4 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

3216
Фото

Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница

В этот день совершается память:

День Святой Троицы. Пятидесятница.

Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015). Праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540).

Память II Вселенского Собора (381). Преподобного Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении).

Священномученика Михаила Борисова пресвитера (1942).

Пятидесятница

Праздник Пятидесятницы установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. Называется он Пятидесятницей потому, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы. Ещё он называется Троицыным днём, так как с явлением Святого Духа открылась тайна Пресвятой Троицы, и в богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих поклониться Триипостасному Божеству — «Сыну во Отце со Святым Духом». Святой Дух, сошедший на апостолов, объединил их Своей благодатью в Святую Церковь, которая с этого времени стала расти, поэтому Пятидесятницу называют днём рождения Церкви. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник конечный. Это завершение всех великих праздников от Благовещения до Пасхи и Вознесения.

Великая вечерня в день Святой Пятидесятницы

В день Пятидесятницы сразу после литургии совершается великая вечерня. Главная особенность этого богослужения — чтение с коленопреклонением трёх молитв, составленных в IV веке святителем Василием Великим. Священник читает их в Царских вратах на коленях лицом к народу. Все в храме также опускаются на колени. В первой молитве мы исповедуем Богу Отцу грехи, испрашиваем их прощения и благодатной помощи против вражеских козней; во второй просим Господа даровать нам Святого Духа для просвещения и утверждения наших душ; в третьей просим Сына Божиего, исполнившего всё домостроительство спасения человека, о даровании благодати и об упокоении наших усопших отцов и братий. Читать молитвы с коленопреклонением установлено не на литургии, а на вечерне, относящейся к следующему дню, в силу запрещения преклонять колена от Пасхи до Пятидесятницы. Вечерню же положено совершать сразу после литургии, чтобы сохранить верующих в благоговейном и трезвенном состоянии для совершения молитв и коленопреклонений.

Богословие иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева

Ко времени канонизации Сергия Радонежского (около 1422 года) преподобный Андрей Рублёв «в похвалу преподобному Сергию» написал икону «Троица». Святой Сергий Радонежский почитается в Церкви как имеющий особое дерзновение ко Святой Троице; гимнографы называют его «Троицы вселением». Икона, написанная в похвалу преподобному Сергию, дала миру зримый образ Святой Троицы; в этом Андрей Рублёв проявил себя как истинный ученик преподобного Сергия. «Троица» Рублёва принципиально отличается от предыдущих изображений Святой Троицы. До преподобного Андрея иконописцы изображали «гостеприимство Авраама» — ветхозаветный сюжет о приходе трёх Ангелов к Аврааму и Сарре. Гостеприимство выражалось в столе, уставленном яствами, в обилии столовых приборов, в вынесении фигур Авраама и Сарры на первый план. Рублёв, молитвенно созерцая тайну Святой Троицы, пишет на иконе Предвечный Совет Святой Троицы, произошедший до творения мира и времени.

Какие аналогии Святой Троицы используются в богословии для лучшего уяснения догмата?

Бог нам открыл, что Он троичен в Лицах. Тайну троичности мы можем описывать лишь образно (при помощи образов, аналогий из окружающего мира):

Источник воды, происходящий из него ключ и собственно реку.

Солнце и исходящие из него свет и тепло.

Корень — стебель — крона.

Адам, Ева и их сын Сиф. Они единосущны. При этом Адам не рождён (образ Бога Отца), Ева создана из ребра (образ исхождения Св. Духа), Сиф рождён (образ рождения Бога Сына).

Рождение человеческим умом мысли (мысль — непроизнесённое слово), которая выражается посредством дыхания (голоса). Бог Отец (Ум) рождает в вечности Слово, выразителем и сопроводителем Которого является Святой Дух.

Предвечный совет Святой Троицы

Предвечный совет Святой Троицы — созерцание Богом от вечности образов «будущего» мира. Будущего в человеческом представлении, т. к. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего. Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, созерцал все его события. Выражение «Предвечный совет Пресвятой Троицы» нельзя понимать в том смысле, будто Божественные Лица дискутируют между Собой... Бог един и имеет единое движение воли, единое действие. Опять же, Он от вечности знает всё, и Ему нет нужды доискиваться через размышления до тех или иных выводов, до ответов на те или иные вопросы. Икона преподобного Андрея Рублёва «Святая Троица» символически отражает нам Предвечный Совет Божественных Лиц.

***

Мученик Василиск

Святой Василиск пострадал за исповедание веры в Спасителя в начале IV века, в годы гонений императора Максимиана Галерия. Он был племянником мученика Феодора Тирона. После смерти своего дяди он вместе с братьями святого Феодора — Евтропием и Клеоником — находился в тюрьме. Там исповедники обратили в веру Христову немало язычников. За это братьев Евтропия и Клеоника распяли на кресте, а Василиска отправили в город Команы. Благодаря состраданию охранников праведник на время вышел на волю и своими чудесами обратил в веру немало язычников. В очередной раз отказавшись принести жертву идолам, Василиск принял мученическую смерть.

Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский

Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, правил Иллирией и Далмацией. Воспитанный в благочестии, он мудро управлял своими владениями, храня православную веру. Однажды благоверного князя вызвали к царю Болгарии — Иоанну-Владиславу, якобы на переговоры. Но у входа в храм Иоанна-Владимира предательски убили. Это произошло в 1015 году. Впоследствии мощи святого князя были перенесены в один из монастырей близ албанского города Эльбасан.

