Церковный календарь

6 июня. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 июня. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.
Поста нет. 24 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Симеона столпника на Дивной горе (596). Преподобного Никиты, столпника Переяславского (1186). Блаженной Ксении Петербургской (прославление 1988).

Мучеников Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218). Преподобного Викентия Леринского (до 450).

Неделя о слепом

В 6-ю неделю по Пасхе, Неделю о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорождённому. Это чудо, подобно остальным событиям, воспоминаемым Святой Церковью в предшествующие недели по Пасхе, показывает Божественную силу и славу Воскресшего Господа. Богослужебные песнопения отмечают духовное прозрение слепого, постепенное нарастание в нём веры в Воскресшего Господа. В образе слепорождённого, исцелённого Иисусом Христом, Святая Церковь представляет всякого грешника, а дарованием Господом чудесного света духовным и телесным очам слепого научает, что Гос подь — единственный истинный просветитель, и только во свете Его можно увидеть спасительный свет: «Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет пресветлый».

Преподобный Симеон Столпник

Святой родился по молитвам матери к святому Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. Уже в детстве Симеону являлся Господь, а шести лет от роду он удалился на пустынную гору и вскоре поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, где взошёл на столп. На 22-м году жизни по откровению свыше он перешёл на Дивную гору, где основал монастырь. Симеон предсказал взятие Антиохии Хозроем I и землетрясение, исцелял различные недуги и даже воскрешал мёртвых. Призывая его имя, освобождались пленённые персами антиохийцы. По молитве преподобного в течение трёх лет не оскудевала пшеница в монастырской житнице, несмотря на то что её брали в большом количестве для множества паломников. Проведя на столпе 68 лет, преподобный Симеон скончался в 596 году.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая Ксения жила в Санкт-Петербурге в XVIII веке. В 26 лет овдовела. Муж, придворный певчий, полковник Андрей Феодорович Петров, умер внезапно. Она была потрясена тем, что ее супруг скончался без должного христианского приготовления и покаяния, и решила подвигом своей жизни вымолить у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея. В день похорон надела его одежду и стала говорить, что умер не Андрей Феодорович, а его супруга Ксения Григорьевна. Так она приняла на себя подвиг юродства и несла его 45 лет. Днем бродила по городу, а ночью шла в поля и молилась. Господь удостоил Ксению дара прозорливости. Над ее могилой на Смоленском кладбище воздвигли каменную часовню. После многолетнего народного почитания ее причислили к лику святых. Это произошло 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Церкви.

Священное Писание

Деян., 38 зач., XVI, 16-34

16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Ин., 34 зач., IX, 1-38

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего 19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.***

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 16, 16-34; Ин. 9, 1-38

Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изгнала ее вон. . . Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек может сохранить способность отличать добро от зла и правду ото лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого человека непреходящим мерилом, самым устойчивым, абсолютным критерием. И если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, явленной в Иисусе Христе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему. С другой стороны, человек, живущий по правде, идет к Богу, потому что там его мир. Ему не нужно скрываться в потемках, он не боится увидеть в Божественном свете свои грехи, потому что в ответ на это видение в нем раскрываются сила покаяния и сила молитвы. И, проходя через опыт покаяния и молитвы, человек очищается в свете Божественной правды.

Личные (ипостасные) свойства Лиц Пресвятой Троицы

Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, каждое из Лиц обладает полнотой Божественных совершенств. Но это не значит, что Божественные Лица ничем не различаются между Собой. Они различаются личными или ипостасными свойствами. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам есть различие в образах Их бытия. Ипостасное свойство Отца: Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит (но Сам рождает Сына и изводит Святого Духа); ипостасное свойство Сына: Сын вечно рождается от Отца (вечно — вне условий времени); ипостасное свойство Святого Духа: Он вечно исходит от Отца. Чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа — нам не ведомо. Синонимы слова Лицо — ипостась, личность (не путать с маской, личиной). Одна божественная сущность и три самосознания (каждое божественное Лицо осознаёт себя Лицом единотроичного Бога). В Боге три Личности, три «Я». Три божественные Личности далеко не во всём подобны 3-м человеческим. У Них нет разногласий, они равносовершенны, у Них не три солидарные воли, а единая воля. Обращаясь к любой Божественной Личности, мы обращаемся к Ней, как к одному из Лиц единотроичного Бога, а не как к обособленному индивидууму.

Молитвословия

Тропарь преподобного Никиты, столпника Переяславского

глас 4

Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никиты, столпника Переяславского

глас 8

Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Симеона столпника

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе, отче наш Симеоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Симеона столпника

глас 2

Вышняя желая, дольная отложив,/ и, яко небо, столп соделавый,/ тем облистал еси чудес зарею, преподобне,/ и Христу, всех Богу,// молишися непрестанно о всех нас.

Тропарь блаженной Ксении Петербургской

глас 7

Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак блаженной Ксении Петербургской

глас 3

Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Молитва первая блаженной Ксении Петербургской

О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сению Всемогущаго покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прослави тя. Предстояще (на месте твоего погребения), пред образом твоим святым, яко живой ти сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси я ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго; яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных; помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения святых Христовых Тайн умоли ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь.

 

Теги:
Вознесение Господне
преподобный Симеон Столпник
блаженная Ксения Петербургская
православный календарь

Все публикации