Церковный календарь

15 июня. Память великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 июня. Память великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота.
Поста нет. 2 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского (828). Великомученика Иоанна Нового, Сочавского (1330–1340). Обретение мощей праведной Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской (1819). Иконы Божией Матери Киево-Братская (1654).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста. Совершаем память всех православных христиан, от века усопших, отец и братий наших.

Троицкая родительская суббота

В Троицкую родительскую субботу, субботу перед Пятидесятницей, совершается память всех от века усопших православных христиан: «От четырёх концов земли, Господи, принявший умерших с верою: в море, или на земле, или в реках, источниках, или озёрах, или колодцах, зверям, и птицам, и пресмыкающимся ставших пищей, всех упокой». Это поминовение совершается потому, что сошествием Святого Духа закончилось домостроительство спасения человека, а так как в этом спасении участвуют и усопшие, Святая Церковь, молясь в Пятидесятницу об оживотворении Святым Духом всех живущих, просит благодати Святого Духа и для усопших, чтобы они сподобились вечного блаженства: «Память совершая всех усопших во Христе, и последний день воспомянем, верные, как за нас, так и за них Христа всегда умоляя».

Святитель Никифор, Патриарх Константинопольский

Будущий святитель Никифор родился в семье императорского секретаря. В Византии тогда господствовала политика иконоборчества, и тем, кто с ней не соглашался, грозили наказания. Так пострадал и отец Никифора, будучи сослан при императоре Константине Копрониме. Никифор был царским сановником и участвовал в работе VII Вселенского Собора, восстановившего иконопочитание. Вскоре он удалился в монастырь, следуя внутреннему призыву к постнической жизни. После смерти Патриарха Тарасия в 806 году Никифор был избран на патриарший престол. С воцарением Льва Армянина начались новые гонения на иконы. Патриарх, не боясь царского гнева, пытался убедить Льва отречься от ереси. За свою преданность Православию он был сослан и 13 лет провел в изгнании, терпя лишения и болезни. По смерти его мощи были перенесены в Константинополь.

Великомученик Иоанн Сочавский

Святой Иоанн жил в Трапезунде. Был благочестив и тверд в Православии. Как-то в Белграде Босфорском градоначальник-огнепоклонник предложил ему стать одним из них, похулив веру во Христа. Святой призвал на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11). Он отверг все. Жестоко избитый, Иоанн молился и благодарил Бога за честь пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Святого волочили за конем, били камнями и, наконец, отрубили голову. Ночью над телом мученика был виден светящийся столп, и три светоносных мужа совершали над ним пение псалмов и каждение. Узнав об этом чуде, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика при местной церкви. Святой пострадал не позднее 1340 года. В начале XV века мощи великомученика Иоанна были перенесены в собор столицы Молдо-Влахийского княжества Сочаву.

Обретение мощей праведной Иулиании, княгини Вяземской

Благоверная княгиня Иулиания была супругой Симеона, князя Вяземского. После завоевания Смоленска Литвой они покинули город со Смоленским князем Юрием. Князь Юрий, склоняя Иулианию к супружеской измене, убил ее мужа. Получив отпор от княгини, он велел убить и ее, а тело бросить в реку Тверцу. Это было в 1406 году. Сам Юрий, умерший через два года, остаток жизни провел в монастыре, в покаянии и слезах. Весной 1407 года тело святой обрели плывущим вверх по течению и погребли в Торжке у южных врат Преображенского собора. Многие исцелялись и получали благодатную помощь святой. В 1819 году уже в новом соборе устроили придел в честь святой Иулиании и установили раку с ее святыми мощами. В 1918 году собор закрыли. Судьба мощей, хранившихся до 1930 года в храме Архангела Михаила, неизвестна.

Священное Писание

Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31

1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.

2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.

3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.

4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек ― убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.

8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.

9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, 10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, 12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.

13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, 14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.

16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.

17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.

18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; 19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.

21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.

22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.

25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: 26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.

27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.

30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, 31проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Ин., 67 зач., XXI, 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Молитвословия

Тропарь великомученика Иоанна Нового, Сочавского

глас 4

Житие на земли добре окормляя, страдальче,/ милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/ паки же ко страданию мужески устремився,/ персское обличил еси нечестие./ Темже Церкве был еси утверждение/ и христиан похвало,/ Иоанне приснопамятне.

Кондак великомученика Иоанна Нового, Сочавского

глас 4

Морскую плавая пучину куплею,/ от востока тщался еси к северу,/ но Богу призвавшу тя,/ якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль,/ и Тому последовал еси кровию мучения,/ временными искупив непроходимая,/ и венец приял еси непобедимый.

Тропарь святителя Никифора

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никифоре,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Никифора

глас 4

Победы венец с Небесе,/ о Никифоре преславне,/ яко прием от Бога,/ спасай верою почитающия тя,// яко священноначальника Христова и учителя.

Тропарь праведной Иулиании Новоторжской

глас 2

Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.

Кондак праведной Иулиании Новоторжской

глас 2

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ея подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 28; 1-31; Ин. 21, 15-25

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью ― тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня.

О поминовении усопших на третий, девятый, сороковой дни

Святой Макарий Египетский спросил у Ангела, сопровождавшего его в пустыне: «Объясни мне, почему святыми отцами заповедано совершать в церкви приношение за усопшего в третий, девятый и сороковой день?» Ангел отвечал о третьем дне: «Бог не попустил в своей Церкви быть ничему неблагопотребному и бесполезному. Когда в третий день в Церкви совершается молитва и приношение за умершего, его душа получает облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; потому что в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней душа ходит по земле, где хочет. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором оно положено. А добродетельная душа идёт в те места, в которых творила правду. В третий же день душа возносится на небеса для поклонения Богу». После этого душа видит обители святых и красоту рая и, рассматривая их, удивляется, и прославляет Создателя, и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Я не послужила Богу как должно и не удостоюсь этой благодати и славы!» Через шесть дней она опять возносится Ангелами на поклонение Богу, и хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После поклонения Бог повелевает отнести душу во ад и показать ей мучения нечестивых. По этим местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осуждённой на заключение в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место. Итак, правильно поступает Церковь, совершая в сороковой день поминовение усопших». Такое было ангельское откровение преподобному Макарию о состоянии душ усопших.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый человек проходит через скорби, в каком бы обществе, в каком бы государстве он ни жил. Люди старшего и среднего поколений, жившие в Советском Союзе, помнят, как нас учили, что наступит коммунизм – светлое будущее, счастливая жизнь, когда каждый будет иметь все, что нужно по его потребностям. Но не могли тогдашние философы и политики ответить на простой вопрос: а как же быть со страданиями? Они тоже уйдут? Об этом старались не говорить, как старались не говорить о смерти. Но и смерть, и страдание ― это часть человеческого бытия. Нет человека, который бы не проходил через страдания, и христианское послание помогает людям решать самую, может быть, сложную задачу ― задачу преодоления скорби и страданий в своей жизни. Вот почему для нас Крест Христов ― это не символ казни, не символ гибели, а символ спасения. И силой крестной мы способны побеждать тяжкие обстоятельства нашей жизни, духовно расти, а значит, следовать за Христом.

Теги:
Святитель Никифор Константинопольский
великомученик Иоанн Сочавский
праведная Иулиания Вяземская
православный календарь

Все публикации