Церковный календарь

7 июня. Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 июня. Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения
День постный, разрешается рыба. 25 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского (1857). Священномученика Ферапонта, епископа Кипрского (IV). Преподобномученицы Елены (Коробковой), инокини (1938). Преподобномученика Тавриона (Толоконцева), монаха (1939).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Третье обретение главы Крестителя Господня Иоанна

Евангелие повествует об усекновении главы святого Иоанна Крестителя, и что тело его было погребено учениками. Согласно преданию, местом погребения стал город Севастия в Самарии, но главу пророка Иродиада спрятала на Елеонской горе. Когда на этом месте строили храм, главу святого Предтечи нашли – то было первое её обретение. Новый хозяин местности, благочестивый человек по имени Иннокентий, перед смертью закопал главу, опасаясь за судьбу святыни. Второй раз глава была обретена в царствование императора Константина Великого и перенесена в Константинополь. Когда империю охватила ересь иконоборчества, главу увезли в город Команы и закопали. Когда ересь была побеждена, а почитание икон и святынь восстановлено, опасность поругания исчезла. Около 850 года особое посольство вернуло святыню в Царьград.

Священное Писание

 Деян., 42 зач., XIX, 1-8

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Ин., 47 зач., XIV, 1-11

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Молитвословия

Тропарь Иоанна Предтечи

глас 4

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли,/ Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече./ Вси убо, сошедшеся в сея обретение,/ песньми богоглаголивыми Спаса воспоим,// спасающа нас от тления молитвами твоими.

Кондак Иоанна Предтечи

глас 6

Светоявленный и Божественный в мире столп,/ солнца светильник,/ Предтеча, главу светоносную и Божественную свою/ показавый в концех,/ освящает той верно покланяющихся/ и взывающих:// Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 19, 1-8; Ин. 14, 1-11

«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Стало быть, деисты не знают Бога, несмотря на то, что и имя Его носят (Deus - Бог; отсюда деист) и красно о Нем рассуждают. Нет истинного Бога без Сына, равно и без Духа Святого. Кто верует в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, тот не в того бога верует, который истинный Бог, а в иного какого-то, собственного изобретения. Истинный Бог дал Сына Его, дал «область» (власть) «чадами Божиими быть», любит их, и всякую молитву их слышит, ради Сына. Потому-то кто имеет Сына, тот и Отца имеет; кто не имеет Сына, тот и Отца не имеет. Никто не приходит ко Отцу, как только через Сына, и от Отца ничего не получает, как только через Сына. Помимо Сына нет пути к истинному Богу, и кто мечтает изобрести Его, тот блуждает.

Святитель Филарет Московский о нетленных мощах

Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от неё силу благоухания, так тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всём составе своём и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленна, то естественно, что она, вселяясь в человеков, иже Христовы суть, и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством её согласно и то, что она чрез них чудодействует. Между тем примечать можем, что не все святые участвуют в сем первом, так сказать, воскресении, которое состоит в чудесном на земли нетлении освящённых телес их. Из неравенства сей предварительной награды святым заключить можем, что сия награда им даруется не столько в воздаяние собственно им, сколько для другой, с премудростью и благостью Божиею сообразной цели. Телеса усопших святых являются в нетлении, с силою чудодейственною и живоносною, для нас, живущих, для удостоверения в Воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы читаем в Евангелии, что Пророк Иоанн именуется другом жениха (см. Ин. 3, 29). Что такое друг жениха? По древней традиции это близкий человек, это настоящий друг жениха, который брал на себя особую заботу о бракосочетании, которому нужно было все организовать, все продумать, позвать гостей, следить за порядком, заботиться о том, чтобы было достаточно яств и пития. Друга жениха как бы не существует, потому что есть жених и невеста, а он в тени, он в стороне, он только служит счастью других людей. В этом есть нечто очень значительное: человек отдает себя, чтобы другие в этот особый момент жизни почувствовали радость, счастье, пребывали в славе и почете, окруженные гостями… Почему же Иоанн именуется другом жениха? Да потому что Иоанн все делал не для себя – он служил пришествию Сына Божия, он оставался в тени, когда Господь уже проповедовал в Галилее и посещал Иудею. Нигде не сказано, что после Крещения Господь встречался с Иоанном Крестителем, но известно, что тот, оставаясь в тени Спасителя, продолжал совершать свое доброе дело, при этом умаляясь, по его собственным словам: Я умаляюсь, чтобы Он возносился.

Теги:
Иоанн Предтеча
православный календарь

Все публикации