Церковный календарь

7 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Пятидесятница.
Поста нет. 25 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

День Святой Троицы. Пятидесятница

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) (служба переносится на четверг, 22 мая).

Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского (1857). Священномученика Ферапонта, епископа Кипрского (IV). Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая).

Преподобномученицы Елены Коробковой (1938); преподобномученика Тавриона Толоконцева (1939).

Пятидесятница

Праздник Пятидесятницы установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. Называется он Пятидесятницей потому, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы. Ещё он называется Троицыным днём, так как с явлением Святого Духа открылась тайна Пресвятой Троицы, и в богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих поклониться Триипостасному Божеству — «Сыну во Отце со Святым Духом». Святой Дух, сошедший на апостолов, объединил их Своей благодатью в Святую Церковь, которая с этого времени стала расти, поэтому Пятидесятницу называют днём рождения Церкви. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник конечный. Это завершение всех великих праздников от Благовещения до Пасхи и Вознесения.

Великая вечерня в день Святой Пятидесятницы

В день Пятидесятницы сразу после литургии совершается великая вечерня. Главная особенность этого богослужения — чтение с коленопреклонением трёх молитв, составленных в IV веке святителем Василием Великим. Священник читает их в Царских вратах на коленях лицом к народу. Все в храме также опускаются на колени. В первой молитве мы исповедуем Богу Отцу грехи, испрашиваем их прощения и благодатной помощи против вражеских козней; во второй просим Господа даровать нам Святого Духа для просвещения и утверждения наших душ; в третьей просим Сына Божиего, исполнившего всё домостроительство спасения человека, о даровании благодати и об упокоении наших усопших отцов и братий. Читать молитвы с коленопреклонением установлено не на литургии, а на вечерне, относящейся к следующему дню, в силу запрещения преклонять колена от Пасхи до Пятидесятницы. Вечерню же положено совершать сразу после литургии, чтобы сохранить верующих в благоговейном и трезвенном состоянии для совершения молитв и коленопреклонений.

Богословие иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева

Ко времени канонизации Сергия Радонежского (около 1422 года) преподобный Андрей Рублёв «в похвалу преподобному Сергию» написал икону «Троица». Святой Сергий Радонежский почитается в Церкви как имеющий особое дерзновение ко Святой Троице; гимнографы называют его «Троицы вселением». Икона, написанная в похвалу преподобному Сергию, дала миру зримый образ Святой Троицы; в этом Андрей Рублёв проявил себя как истинный ученик преподобного Сергия. «Троица» Рублёва принципиально отличается от предыдущих изображений Святой Троицы. До преподобного Андрея иконописцы изображали «гостеприимство Авраама» — ветхозаветный сюжет о приходе трёх Ангелов к Аврааму и Сарре. Гостеприимство выражалось в столе, уставленном яствами, в обилии столовых приборов, в вынесении фигур Авраама и Сарры на первый план. Рублёв, молитвенно созерцая тайну Святой Троицы, пишет на иконе Предвечный Совет Святой Троицы, произошедший до творения мира и времени.

Третье обретение главы Крестителя Господня Иоанна

Евангелие повествует об усекновении главы святого Иоанна Крестителя, и что тело его было погребено учениками. Согласно преданию, местом погребения стал город Севастия в Самарии, но главу пророка Иродиада спрятала на Елеонской горе. Когда на этом месте строили храм, главу святого Предтечи нашли — то было первое её обретение. Новый хозяин местности, благочестивый человек по имени Иннокентий, перед смертью закопал главу, опасаясь за судьбу святыни. Второй раз глава была обретена в царствование императора Константина Великого и перенесена в Константинополь. Когда империю охватила ересь иконоборчества, главу увезли в город Команы и закопали. Когда ересь была побеждена, а почитание икон и святынь восстановлено, опасность поругания исчезла. Около 850 года особое посольство вернуло святыню в Царьград.

Священное Писание

Деян., 3 зач., II, 1-11

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12

Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше  «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа « (1 Пет. 1, 2). Того ради и  «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа «, обязуясь  «соблюдать все, что Я повелел вам « (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе!  «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

День Святой Пятидесятницы — это день рождения Церкви. Церкви, которая призвана передавать людям дар Святого Духа. Церкви, которая призвана провозглашать Божию правду силой Святого Духа. Церкви, которая не может ошибаться в своей совокупности, когда говорит голосом Вселенских Соборов, потому что через нее говорит и действует Дух Божий. Сегодня день особого оптимизма, который внушает нам событие Святой Пятидесятницы. Будем жить с этим светлым чувством, надеясь на то, что благодать Божия не отступит от нас и дар Святого Духа поможет нам преодолевать трудности земного бытия. Аминь.

Какие аналогии Святой Троицы используются в богословии для лучшего уяснения догмата?

Бог нам открыл, что Он троичен в Лицах. Тайну троичности мы можем описывать лишь образно (при помощи образов, аналогий из окружающего мира):

Источник воды, происходящий из него ключ и собственно реку.

Солнце и исходящие из него свет и тепло.

Корень — стебель — крона.

Адам, Ева и их сын Сиф. Они единосущны. При этом Адам не рождён (образ Бога Отца), Ева создана из ребра (образ исхождения Св. Духа), Сиф рождён (образ рождения Бога Сына).

Рождение человеческим умом мысли (мысль — непроизнесённое слово), которая выражается посредством дыхания (голоса). Бог Отец (Ум) рождает в вечности Слово, выразителем и сопроводителем Которого является Святой Дух.

Молитвословия

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Тропарь Иоанна Предтечи

глас 4

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли,/ Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече./ Вси убо, сошедшеся в сея обретение,/ песньми богоглаголивыми Спаса воспоим,// спасающа нас от тления молитвами твоими.

Кондак Иоанна Предтечи

глас 6

Светоявленный и Божественный в мире столп,/ солнца светильник,/ Предтеча, главу светоносную и Божественную свою/ показавый в концех,/ освящает той верно покланяющихся/ и взывающих:// Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Теги:
День Святой Троицы
Иоанн Предтеча
православный календарь

Все публикации