5 июня. День Святого Духа

3233
Фото

Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная)

В этот день совершается память:

День Святого Духа.

Преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского (821). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых.

Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преподобного Паисия Галичского (1460). Преподобномученика Михаила черноризца (IX).

Обретение мощей мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).

День Святого Духа

В понедельник, следующий за Пятидесятницей, празднуется День Святого Духа, или Духов день. Как говорится в синаксаре этого праздника, «ради чести Святого Духа божественные отцы, всё превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу». Этот праздник «Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется» был установлен Церковью не только ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, но и в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность Его с Богом Отцом и Богом Сыном. Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, — сплошная (нет поста в среду и пятницу), в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновалось в течение двух дней.

О чудесах Святого Духа

Когда пророк Моисей спустился с горы, где он принял от Бога закон, то лицо его источало такое сияние, что евреи не могли на него смотреть. Это было не что иное, как присутствие Святого Духа. Чудо Святого Духа, пронизывающего самое существо человека, в полной мере явилось в Преображении Господнем и схождении огненных языков на апостолов в Пятидесятницу. Серафим Саровский, великий святой всего православного мира, показал своему ученику Мотовилову свет благодати, извещающей о присутствии Святого Духа. Старец Ефрем Катунакский рассказывал, как однажды во время молитвы его келлия наполнилась светом вдвое ярче света солнца. И спросил он: «Господи, что это?» — и тотчас услышал с небес голос, поющий гимн. И это снова был Дух Святой. Тот, Которого мир сегодня игнорирует, не добивается Его и не желает добиваться. Но ведь только так личность человеческая становится целостной — через постоянное и непрерывное общение со Святым Духом. Прежде всего, человек — это духовная сущность.

Преподобный Михаил исповедник, епископ Синадский

Михаил родился в Эдессе. После смерти родителей он роздал имущество бедным и отправился в Иерусалим, где принял монашество. В это время Святая земля была под властью мусульман. Послушанием Михаила было продавать сосуды, сделанные иноками. Красивого юношу заметил слуга царицы Сеиды и отвел его к своей госпоже. Та стала соблазнять монаха на прелюбодеяние, суля ему безбедную жизнь во дворце. Поняв, что монах не нарушит обета целомудрия, она оклеветала его перед правителем, сказав, что он порицает мусульманскую религию, и рассчитывала, что его тотчас казнят. Но правитель отнесся к иноку благосклонно и велел просить, чего ему угодно. Михаил сказал, что хочет одного из трех: или свободы, или того, чтобы правитель принял Крещение, или смерти за Христа. Оскорбленный такими просьбами царь приказал отрубить юноше голову.

Преподобномученик Михаил черноризец

Святой Михаил Черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим, захваченный мусульманами. Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре Святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия красивы и хорошо сделаны, привел его во дворец. Молодой инок понравился супруге царя, она пыталась вовлечь юношу в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага ислама. Царь стал убеждать его принять свою веру, но Михаил отвечал: «Или отпусти меня в обитель, или крестись в христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову.

Собор Ростово-Ярославских святых

С ростовским краем тесно связана жизнь основателя монастыря — Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, ростовских бояр преподобных Кирилла и Марии, и многочисленных родственников и учеников великого старца. Из Ростова был родом старший брат Стефан и его сын Федор Симоновский, племянник Преподобного Сергия. Сродниками и уроженцами Ростова Великого были и первые ученики Преподобного Сергия Онисим-вратарь и его сын Елисей. В Соборе Ростово-Ярославских святых также празднуется память учеников и собеседников старца — преподобных Михея Радонежского, Никиты Боровского, Епифания Премудрого, Стефана Пермского, Авраамия (Палицына) и многих других. В сонме Ростово-Ярославских святых мы вспоминаем святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, и святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси, и многих Переславльских, Угличских и Пошехонских святых. Среди них тоже немало учеников и последователей Преподобного Сергия Радонежского.

Священное Писание

Еф., 229 зач., V, 8-19

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

Мф., 75 зач., XVIII, 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20

Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Существование не означает жизни, существование и жизнь — это не синонимы. И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословским содержанием. Жизнь только там, где Бог, — только Он дает полноту жизни. И разве самоубийство людей не является отказом от той жизни, которая была для них просто страшным существованием? Так, не найдя дороги к Богу, люди совершают непрощаемый грех самоубийства, обрекая себя на такое же страшное существование в вечности. Сия же есть жизнь вечная, — говорится в 17-й главе Евангелия от Иоанна, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Вера и опытное знание Спасителя, исповедание Его как Христа и Сына Божия, стремление жить в соответствии с этим исповеданием и открывают перед нами врата вечной жизни.

