Церковный календарь

13 июня. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора (325)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 июня.  Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора (325)

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).
Поста нет. 31 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Память святых отцов I Вселенского СобораАпостола от 70-ти Ерма (I). Мученика Ермия (II).

Мученика Философа (III).

Священномученика Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мучеников Бориса и Николая (1918).

I Вселенский Собор (325)

I Вселенский Собор. В 325 году имп. Константином Великим был созван Собор для осуждения ереси александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. На Соборе был утвержден православный Символ веры (первые семь членов). После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия. А также были зафиксированы преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалим.

Апостол от 70-ти Ерм

Апостол от 70-ти Ерм был одним из избранных учеников Господа Иисуса Христа. Он упоминается в Священном Писании в послании апостола Павла к Римлянам. Поэтому можно сделать вывод, что он был одним из самых известных представителей римской общины христиан первого века. В церковном предании о Ерме говорится как о епископе города Филиппополь Фракийский. Некоторые церковные писатели считают его автором знаменитой книги «Пастырь», в которой на примере своей жизни автор показал связь благочестия человека с его судьбой. 

Мученик Ермий Команский

Мученик Ермий пострадал за Христа в городе Команы во время гонений при императоре Антонине Пии (138–161). Правитель Каппадокии Севастиан предложил святому принести жертву языческим богам, обещая за это почести и милость императора. Но убеленный сединами воин мужественно исповедал веру во Христа. За это святого стали мучить. Его били по лицу так, что содрали кожу, а потом бросили в раскаленную печь, однако он вышел из нее невредимым. Яд тоже не подействовал на него. Тогда Ермия подвергли еще более жестоким мучениям и повесили вниз головой. Через три дня служители, посланные правителем удостовериться в смерти мученика, нашли его живым. Пораженные чудом, они ослепли от ужаса и начали взывать к святому, чтобы он помог им. Мученик возложил на них руки и исцелил Именем Иисуса Христа. Правитель приказал содрать с тела святого всю кожу, после чего собственноручно отрезал ему голову ножом. Христиане тайно погребли тело мученика Ермия, от святых мощей которого были многочисленные исцеления.

Мученик Философ Александрийский

Святой мученик, юноша Философ Александрийский пострадал за Христа в правление императора Декия (249–251), начавшего гонения христиан. На призывы и принуждение оставить христианскую веру и принести жертвы языческим богам святой мужественно отвечал отказом. Тогда, желая через грех ослабить волю святого мученика, дабы душа его умерла прежде тела, гонители стали искушать его, оставив связанного юношу наедине с распутной красивой женщиной в благоухающем саду. Чтобы не поддаться страсти, святой Философ откусил себе язык и страшной болью избежал сочувствия греху. Окровавленный язык он выплюнул в лицо блуднице, которая от страха убежала. Гонители, видя мужество святого Философа и безуспешность попыток заставить его отречься от Христа, отсекли ему голову.

Священномученик Философ Орнатский

Священномученик Философ Орнатский служил в Санкт-Петербурге, в конце XIX — начале XX века он был настоятелем церкви Святого Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. В течение 26 лет он был председателем Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, возглавлял несколько комитетов по строительству храмов. Будучи выдающимся проповедником, протоиерей Философ проводил беседы с рабочими и студентами, в том числе во время революции 1905 года, призывая сохранять верность Помазаннику Божию. Священномученик Философ долгое время был редактором журнала «Санкт-Петербургский духовный вестник», одним из деятельнейших сотрудников которого являлся отец Иоанн Кронштадтский, печатавший в нём свои проповеди и отрывки из дневников.

Священное Писание

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36

16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, 19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; 20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, 21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что́ там встретится со мною; 23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.

25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.

