Церковный календарь

16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

16 мая. Седмица 4-я по Пасхе.
Поста нет. 3 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286). Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Преподобного Петра чудотворца, епископа Аргосского (X). Преподобных Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских.

Святителя Феофана Перифеорийского (после 1353). Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).

Священномученика Николая Беневоленского пресвитера (1941).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).

Праведный Иосиф Аримафейский

Святой праведный Иосиф Аримафейский, влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа, происходил из города Аримафеи. В древних английских манускриптах он упоминается как «знатный прославленный декурион» – надзиратель, контролировавший горнорудные разработки в частных владениях. Он был известным торговцем оловом в Средиземноморье и специалистом по обработке металла, существуют письменные источники, в которых говорится о его торговых связях с Галлией. В апокрифическом евангелии от Никодима и некоторых других источниках сообщается, что иудеи заключили праведного Иосифа в темницу, где ему явился Христос и откуда он был чудесным образом освобождён и перенесён в Аримафею. Вернувшись в Иерусалим, Иосиф рассказал о своём чудесном освобождении. По преданию, спасаясь от преследования иудеев, Иосиф Аримафейский вместе с Лазарем, Марией Магдалиной, Марфой, её служанкой Маркелой и учеником Максимом оказался на судне без парусов и вёсел, которое ветер пригнал в Марсель, откуда апостол, оставив своих спутников на континенте, отправился проповедовать слово Божие в Британию.

Мученик Тимофея и мученица Мавра

Тимофей и Мавра были супругами и пострадали во время гонения императора Диоклетиана. Тимофей был членом церковного клира, хранителем и переписчиком богослужебных книг. За отказ выдать книги для их уничтожения святого подвергли страшным мучениям, которые он мужественно переносил. Ему вонзили в уши раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза, и он ослеп. Затем святого повесили вниз головой и привязали к шее тяжелый камень. Надеясь поколебать непреклонность мученика, воины привели к нему его молодую жену. Святой убедил супругу не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Мавра смело исповедала себя христианкой и также была подвергнута мучениям. Ей вырвали волосы на голове и отрубили пальцы на руках, а потом бросили в кипящий котел, но святая не ощущала боли и осталась невредимой. После долгих истязаний мучеников распяли, и в течение девяти дней они висели на крестах лицом друг к другу. На десятый день они предали Господу свои души. Это произошло в 286 году.

Преподобный Феодосий Киево-Печерский 

Благодаря игуменству преподобного Феодосия небольшое поселение отшельников, основанное преподобным Антонием Печерским на берегу Днепра, стало главным монашеским центром Киевской Руси. Феодосий ввел в монастыре Студийский общежительный устав, согласно которому имущество и стол у монахов были общие и все были равны между собой в отношении к монастырским работам. Инокам полагалась простая и скромная одежда, не разрешалось есть вне трапезной, разговаривать в церкви и собираться в келлиях для праздных бесед. При всей строгости устава Феодосий понимал его необходимость и по-отечески помогал братии. Часто по ночам он тайно выполнял их работу и старался прямо не обличать провинившихся, чтобы не оскорбить их. А однажды он не отворил ворот прибывшему князю, чтобы не побеспокоить отцов, отдыхавших в келлиях перед службой.

Священное Писание

Деян., 24 зач., X, 1-16

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Ин., 24 зач., VI, 56-69

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 1-16; Ин. 6, 56-69

Когда Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним". Слишком чудесным показалось им такое дело безпредельной к нам милости Божией, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однакоже, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: "не хотите ли и вы отойти?", изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесностью. Отсюда выходит, что бегать чудесного - то же, что бегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного - то же, что погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны научиться совершать поступки, которые идут как бы против общего течения жизни. Сейчас большинство людей заботится о материальном благополучии, о том, чтобы потреблять как можно больше материальных ценностей. Для многих это становится единственной целью, а средства массовой информации, телевидение, Интернет нередко делают из таких людей национальных героев, создавая тем самым абсолютно ложную систему ценностей, в которую погружены наши современники, в том числе молодежь. Способность совершать героические поступки, принося в жертву самого себя, или то, что тебе дорого, или то, что ты скопил за долгие годы, трудясь во имя высших целей; способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь; способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего, – всё это и есть безрассудные поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих.

Преподобный Феодосий Печерский о поведении за трапезой

Знайте, братия, что за обеденною трапезою произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце, уставлено Самим Господом, потом апостолами и святыми отцами. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов: ибо никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопших; но обед и ужин за упокой усопших благословлять не установлено; приставлять кутье воду и класть яйца на кутью не повелено. Во время пира не петь тропарей за чашами больше трёх: по поставлении обеда, когда прославляется Христос Бог наш, прилично и незазорно выпить; во время обеда не говорить пустых речей; когда же обед кончается, — в честь Пресвятой Девы Марии, третью чашу в честь князя, а больше не позволяем. Если кто упоит другого за любовь или заклиная святыми, пусть постится семь дней. Где найдёшь много тропарей, приспособленных к чашам, чтобы они избавили от той беды их, беснующихся своею волею? Бесноватый страдает не по своей воле и получит жизнь вечную, а пьяный страдает по своей воле и подвергнется мучению вечному. Ибо к бесноватому придёт священник, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы к нему сошлись все священники со всего света и сотворили молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства.

Свойство Божье — самобытность

Самобытность Божья выражается в том, что Он не происходит ни от кого и ни от чего, имеет основу бытия в Самом Себе, существует Сам по Себе, не зависит ни от кого и ни от чего в Своем бытии, в Своих действиях. Это свойство соответствует имени Божьему Сущий, которое вписано в нимб Господа Иисуса Христа. В строгом смысле слова самобытен только Бог. Все же творения Божьи зависят от Бога как по причине своего бытия, так и в продолжении своего бытия (если бы Бог хоть на миг прекратил попечение о твари, она тут же обратилась бы в ничто (перестала бы существовать)). Кроме того бытие тварей зависит от обусловливающих их естественных законов, от многочисленных частных условий и обстоятельств.

Молитвословия

Тропарь мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Многообразныя язвы претерпевше/ и венцы от Бога приемше,/ о нас молитеся ко Господу,/ память всесвященную вашу совершающих,/ превеликий Тимофее и преславная Мавро,/ еже умирити град и люди,/ Той бо есть верных утверждение.

Тропарь преподобного Феодосия

глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия

глас 3

Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Теги:
Преподобный Феодосий Печерский
православный календарь

Все публикации