Каково содержание догмата о Пресвятой Троице?

Догмат о Пресвятой Троице звучит так. Бог един по существу (сущности, природе, естеству) и троичен в Лицах (Ипостасях). Эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух. Таким образом, когда мы говорим, что Бог Един, и когда говорим, что Бог троичен, — мы имеем в виду два разных богословских понятия: мы исповедуем в Боге единую Божественную сущность и три Божественных Лица. Бог единичен и троичен в разных отношениях. Каждое Божественное Лицо — Бог: Отец — Бог, Сын — Бог, Святой Дух — Бог. Однако Отец и Сын, и Святой Дух — не три Бога, но один. Эту истину открыл о Себе Сам Господь, в полной мере понимание этой истины доступно только Ему. Единство Отца и Сына, и Святого Духа, нельзя считать единством арифметическим. Бог абсолютно един, выше не только троичности, но и арифметической единичности. Божественные Лица сопребывают неслитно, но взаимно проникая друг в друга так, что не существуют одно вне другого.

Добродетель целомудрия

Нередко под целомудрием подразумевают хранение девства. В каком-то отношении и отчасти такое осмысление справедливо. Однако, когда мы говорим о целомудрии в христианском понимании, мы связываем это с цельностью личности вообще.

До грехопадения в Адаме не было такого раздрая душевных начал, или сил, а также раздрая во взаимодействии духа, души и тела, какой стал для него характерным после впадения в грех. Что мы имеем в виду? После грехопадения дух Адама потерял обращённость к Богу, душа вышла из подчинения духу, а плоть — из подчинения душе. И взаимодействие душевных сил, таких как волевая, разумная, чувственная, перестало быть гармоничным. Всё это мы можем ощутить и в себе. Кому, например, неизвестна ситуация, когда плоть тянет нас туда, куда не желает душа.

Образцом целомудренности для нас является Господь Иисус Христос — Новый Адам, Спаситель. Во Христе человеческая воля свободно и осознанно подчинена воле Божьей, дух — душа — тело, а также все силы Его души пребывают в гармоничном взаимодействии.

Заметим, что эквивалент русского слова «спасение» — «σωτηρία» — имеет одним из значений целение (человека), то есть исцеление приведение в цельность. Обретение добродетели целомудрия как раз и подразумевает осуществление этого аспекта спасения.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 4

Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Тропарь святителя Леонтия

глас 4

Апостолом сопричастник/ и к Богу молебник верен,/ добродетельми возшед на Небесная,/ и любовь возложил еси к Любящему тя,/ и неверныя люди обратил еси в веру./ Тем ныне, со Ангелы ликуя,/ предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога:/ молися, святителю Леонтие,// да спасет души наша.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 8

Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Кондак святителя Леонтия

глас 4

Жития ради чистоты,/ Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей,/ вразумити люди многия/ твоими учении,// Леонтие преподобне.

Кондак преподобного Михаила

глас 8

Яко архиерей всечестен и благочестия священнострадалец,/ прещения злоименитаго не убоявся,/ еретическое того противление победил еси,/ свободным гласом велегласно вопия:/ иконе покланяюся Христове и Пречистыя Того Матере.// Сего ради тя почитаем, Михаиле.

Тропарь преподобного Паисия Галичского

глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне Паисие,/ яко солнце светозарное, лучами озаряющи весь мир,/ тако и ты, преподобне,/ чудесы своими тьму нощи злых духов от нас отгоняя;/ днесь Небесныя силы, и святых Ангел,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся;/ днесь и мы, грешнии, припадающе честному твоему образу молимся:/ о, преподобне Паисие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, иже тебе почитающия.

Кондак преподобного Паисия Галичского

глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему Галичу,/ яко светозарное солнце, угодник Твой Паисий,/ радостно вселенную озаряя своими чудесы,/ и приходящих с верою ко гробу его святому;/ тако молитвами Пречистый Богородицы от бед всех нас избави,/ и упраздни варварская шатания,/ яко мы, людие Твой, Господи,/ и град наш и страна вельми Тобою хвалится,/ и спасается молитвами преподобнаго Паисия.

Тропарь преподобной Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой

глас 4

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.

Кондак преподобной Евфросинии Полоцкой

глас 8

Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Тропарь Собору Ростово-Ярославских святых

глас 4

О благочестный соборе,/ о людие избраннии,/ святителие преподобнии и праведнии,/ и благовернии граждане российстии,/ яко звезды, на тверди церковней/ страны Ростовския и Ярославския к Богу предстателие,/ величаем с любовию вас, по плоти наших сродников./ Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей,/ благословение и милость Божию всем людем,/ всепрощение и спасение,/ ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года