Церковный календарь

14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

7-я седмица по Пасхе
Поста нет. 1 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).

Преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преподобного Иустина Поповича, Челийского (1979) (Серб.).

Священномученика Василия Преображенского пресвитера, мученицы Веры Самсоновой (1940).

Праведный Иоанн Кронштадтский

Из жития святого угодника Божия

Святой Иоанн Кронштадтский ежедневно совершал Литургию. Протоиерей Василий Шустин вспоминал о его служении: «Пришёл я к Андреевскому собору ещё до звона, в 4 часа утра. Через полчаса приехал отец Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более 5000 человек. Перед амвоном стояла решётка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн. К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочёл молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии и громко на весь собор воззвал к людям: “Кайтесь!” — Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. Батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом он поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвёл епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошёл в алтарь, и началась Литургия. Служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных Чаш. Батюшка служил напряжённо, выкрикивая некоторые слова и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решётками. Батюшка вышел около девяти часов утра и стал причащать людей. Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Около решёток стояла цепь городовых, сдерживающих народ». Несмотря на то что ещё два священника помогали отцу Иоанну причащать народ, он, по свидетельству Шустина, закончил Божественную литургию около трёх часов пополудни.

Мученик Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ (†165) родился в городе Сихем в Самарии в греческой языческой семье. Иустин с детства отличался глубоким умом и любовью к наукам. Изучив греческую философию, представленную учением стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и других, он убедился, что ни одно из этих направлений мысли не открывает душе Бога. Однажды во время уединённой прогулки за городом он встретил старца, который рассказал Иустину о Господе Иисусе Христе и посоветовал искать истину в Священном Писании. «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает её каждому, кто ищет Его». В 29 лет Иустин принял святое Крещение и все свои обширные дарования поставил на службу Спасителю и проповеди Евангелия.

Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий

Преподобный Дионисий — древнерусский иконописец. Он принял постриг в Спасо-Каменном монастыре и подвизался в этой обители девять лет. Впоследствии в поисках уединения перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший монастырь. Здесь святой жил как пустынник, ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. Святой Дионисий писал иконы, резал по дереву и даже ковал. До наших дней дошел написанный им прижизненный образ основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее. За семь лет до своей кончины преподобный Дионисий сам выкопал себе могилу и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.

Священное Писание

Деян., 45 зач., XXI, 8-14

8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.

9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.

10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, 11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.

12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.

13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.

14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!

Ин., 49 зач., XIV, 27 — XV, 7

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Глава 15.

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7

Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, как во многих странах, где провозглашается свобода вероисповедания, – одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. Эта свобода предполагает исповедничество. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны – всегда предполагает путь исповедничества.

Праведный Иоанн Кронштадтский о церковных праздниках

Для чего святая Церковь ежегодно вспоминает и празднует высочайшие события христианского мира, например Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воскресение и прочие? Для того, чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом, чтобы вспоминать и не забывать наше небесное, вечное Отечество и не иметь пристрастия к здешней, только приготовительной и обучительной, временной, преходящей жизни. Если бы не было этих праздников, христиане могли бы забыть, что они званые к небесному Отечеству, и не знали бы, зачем они живут, зачем они приписались к Церкви Божией, для чего нужно веровать во Христа, в Святую Троицу, для чего нужно молиться Богу, Богоматери и призывать святых. Праздники же церковные всё это нам разъясняют и поставляют нас в известность касательно промышления Божия о нас грешных, учат нас любить и благодарить Бога и всегда иметь в виду будущую жизнь, конца не имеющую.

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва Иоанну Кронштадтскому об исцелении

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.

Кондак мученика Иустина Философа

глас 2

Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

Теги:
Праведный Иоанн Кронштадтский
мученик Иустин Философ
преподобный Дионисий Глушицкий
православный календарь

Все публикации