Церковный календарь

4 июня. Память мученика Василиска Команского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 июня. Память мученика Василиска Команского

7-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 22 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015). Праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540).

Память II Вселенского Собора (381). Преподобного Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении).

Священномученика Михаила Борисова пресвитера (1942).

Мученик Василиск

Святой Василиск пострадал за исповедание веры в Спасителя в начале IV века, в годы гонений императора Максимиана Галерия. Он был племянником мученика Феодора Тирона. После смерти своего дяди он вместе с братьями святого Феодора — Евтропием и Клеоником — находился в тюрьме. Там исповедники обратили в веру Христову немало язычников. За это братьев Евтропия и Клеоника распяли на кресте, а Василиска отправили в город Команы. Благодаря состраданию охранников праведник на время вышел на волю и своими чудесами обратил в веру немало язычников. В очередной раз отказавшись принести жертву идолам, Василиск принял мученическую смерть.

Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский 

Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, правил Иллирией и Далмацией. Воспитанный в благочестии, он мудро управлял своими владениями, храня православную веру. Однажды благоверного князя вызвали к царю Болгарии — Иоанну-Владиславу, якобы на переговоры. Но у входа в храм Иоанна-Владимира предательски убили. Это произошло в 1015 году. Впоследствии мощи святого князя были перенесены в один из монастырей близ албанского города Эльбасан.

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский в отрочестве принял на себя подвиг юродства, и больше о его жизни ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи в Новгородской области против течения приплыла льдина, на которой стоял гроб с телом юноши. Крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Тело святого отрока было помещено в часовне, а позже перенесено в храм Святого Духа. Господь даровал мощам святого Иакова целительную силу.

Второй Вселенский Собор

После того как во главе восточной части Римской империи утвердился святой император Феодосий, он изгнал арианских епископов-еретиков с первенствующих кафедр Востока. Святитель Григорий Богослов описывает, что император сам в сопровождении множества воинов при негодовании ариан вводил его в Константинопольский собор Святых Апостолов. II Вселенский Собор был созван святым Феодосием в мае 281 года для осуждения многочисленных антитринитарных ересей (разных толков арианства и духоборчества). Участниками собора были 150 епископов, наиболее известные из них: святители Мелетий Антиохийский (первый председатель собора, скончавшийся во время соборных заседаний), Григорий Богослов (второй председатель собора), Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский.

Главным деянием II Вселенского Собора стал Никео-Цареградский Символ веры. Отцы собора отредактировали Символ веры, утверждённый на I Вселенском Соборе, и добавили к нему догматическое учение о Святом Духе, Церкви, таинстве Крещения, воскресении мёртвых и жизни будущего века. После II Вселенского Cобора Символ веры сохраняется неизменно и исповедуется Православной Церковью. Еретиков, извращающих православное учение о Святой Троице, отцы cобора анафематствовали. Ещё cобор резюмировал ранее принятые правила о приёме в Церковь кающихся еретиков. Еретики, не искажавшие крещальную формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа», принимались в Церковь через таинство миропомазания, а искажавшие — через таинство Крещения. Отцы собора постановили, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Согласно этому правилу, место в списке имён, поминаемых на Литургии, определяется, прежде всего, церковно-политическими причинами.

Священное Писание

Деян., 48 зач., XXV, 13-19

13 Через несколько дней || царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.

14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, 15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.

16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.

17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.

18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; 19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.

Ин., 55 зач., XVI, 23-33

22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; 23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна.

25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: 27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.

28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.

30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.

31 Иисус отвечал им: теперь веруете?

32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 25, 13-19; Ин. 16, 23-33

«Истинно, истинно — говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», сказал Господь и еще с подтверждением: «истинно, истинно говорю вам». Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того; а то наводится тень на самое обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой — либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два — и бросает, да и говорит потом: «не слышит Бог». Нет, прося чего либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечного судью докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение, и притом просят не день, не два, а месяцы и годы; зато и получают. Им и подражайте, если желаете иметь успех в молитве.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И сегодня мы не одни перед лицом искушений, соблазнов, обманов и трудностей, как то было в далекой древности. С нами Бог, и если мы желаем, то Бог входит в нашу жизнь — Своей благодатью, Своей силой, Своей энергией Он сообщает нам, слабым, искушаемым и грешным людям, возможность побеждать грех. Видимым образом присутствия Божественной благодати в жизни людей является Церковь, главным делом которой является совершение Таинств. Таинства Церкви — это Таинства включения каждого человека, когда бы он ни жил и где бы он ни жил, в спасительную миссию, совершенную Христом. В Церкви силой Святого Духа мы становимся соучастниками и Рождества, и жизни, и учения, и страданий, и смерти Спасителя, и даже Его восхождения на небо; становимся соучастниками Его Второго Пришествия и Страшного суда, потому что силой благодати Божией разрушается всякое время и всякое пространство. И мы, грешные люди, становимся причастниками Божиего Царства, — видимым образом благодать Божия сходит на людей.

Преподобный Паисий Святогорец о знамении времени

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ, как пчелы. Если ударишь по улью, то пчелы вылетают наружу, начинают гудеть: «Ву-у-у…» — и, взбудораженные, кружат вокруг в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный — возвратятся в улей, если южный — улетят. Так и народ, которому дует то «национальный северный», то «национальный южный», и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду. Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила.

Молитвословия

Кондак мученика Василиска

глас 8

Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 8

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Тропарь мученика Иоанна-Владимира

глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.

Кондак мученика Иоанна-Владимира

глас 8

Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

Теги:
Мученик Василиск
мученик Иоанн-Владимир Сербский
праведный Иаков Боровичский
православный календарь

Все публикации