26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, 27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

Ин., 56 зач., XVII, 1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13

Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Существование не означает жизни, существование и жизнь — это не синонимы. И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословским содержанием. Жизнь только там, где Бог, — только Он дает полноту жизни. И разве самоубийство людей не является отказом от той жизни, которая была для них просто страшным существованием? Так, не найдя дороги к Богу, люди совершают непрощаемый грех самоубийства, обрекая себя на такое же страшное существование в вечности. Сия же есть жизнь вечная, — говорится в 17-й главе Евангелия от Иоанна, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Вера и опытное знание Спасителя, исповедание Его как Христа и Сына Божия, стремление жить в соответствии с этим исповеданием и открывают перед нами врата вечной жизни.

Священномученик Философ Орнатский о предназначении женщины

Итак, и святое Евангелие, и светская литература, и житейская действительность согласно свидетельствуют, где источник обновления женщины, родник её плодотворных и великих сил. Этот источник — её верующее, чистое, любящее сердце. Верующая и любящая женщина способна на великие подвиги, хотя бы их ареной служил и малый мир, называемый семьёю. Малый… Но не созидается ли из этих малых миров громада общества? И от целости и крепости семьи не зависит ли и крепость государства? А посему обыденные и, по-видимому, малые подвиги, совершаемые в семье женщиною, получают громадное общественное значение. Женщина — мать, воспитательница и учительница детей, нравственно-сдерживающее начало для мужа, блюстительница мира и покоя у семейного очага и государственный деятель. Самым житием своим влиять на мужа, учить дитя молитве и руководить его волею в добром направлении — не ниже, а выше, чем служить в канцеляриях и конторах или заниматься научными исследованиями и улучшениями человеческих отношений.

Зачем Бог сотворил мир?

Бог, как Беспредельный, Всесовершенный, Всеблаженный, ни в чём и ни в ком не имел и никогда не имеет нужды. Не имел Он нужды и в творении мира, ни как в объекте проявления Своих творческих способностей, ни как в объекте Своей любви и заботы.  По словам св. Максима Исповедника: «Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися» (Главы о любви, сотница 3:46). Будучи безмерно Благим, Он возжелал, чтобы благо Его «разливалось», чтобы причастниками Его благ стали множества всевозможных существ (творений). Каждое творение Божье причастно Его благости, каждому Он подаёт столько благ, сколько уместно, соразмерно их естеству и индивидуальному состоянию.

Сионская горница

Апостолы, выполняя повеление Вознёсшегося Господа, никуда не отлучались из Иерусалима, ожидая крещения Святым Духом. Готовясь к этому великому событию, они часто посещали Иерусалимский храм, но главным местом их собраний стала Сионская горница — просторная комната на верхнем этаже дома, расположенного на горе Сион. Помещения в доме на обоих этажах были разделены на две части. На верхнем этаже в ближайшей от входа части, произошла Тайная Вечеря. В соседней с ней, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Сятого Духа на апостолов, а в комнате на нижнем этаже Господь два раза являлся ученикам после Воскресения. В Сионской горнице апостолы собирались вместе для молитвы и духовных бесед, между ними царили любовь и единодушие. Здесь они осознавали своё единство во Христе. В числе собиравшихся были не только ближайшие ученики Господа и Богородица с братьями Господними, но и другие ученики Христа. На одном из этих собраний по предложению апостола Петра был восполнен апостольский лик избранием апостола Матфия. Духовная подготовка к принятию Святого Духа продолжалась десять дней.

Молитвословия

Тропарь апостола от 70-ти Ерма

глас 3

Апостоле святый Ермие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола от 70-ти Ерма

глас 4

Яко звезда, возсиял еси вселенней,/ светом просияв солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла,/ мира просвещшаго концы,/ сего ради тя чтим, Ермие.

Тропарь мученика Ермия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Ермий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Ермия

глас 6

Иже по Христе усердно подвизався,/ в сединах доблих мужество стяжа,/ мучениче Ермее,/ беззаконных злоумышления поправ/ Христовою силою,/ от чаровных напоений невредим пребысть, зовый:// Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Теги:
Апостол Ерм
мученик Ермий Команский
мученик Философ Александрийский
священномученик Философ Орнатский
православный календарь

Все публикации