Церковный календарь

12 июня. Память преподобного Исаакия, игумена обители Далматской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 июня. Память преподобного Исаакия, игумена обители Далматской

Среда 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения
День постный, разрешается рыба. 30 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Исаакия, игумена обители Далматской (383). Священномученика Василия Смоленского, пресвитера (1942). Преподобного Исаакия Молчальника, Радонежского (1388)

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Преподобный Исаакий, игумен обители Далматской

Отшельник Исаакий жил в пустыне. До него дошли вести, что в Константинополе император Валент стал приверженцем ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Христа, и начал сурово притеснять православных. Исаакий пришел в столицу, чтобы поддержать верующих. В это время Валент выступал на войну с варварами. Двигаясь во главе войска, император услышал, что какой-то старец из толпы требует от него разрешить православным посещать храмы, но не обратил на это внимания. Исаакий подходил к царю в течение трех дней, предсказывая ему победу, если он последует его словам, и поражение, если будет упорствовать. В конце концов, старца взяли под стражу. Через некоторое время Исаакий сообщил, что чувствует запах горящего тела императора. Вскоре стало известно, что войско разбито, а Валент сожжен врагами в амбаре.

Преподобный Исаакий Молчальник

Преподобный Исаакий Молчальник, «муж зело добродетельный», был в числе первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Он отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего Преподобному Сергию. Подвижник скончался зимой 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и был погребен близ Троицкого собора.

Священное Писание

Деян., 47 зач., XXIII, 1-11

1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.

10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.

11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Ин., 54 зач., XVI, 15-23

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18 Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.

19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; 23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Молитвословия

Кондак преподобного Исаакия

глас 8

Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея 23, 1-11; Ин. 16, 15-23

Господь говорит святым апостолам перед страданиями: «вскоре не увидите Меня. и опять вскоре увидите Меня». Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, - и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете», говорил Он, «и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно необходимо так, как необходимо жене помучиться перед тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?

Преподобный Иосиф Исихаст о прошении к Богу

Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что медлит с ответом Небесный Отец. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится, но потребуется сначала молитва от всей души, а затем – ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и этого просить, тогда оно тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение просьбы. Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос и поэтому откладывает подачу просимого. Если же получишь ранее, когда ты просишь, страсть твоя останется неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление страсти. И тогда радуешься великой радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и делает все к нашей пользе. Не приносит пользы, если унываешь, если огорчаешься, если много говоришь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда Церковь сеет семя, то есть проповедует Слово Божие, ни один священнослужитель, ни один проповедник не знает, на какую почву упадет это семя. Ведь весь набор перечисленных Господом возможностей присутствует в каждом отдельном человеке: мы в одно и то же время можем быть и придорожьем, и камнем, и сорняками, и доброй почвой. Поэтому совершенно очевидно, что сеяние семени Божиего должно сопровождаться преобразованием почвы. Чтобы почва была плодородной, она должна быть культивирована. А культивировать поле значит его вспахать, удобрить, если нужно, полить. Надо ухаживать за полем, и только тогда семя принесет плод.

Теги:
Преподобный Исаакий Далматский
православный календарь

Все публикации