Церковный календарь

16 июня. Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 июня. Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

7-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 3 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мученицы Павлы девы (270–275).

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Священномучеников Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96).

Преподобномученика Киприана Нелидова (1934); священномученика Михаила Маркова пресвитера (1938).

Югской иконы Божией Матери (1615).

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

В мае 1606 года, после первого этапа Смуты, в Углич прибыла делегация духовенства для обследования останков убиенного царевича Димитрия и перенесения мощей в Москву. За 15 лет со времени гибели царевича от мощей было совершено множество чудес. При открытии гробницы Спасский собор наполнился благоуханием, сами же мощи были найдены нетленными: «власы целы черны, и на костех плоть цела». По принесении мощей в Москву их торжественно встретил царь Василий Шуйский у Сретенского монастыря. Перенесение мощей было устроено, чтобы сделать очевидным самозванство Лжедмитрия I и тех, кто вслед за ним решит объявить себя спасшимся царевичем: «Уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже от убийственных дланей». Мощи были положены в кремлёвском Архангельском соборе.

Священное Писание

Деян., 47 зач., XXIII, 1-11

1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.

10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.

11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Ин., 54 зач., XVI, 15-23

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18 Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.

19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; 23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея 23, 1-11; Ин. 16, 15-23

Господь говорит святым апостолам перед страданиями: «вскоре не увидите Меня. и опять вскоре увидите Меня». Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, - и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете», говорил Он, «и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно необходимо так, как необходимо жене помучиться перед тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Облачившись в терпение как в духовную броню, нужно защищать наш внутренний мир, дабы ничто входящее в нас извне не смогло поколебать его. И тогда мы не станем жертвой тех, кто желал бы победить и покорить нашу душу, используя против нас зло своей души. Терпение, которое непросвещенному взору видится как явная слабость, знающему является как великая сила, способная действенно помогать человеку в обретении истинного счастья и мира, сделаться сильным и неуязвимым для человеческой злобы, неправды и любого диавольского искушения. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели», — говорит преподобный Нил Синайский.

Падение в ангельском мире

Бог сотворил в первую очередь духовный, ангельский мир. Бог создал ангельский мир для того, чтобы ангелы участвовали в Божественной любви. Но любовь невозможна без свободы, насильно мил не будешь. Свобода предполагает и возможность отказаться от любви (и пожинать плоды этого отказа). Три ключевых, взаимосвязанных понятия в отношениях между Богом и человеком: Любовь ― свобода ― ответственность.

Бог создал всех ангелов добрыми. Между тем, все они обладали способностью свободного нравственного выбора. Это значит, что при желании они могли отступить от Бога и выбрать богопротивный путь. Часть из них восстали против Бога и выпали из гармонии мироздания. Поднял восстание один из высших ангелов по имени Денница (лат. Люцифер ― светоносный). Он сделал гибельный выбор, злоупотребив свободой, совершенством и могуществом (Ис.14:12-15). Взбунтовавшись против Бога, Денница увлек за собой множество прочих ангелов. Все они, в результате, были низвержены с Неба.

Восставшие ангелы называются падшими ангелами (нечистыми, злыми духами, бесами), а их предводитель ― сатаной (евр. противник) или дьяволом (греч. клеветник), это синонимы.

Сила сатаны бесконечно меньше, чем Бога, ведь он лишь творение, а не Творец. Бог лишь попускает ему в определённых пределах творить зло на краткое время до Страшного Суда.  

Почему же Бог не уничтожит дьявола?

― Потому, что Бог создал ангелов бессмертными.

― Потому, что дьявол никого не заставляет следовать своей воле: он искушает, подталкивает, предлагает, ― люди либо соглашаются, либо  нет.

― Кроме того, Бог попускает дьяволу искушать нас, чтобы мы могли лично убедиться насколько отвратительно зло, использует его в качестве пугала от зла.

В духовной жизни нет середины, мы исполняем волю либо Бога, либо сатаны. Когда мы делаем зло, мы добровольно поступаем на службу сатане, уподобляемся ему, укореняемся во зле.  По словам апостола Иоанна, «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.3:8).

Любовь как христианская добродетель

Любовь — высочайшая христианская добродетель. Согласно Писанию, она «покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). К любви к Богу и ближнему Господь свел весь «закон» и «пророков» (ветхозаветные заповеди). Но в принципе, только на более глубоком и возвышенном уровне, эти заповеди составляют ядро нравоучения, преподанного Христом.

Образцом любви является для нас любовь Господа Иисуса Христа. Его любовь к людям проявилась неоднократно во время осуществления Им общественного (земного) служения: в частности, она обнаруживалась, когда Он проповедовал, когда помогал страждущим и больным. Но наиболее ярко она проявилась в том, что «Он положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16).

Взирая на Его жертвенную любовь, и мы должны любить своих ближних, «и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). Не имея любви к Богу, невозможно Его познать: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Но и без любви к ближнему нельзя сделаться подлинным боголюбцем: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12).

Молитвословия

Тропарь благоверного царевича Димитрия

глас 3

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного царевича Димитрия

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородне Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар// и венец нетленный.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Югской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Югской

глас 8

Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

Теги:
православный календарь
благоверный царевич Димитрий

Все публикации