Церковный календарь

10 июня. Вознесение Господне

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 июня. Вознесение Господне

6-я седмица по Пасхе. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
Поста нет. 28 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Вознесение Господне

Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288). Преподобной Елены Дивеевской (1832).

Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея России (1489). Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Мученицы Еликониды (244). Святителя Германа, епископа Парижского (576). Священномученика Елладия епископа (VI–VII).

Преподобномучеников Макария Моржова, Дионисия Петушкова, священномученика Николая Аристова диакона, мучеников Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); преподобного Ираклия Мотяха исповедника (1936); преподобномученицы Гермогены Кадомцевой (1942).

Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Вознесение Господне

В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам, беседовал с ними, открывал тайны Царства Божия и готовил апостолов к всемирной проповеди. На сороковой день апостолы вместе были в Иерусалиме, в Сионской горнице. Когда они молились, им в последний раз явился Христос. Беседуя с учениками, Он вывел их из Иерусалима и, достигнув вершины Елеонской горы, стал прощаться с апостолами, заповедав не уходить из Иерусалима и ожидать сошествия Духа Святого. Затем Господь поднял руки и благословил учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51). После Вознесения Христа апостолам явились два Ангела и возвестили, что Господь ещё раз придёт и им нужно ожидать второго пришествия Христова во славе.

Преподобный Никита, епископ Халкидонский

Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во второй половине VIII века. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820 гг.) он мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IХ века.

Святитель Игнатий Ростовский

Святитель Игнатий Ростовский — единственный из Русских святых, прославленный от Господа целебным даром мощей до погребения. Святой преставился 28 мая 1288 года. В Ростов Великий на поклонение ему стекались толпы верующих. Из-за необыкновенного скопления народа чин погребения святителя совершался под открытым небом. Когда гроб понесли в храм, две монахини и некоторые другие молящиеся увидели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над тем местом, которое было предназначено для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам архимандрит Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас исцелился. На следующий день, когда ко гробу усопшего архипастыря принесли список с именами всех рукоположенных им священников и диаконов, усопший святитель, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток. При виде чудес, совершаемых от святых мощей, было решено не предавать их земле, а поставить открыто в Ростовском Успенском соборе.

Святые отцы о Вознесении Господнем

Святитель Димитрий Ростовский говорил в проповеди о значении Вознесения: «Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков, Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам… только, о люди, не ленитесь восходить им!» Святой Тихон Задонский вторит ему: «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христослава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился».

Священное Писание

Деян., 1 зач., I, 1-12

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Лк., 114 зач., XXIV, 36-53

36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40 И, сказав это, показал им руки и ноги.

41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43 И, взяв, ел пред ними.

44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 1, 1-12; Лк. 24, 36-53

Силу Вознесения Господня св. Павел выражает так:  «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»  (Еф. 4, 8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Праздник Вознесения – это праздник эсхатологический, он относит нашу мысль в будущее. Но одновременно этот праздник и очень личный, потому что касается не только человеческой цивилизации, не только всего мира, но и каждого из нас. Именно в этот день, как, может быть, ни в один другой день года, мы должны подумать о своей жизни и о своей смерти, о своем предстоянии Богу и о Его суде над нами. И если эти мысли будут приходить к нам в голову не на краткое время и тут же улетучиваться, а повлияют на формирование нашего мировоззрения и образа жизни, тогда мы повторим ту жизнь, какой жили святые апостолы, с радостью ожидая Пришествия в мир Спасителя.

О Боге Отце

Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником бытия двух других Лиц Святой Троицы: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Дух, по образному выражению св. Иринея Лионского, – как бы две руки Отца. Никогда Отец не существовал без Сына и Св. Духа. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному Лицу «восходят» те Лица, что из Него; потому, что Бог, несмотря на троичность по Лицам, — один Действователь (один Творец, один Промыслитель, один Мздовоздаятель и пр.). От Бога Отца проистекает любое Божественное действие (а именно, оно проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом). При этом нельзя говорить, что Отец обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Молитвословия

Тропарь Вознесения Господня

глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесения Господня

глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Молитва Господу Иисусу Христу в праздник Вознесения Господня

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 4

Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 8

Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Тропарь святителя Игнатия, епископа Ростовского

глас 4

Благоверия просвещся учении,/ святительства прием паству/ и апостолов наследник быв,/ тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Игнатия, епископа Ростовского

Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Игнатие,/ в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние.

Тропарь преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никито,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

глас 8

Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне,/ апостольскаго престола наследник был еси, Никите,/ и, яко солнце, облистал еси твоей пастве, отче,/ вся Божественных учений исполнь./ Темже зовем ти:/ радуйся, Халкидону удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Никейской

глас 4

Бысть чрево Твое святая трапеза,/ имущи Небеснаго Хлеба, Христа,/ от Негоже всяк ядый не умирает,/ якоже рече всяческих,/ Богородице, Питатель.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Никейской

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари яко Благая на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Тропарь святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 6

Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.

Кондак святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 2

Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим

 

Теги:
Преподобный Никита Халкидонский
святитель Игнатий Ростовский
православный календарь

Все публикации