Церковный календарь

9 июня. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 июня. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)
Поста нет. 27 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Ферапонта, епископа Сардийского (III). Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667). Преподобного Ферапонта Белозерского, Можайского, архимандрита (1426). Преподобного Ферапонта Монзенского (1426). Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополита Московских (1472). Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730). Мучеников Феодоры девы и Дидима воина (304).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

I Вселенский Собор (325)

I Вселенский Собор. В 325 году имп. Константином Великим был созван Собор для осуждения ереси александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. На Соборе был утвержден православный Символ веры (первые семь членов). После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия. А также были зафиксированы преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалим.

Преподобный Ферапонт Белозерский

Святой Ферапонт, в миру Феодор Поскочин, родился в Волоколамске в дворянской семье. В 40 лет он принял иночество в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт часто встречался с преподобным Сергием Радонежским и стал духовным другом Кирилла Белозерского, который рассказал ему о том, что Богородица благословила его подвизаться на севере Руси. Год иноки прожили вместе в глухих белозерских лесах, но затем Ферапонт уединился для отшельничества. Он не раз подвергался нападению разбойников. Вскоре к нему стали сходиться иноки, и возникла новая обитель, быть настоятелем которой Ферапонт смиренно отказался. Позже очень почитавший Ферапонта князь Андрей, сын Димитрия Донского, попросил святого устроить монастырь близ Можайска. Так был основан Лужецкий монастырь, где Ферапонт скончался в преклонных годах, проведя там 18 лет.

Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополита Московских

9 июня 1427 года во время строительства в Кремле нового каменного Успенского собора, при разборке полов старого храма, обнаружились гробы святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Митрополит Московский Филипп I повелел звонить в колокола. Собрались все священнослужители и множество жителей Москвы, прибыли великий князь Иоанн III Васильевич с матерью и братьями. Сначала в новооснованный храм перенесли гробы митрополитов Киприана и Фотия и установили в особых ковчегах с правой стороны. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, остались нетленными. Когда сняли крышку с гроба святителя Ионы, распространилось сильное благоухание. Мощи святителя были совершенно целы, лишь тело присохло к костям, одежды также не были тронуты тлением. Его гроб установили с левой стороны храма.

Праведный Иоанн Русский

Иоанн Русский служил солдатом в армии Петра I, был взят в плен во время Прутского похода (1711 год) и продан в рабство турецкому аге из Каппадокии. Хозяева пытались жестокостью склонить Иоанна к принятию ислама, но он проявил себя стойким исповедником христианства. Со временем Иоанн снискал уважение не только хозяев, но и всех жителей города. Когда ага хотел освободить Иоанна, тот отказался, говоря, что Господь для спасения дал ему жизнь в рабстве и на чужбине. Рабство не препятствовало Иоанну в добродетели: отказывая себе в пище, он помогал нуждающимся грекам; днём усердно работал, ночи проводил в молитве. Перед кончиной Иоанн пожелал причаститься, но священник побоялся прийти в дом аги и прислал Причастие в яблоке. В 1730 году Иоанн почил, а в 1733 году были обретены его нетленные мощи.

Священное Писание

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36

16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, 19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; 20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, 21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что́ там встретится со мною; 23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.

25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.

26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, 27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

Ин., 56 зач., XVII, 1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.

Кондак праведного Иоанна Русского

глас 8

В честней памяти твоей, святе,/ веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,/ и целебным мощем твоим радуется Асия,/ идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов,/ сосуд честен явился еси Божия благодати,/ еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:// радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь

глас 8

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/ Троическим Светом озаряете сердца верных,/ пренесением честных мощей ваших,/ Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/ и научисте люди твердо вере Христове,/ и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/ и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/ Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/ молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Кондак

глас 8

Яко трие велицыи светила, явистеся,/ озаряюще всю подсолнечную/ богоданною вам благодатию чудес,/ и просветисте молитвами своими верных сердца,/ вашу память чтущих честнаго пренесения./ И Владыку Христа, всех Творца, молите/ стране нашей на враги победу подати,/ яко имуще дерзновение,/ и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/ радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/ и многочестная светила, святителие славнии.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13

Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Воскресный день, предшествующий празднику Святой Троицы, мы посвящаем памяти святых отцов I Вселенского Собора – тех, кто заложил основу систематического изложения православной веры, тех, кто создал первую часть Символа веры. Произнося молитву ко Господу словами Символа веры, мы свидетельствуем пред Господом не только о своей вере, но и о своей верности Ему. Мы обещаем Ему хранить слова Символа в своем сердце и никогда не изменять той вере, которую Он вручил святым апостолам и которая была так замечательно изложена отцами I, а затем и II Вселенских Соборов.

Теги:
Первый Вселенский Собор
преподобный Ферапонт Белоезерский
праведный Иоанн Русский
православный календарь

Все публикации