Церковный календарь

5 июня. Память преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 июня. Память преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.
День постный, разрешается рыба. 23 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского (Фригийского) (821). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преподобного Паисия Галичского, архимандрита (1460). Преподобномученика Михаила черноризца (IX).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Отдание праздника Пасхи

В среду перед Вознесением Господним бывает Отдание праздника Пасхи. В этот день Церковь в последний раз в году совершает пасхальное богослужение. Служба Отдания Пасхи начинается, как и в Светлую седмицу пением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» и совершается при открытых Царских вратах. В последний раз поются стихиры «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха!» На утрене поётся Пасхальный канон, но к нему добавляются тропари канонов Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Служба завершается пасхальным крестным ходом. По окончании богослужения Святая Плащаница снимается с престола и полагается в особо устроенном для неё месте. С этого дня прекращается пение пасхальных песнопений, и верующие перестают приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!»

Преподобный Михаил исповедник, епископ Синадский

Михаил родился в Эдессе. После смерти родителей он роздал имущество бедным и отправился в Иерусалим, где принял монашество. В это время Святая земля была под властью мусульман. Послушанием Михаила было продавать сосуды, сделанные иноками. Красивого юношу заметил слуга царицы Сеиды и отвел его к своей госпоже. Та стала соблазнять монаха на прелюбодеяние, суля ему безбедную жизнь во дворце. Поняв, что монах не нарушит обета целомудрия, она оклеветала его перед правителем, сказав, что он порицает мусульманскую религию, и рассчитывала, что его тотчас казнят. Но правитель отнесся к иноку благосклонно и велел просить, чего ему угодно. Михаил сказал, что хочет одного из трех: или свободы, или того, чтобы правитель принял Крещение, или смерти за Христа. Оскорбленный такими просьбами царь приказал отрубить юноше голову.

Преподобномученик Михаил черноризец

Святой Михаил Черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим, захваченный мусульманами. Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре Святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия красивы и хорошо сделаны, привел его во дворец. Молодой инок понравился супруге царя, она пыталась вовлечь юношу в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага ислама. Царь стал убеждать его принять свою веру, но Михаил отвечал: «Или отпусти меня в обитель, или крестись в христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову.

Собор Ростово-Ярославских святых

С ростовским краем тесно связана жизнь основателя монастыря – Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, ростовских бояр преподобных Кирилла и Марии, и многочисленных родственников и учеников великого старца. Из Ростова был родом старший брат Стефан и его сын Федор Симоновский, племянник Преподобного Сергия. Сродниками и уроженцами Ростова Великого были и первые ученики Преподобного Сергия Онисим-вратарь и его сын Елисей. В Соборе Ростово-Ярославских святых также празднуется память учеников и собеседников старца – преподобных Михея Радонежского, Никиты Боровского, Епифания Премудрого, Стефана Пермского, Авраамия (Палицына) и многих других. В сонме Ростово-Ярославских святых мы вспоминаем святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, и святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси, и многих Переславльских, Угличских и Пошехонских святых. Среди них тоже немало учеников и последователей Преподобного Сергия Радонежского.

Священное Писание

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28

22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, 28ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Ин., 43 зач., XII, 36-47

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47

«Господи, кто поверил слышанному от нас» (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде. Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Поражаемые человеческим грехом, несправедливостью в общественных или личных отношениях, мы не можем не реагировать на то, что считаем опасным или вредным для людей. Церковь, осуществляя свое пророческое служение, обязана говорить правду, никого не стесняясь и не боясь, в соответствии со словами Христа Спасителя не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47). И если мы будем в полной мере применять эти слова Господа, то, оставаясь принципиальными и твердыми, говоря людям правду, которая не всегда им нравится, мы тем не менее не будем порождать врагов Церкви и Христа, потому что будем не судить, но предавать в руки Божиего суда, а сами смиренно, с кротостью и любовью повторять служение Спасителя, пришедшего спасти мир.

Теги:
Преподобный Михаил Синадский
православный календарь

Все публикации