси сыграл Максим Грек. Он немало пострадал как заступник простого народа перед государем. Среди русских подвижников, глубоко принявших в сердце афонскую духовную традицию, были преподобный Нил Сорский, долгое время проведший на Святой Горе, преподобный Иннокентий Комельский, а в ХХ веке — преподобный Силуан Афонский, бывший родом из тамбовского села. Неоценимый вклад в развитие традиции исихазма среди российского монашества внес преподобный Паисий Величковский, основавший на Афоне скит Святого Илии.

Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, чудотворец

Святитель Константин, византийский богослов, был поставлен на Киевскую митрополию в 1155 году. Перед своей кончиной в 1159 году он тяжело заболел. Святитель составил духовную грамоту и завещал Черниговскому епископу Антонию распечатать её после его смерти и исполнить то, что там написано. Когда завещание открыли, то обнаружили, что смиренный святитель, не считая себя достойным христианского погребения, велел выволочь своё тело за стены города и бросить на растерзание псам. Это распоряжение привело всех в замешательство, но епископ Антоний повелел в точности исполнить волю почившего митрополита. Тело святителя лежало за городскими воротами три дня. После этого по распоряжению князя Святослава святые мощи, к которым никто за эти дни не прикоснулся, с великой честью были внесены в Чернигов.

Священномученик Михаил (Вотяков), пресвитер

Протоиерей Михаил Вотяков родился в 1881 году в деревне Вотяково Казанской губернии в крестьянской семье. В 33 года рукоположен во священника. Служил в сельских храмах. В 1929 году его обвинили в агитации против хлебозаготовок, арестовали, но вскоре отпустили. Через год батюшку направили служить в Троицкий храм села Чистопольские Выселки. Вскоре его обвинили в антисоветской работе и агитации против колхозов. На Страстную Пятницу 1931 года протоиерей Михаил получил во сне откровение, что примет мученическую смерть за Христа. Он отслужил Светлую Седмицу, и его арестовали. Через 2 месяца батюшку расстреляли на Архангельском кладбище Казани вместе с несколькими крестьянами. В последнем своем слове священник призвал односельчан простить палачей-гонителей, как и он сам простил их.

Священномученик Дорофей Тирский

Священномученик Дорофей в конце III века занимал епископскую кафедру города Тир (современный Ливан). Во время гонений императора Диоклетиана подвижник был вынужден скрываться в городе Одесс (современная Варна) вплоть до воцарения Константина Великого. Когда для Церкви настали благоприятные времена, святитель Дорофей вернулся в Тир, а после воцарения Юлиана Отступника, возобновившего гонения на христиан, вновь скрылся в городе Одесс. Слуги императора нашли его и, несмотря на старческую немощь, подвергли жестоким истязаниям. Среди этих страданий, на 107-м году жизни, святитель Дорофей предал свою блаженную душу в руки Господа. По преданию, святой Дорофей в совершенстве знал Священное Писание и владел греческим и латинским языками. Ему принадлежали многочисленные несохранившиеся сочинения на обоих языках, в том числе жития святых апостолов.

Священное Писание

Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16

10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11 Ибо нет лицеприятия у Бога.

12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Мф., 9 зач., IV, 18-23

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 2, 10-16; Мф. 4, 18-23

Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер — вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Любите врагов ваших», — говорит Господь. Но как эти слова расходятся с человеческим опытом! Ведь это враг — тот, кто хочет тебе зла. Чтобы остановить действие врага, нужно употребить силу: либо силу слова, либо силу человеческих мышц, либо силу тех средств, которыми человек обладает. На этой философии сопротивления силой основана вся философия войны. Именно этими идеями оправдывается пролитие человеческой крови — враг должен быть уничтожен. «Любите врагов ваших» — откуда эти слова, из какого человеческого опыта, из какой человеческой философии, из какого образа жизни? Нет ничего подобного в человеческом мире. «Любите врагов ваших» — это как гром с неба, как явление Божие, как явление иного бытия. И когда пытливый человеческий ум начинает проникать в эти слова, открывается вся бездна Божественной премудрости, потому что любовь есть величайшая сила. Любовь способна изменить человека: из врага сделать друга; чужого, каждого, к кому наша любовь простирается, сделать своим, ближним.

Иосиф Исихаст о разных характерах

Люди сильно отличаются друг от друга, и монахи также. Есть души с мягким характером, которые подчиняются с большой легкостью. Есть и души с жестким характером, которые не подчиняются легко. Они отличаются друг от друга, как вата от железа. Вата требует только помазания словом. А железо требует огня и печи искушений для обработки. И таковому нужно потерпеть в искушениях, чтобы произошло очищение. Когда терпения нет, он — фонарь без елея: быстро гаснет и пропадает… Человек никогда не бывает совершенно плохим. В нем есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, молишься, волнуешься за него, просишь о нем Бога. А в его плохом виноват не он, а наш враг диавол. Поэтому не печалься и не вспоминай прошлого. На мою голову свалились еще большие беды, так что твой поступок показался мне благоуханием. С тех пор я молюсь о тебе еще больше. Не печалься. Мы люди и чада преступления, имеющие в основе своей грех прародителей. Поэтому Господь окажет нам снисхождение и при покаянии все это простит.

Добродетель веры

Вера является корнем и условием всех добродетелей, как любовь — их вершиной и средоточием. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). С веры начинается путь духовного совершенствования.

Без веры даже добрые дела ущербны. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божьей тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30, Лк.11:23).

Молитвословия

Молитва всем святым, в земле Русской просиявшим

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученика Дорофея

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник, апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Дорофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дорофея

глас 5

Добродетельми сияя, и Божественными учении паче солнца,/ и страдании, блаженнее, облистал еси,/ просветил еси землю, Дорофее, отгнав мглу многобожия и лютыя ереси.// Сего ради память твою светло празднуем.

Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.

Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года