Церковный календарь

16 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Неделя 8-я по Пасхе.
Поста нет. 3 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

День Святой Троицы. Пятидесятница. Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мученицы Павлы девы (270–275). Священномучеников Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (ок. 81–96). Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Югской иконы Божией Матери (1615).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста. По отпусте Литургии совершаются 9-й час и великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв.

Пятидесятница

Праздник Пятидесятницы установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. Называется он Пятидесятницей потому, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы. Ещё он называется Троицыным днём, так как с явлением Святого Духа открылась тайна Пресвятой Троицы, и в богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих поклониться Триипостасному Божеству – «Сыну во Отце со Святым Духом». Святой Дух, сошедший на апостолов, объединил их Своей благодатью в Святую Церковь, которая с этого времени стала расти, поэтому Пятидесятницу называют днём рождения Церкви. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник конечный. Это завершение всех великих праздников от Благовещения до Пасхи и Вознесения.

Великая вечерня в день Святой Пятидесятницы

В день Пятидесятницы сразу после литургии совершается великая вечерня. Главная особенность этого богослужения – чтение с коленопреклонением трёх молитв, составленных в IV веке святителем Василием Великим. Священник читает их в Царских вратах на коленях лицом к народу. Все в храме также опускаются на колени. В первой молитве мы исповедуем Богу Отцу грехи, испрашиваем их прощения и благодатной помощи против вражеских козней; во второй просим Господа даровать нам Святого Духа для просвещения и утверждения наших душ; в третьей просим Сына Божиего, исполнившего всё домостроительство спасения человека, о даровании благодати и об упокоении наших усопших отцов и братий. Читать молитвы с коленопреклонением установлено не на литургии, а на вечерне, относящейся к следующему дню, в силу запрещения преклонять колена от Пасхи до Пятидесятницы. Вечерню же положено совершать сразу после литургии, чтобы сохранить верующих в благоговейном и трезвенном состоянии для совершения молитв и коленопреклонений.

Богословие иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева

Ко времени канонизации Сергия Радонежского (около 1422 года) преподобный Андрей Рублёв «в похвалу преподобному Сергию» написал икону «Троица». Святой Сергий Радонежский почитается в Церкви как имеющий особое дерзновение ко Святой Троице; гимнографы называют его «Троицы вселением». Икона, написанная в похвалу преподобному Сергию, дала миру зримый образ Святой Троицы; в этом Андрей Рублёв проявил себя как истинный ученик преподобного Сергия. «Троица» Рублёва принципиально отличается от предыдущих изображений Святой Троицы. До преподобного Андрея иконописцы изображали «гостеприимство Авраама» — ветхозаветный сюжет о приходе трёх Ангелов к Аврааму и Сарре. Гостеприимство выражалось в столе, уставленном яствами, в обилии столовых приборов, в вынесении фигур Авраама и Сарры на первый план. Рублёв, молитвенно созерцая тайну Святой Троицы, пишет на иконе Предвечный Совет Святой Троицы, произошедший до творения мира и времени.

Священное Писание

Деян., 3 зач., II, 1-11

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Молитвословия

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12

Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше  «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа « (1 Пет. 1, 2). Того ради и  «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа «, обязуясь  «соблюдать все, что Я повелел вам « (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе!  «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Праведный Иоанн Кронштадтский о Святой Троице

Троица – моя жизнь, мой свет, мир, спасение мое… Как свет, воздух и вода находятся вместе и взаимно проникают друг друга и притом не сливаются, но каждое остается тем, что оно есть: свет – светом, воздух – воздухом, вода – водою, сохраняя вполне свои единичные свойства, а существом составляя одно вещество, так… и Лица Пребожественной Троицы находятся всегда вместе и не разделяются друг от друга; Отец в Сыне, и Сын во Отце, и Дух Святый, от Отца исходя, в Сыне почивает,  – но в то же время каждое Лицо остается с личными Своими свойствами: Бог Отец нерожден, несотворен, неисходящ; Сын рожден; Дух Святый исходен от Отца, а существо у трех Лиц одно – Божественное, простое существо… Пресвятая Троица – совершеннейшее единение трех Лиц во едином Существе, потому что совершеннейшее равенство.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда взираешь на историю Церкви, видишь в основном внешнюю сторону событий, как много было трудного, тяжелого и даже греховного в этой истории – расколы, разделения, проливалась даже кровь… И сегодня – разве мы все, и каждый в отдельности, являем пример святости, чистоты, любви, веры? Так почему же, несмотря на слабость исторической Церкви, она непобедимо существует две тысячи лет и будет существовать до скончания века? А именно потому, что силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.

 

Теги:
День Святой Троицы
Пятидесятница
православный календарь

Все публикации