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский в отрочестве принял на себя подвиг юродства, и больше о его жизни ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи в Новгородской области против течения приплыла льдина, на которой стоял гроб с телом юноши. Крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Тело святого отрока было помещено в часовне, а позже перенесено в храм Святого Духа. Господь даровал мощам святого Иакова целительную силу.

Второй Вселенский Собор

После того как во главе восточной части Римской империи утвердился святой император Феодосий, он изгнал арианских епископов-еретиков с первенствующих кафедр Востока. Святитель Григорий Богослов описывает, что император сам в сопровождении множества воинов при негодовании ариан вводил его в Константинопольский собор Святых Апостолов. II Вселенский Собор был созван святым Феодосием в мае 281 года для осуждения многочисленных антитринитарных ересей (разных толков арианства и духоборчества). Участниками собора были 150 епископов, наиболее известные из них: святители Мелетий Антиохийский (первый председатель собора, скончавшийся во время соборных заседаний), Григорий Богослов (второй председатель собора), Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский.

Главным деянием II Вселенского Собора стал Никео-Цареградский Символ веры. Отцы собора отредактировали Символ веры, утверждённый на I Вселенском Соборе, и добавили к нему догматическое учение о Святом Духе, Церкви, таинстве Крещения, воскресении мёртвых и жизни будущего века. После II Вселенского Cобора Символ веры сохраняется неизменно и исповедуется Православной Церковью. Еретиков, извращающих православное учение о Святой Троице, отцы cобора анафематствовали. Ещё cобор резюмировал ранее принятые правила о приёме в Церковь кающихся еретиков. Еретики, не искажавшие крещальную формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа», принимались в Церковь через таинство миропомазания, а искажавшие — через таинство Крещения. Отцы собора постановили, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Согласно этому правилу, место в списке имён, поминаемых на Литургии, определяется, прежде всего, церковно-политическими причинами.

Священное Писание

Деян., 3 зач., II, 1-11

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12

Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа « (1 Пет. 1, 2). Того ради и «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа «, обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам « (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает дар Святого Духа? Дар Святого Духа — это некое «замыкание цепи», установление связи между человеком и Богом — той самой связи, которую мы называем религиозной; и в момент этого «замыкания», когда тела человека касается облагодатствованное святое миро, он получает Божественную благодать. Это не значит, что благодать всегда будет с ним, — своими грехами, своим несовершенством, своим богоотступничеством человек исторгает из себя эту благодать. Но даже самый страшный грешник и богоотступник всегда сохраняет возможность обрести благодать Божию, потому что эта цепь, этот канал связи не разрушается никаким грехом, кроме хулы на Духа Святого. На этом основывается все спасительное действие, которое осуществляет Церковь. Через сообщение благодати Духа Святого она призвана возрождать к жизни вечной даже самых оступившихся, самых нечестивых грешников.

О Боге Святом Духе

Святой Дух не безликая сила, а Личность, равночестная Отцу и Сыну. Святой Дух имеет вечное бытие от Отца, так же, как и Сын. Если Сын через рождение, то Св. Дух через исхождение (исходит в вечности от Отца). Никогда Отец не существовал без Сына и Св. Духа. Почему мы обычно слышим, что благодать есть благодать именно Святого Духа? Для начала рассмотрим, что такое благодать? Действие Божье. Иногда его именуют по-гречески энергией, что может быть не правильно воспринято, как аналог безличной радиации. Благодать — это действие, сила Бога. Святой Дух всегда является выразителем действия Святой Троицы, поэтому и говорят: благодать Святого Духа. Аналог: мы воспринимаем голос человека, а не его мысль и обычно говорим: «Я услышал, как он сказал…». А не говорим: «У него в уме родилась мысль, которую он изрёк голосом». Тем не менее, излияние благодати — единотроичное действие, например, на Литургии мы слышим: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». Праздник — День Святого Духа, совершается на следующий день после Дня Святой Троицы (на 51-й день после Пасхи). Молитва Святому Духу — «Царю Небесный».

Свойство Божие — всеблаженство

Всеблаженство Божие выражается в совершенном отсутствии у Бога какой-либо внутренней неудовлетворенности, в вечном и неизменном наслаждении Бога вечно присущими Ему Его естественными совершенствами. Всеблаженство Божие нельзя осмысливать как форму самодовольства, характеризуемую равнодушием к сотворенному миру. Бог любит Свое Творение, промышляет и заботится о нём: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Если человек ищет истинного, вечного счастья, то найти его он может только в Боге.

***

Преподобный Паисий Святогорец о знамении времени

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ, как пчелы. Если ударишь по улью, то пчелы вылетают наружу, начинают гудеть: «Ву-у-у…» — и, взбудораженные, кружат вокруг в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный — возвратятся в улей, если южный — улетят. Так и народ, которому дует то «национальный северный», то «национальный южный», и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду. Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила.

Добродетель воздержания

Под воздержанием в христианстве понимается прежде всего воздержание от зла. Сюда входит воздержание языка (от злословия, пустословия и т.п.), глаз (от просмотра непотребного), слуха, мыслей и иного...

Что же касается постов, то они имеют важнейшей целью тренировку душевных сил и не имеют ценности сами по себе. Пост, соблюдаемый во славу Божью, ради единения с Богом способствует этому единению (учитывая, что это и период особо ревностного моления, период активного доброделания).

При воздержании важно соблюдать умеренность и постоянство. Чрезмерные подвиги воздержания могут без нужды надорвать человека и физически, и душевно.

Молитвословия

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

***

Кондак мученика Василиска

глас 8

Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 8

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Тропарь мученика Иоанна-Владимира

глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.

Кондак мученика Иоанна-Владимира

глас 8

Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года