Церковный календарь

15 мая. Память святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 мая. Память святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Среда 3-й седмицы по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 2 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373). Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила (ок. 908), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.). Святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654). Путивльской иконы Божией Матери (1238).

Святитель Афанасий Великий

Ни один из пастырей Церкви не имел столько влияния на события IV века, как святитель Афанасий, твердый и пламенный защитник Православия от арианства. В юности он изучил множество наук, но при этом образование ума у него соединялось с образованием сердца: он любил подвижников пустыни и отыскивал случаи знакомиться с ними. Так он не раз посещал преподобного Антония Великого и многому у него научился. Борьбе с арианством святитель посвятил 48 лет. Арий, основоположник ереси, утверждал, что Христос сотворен Богом, и тем самым сводил на «нет» весь смысл спасения человека от вечной смерти. Последствия ереси были разрушительны, но уловить богословскую разницу было нелегко. Поэтому в ответ на труды Афанасий встречал и непонимание, и клевету. Но, «претерпев до конца», он сохранил чистоту веры и был наречен Великим.

Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба

Мощи святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба переносились дважды. 15 мая 1072 года – в новый каменный храм, построенный князем Изяславом Ярославичем. «И взяли прежде князья на рамена тело святого Бориса в деревянной раке и понесли, в предшествии священнослужителей. И поставили раку в церкви. Затем взяли каменную раку с телом святого Глеба, пос тавили на сани и, взявшись за верёвки, повезли их. И когда были уже в дверях, остановилась рака и не двинулась вперёд. Тогда повелели народу восклицать: “Господи помилуй!” И тотчас сдвинули раку. Митрополит Григорий взял руку святого Глеба и благословил ею князей». Второй раз мощи переносили в 1115 году, также 15 мая, в новый храм, построенный князем Олегом Святославовичем. И также рака святого Глеба остановилась и сдвинулась только после общей молитвы.

Благоверный и равноапостольный царь Борис

Принятие христианства в Болгарии произошло в правление святого князя Бориса (852–889). Внешним толчком послужили военные неудачи Болгарии, а также влияние сестры князя, воспитанной в Византии в Православии. Первоначально святой Борис и поддерживавшие его представители знати склонялись к принятию христианства от Западной Церкви. Но в 864 году под военным нажимом Византии князь Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из Константинополя. Болгарские послы, прибывшие в Царьград для заключения мирного договора, были крещены и вернулись в сопровождении епископа, множества священников и монахов. В 865 году князь Борис крестился, приняв христианское имя Михаил, в честь византийского императора Михаила III, а затем привёл к истинной вере свой народ.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 19 зач., VIII, 18-25

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Ин., 21 зач., VI, 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Молитвословия

Тропарь святителя Афанасия Великого

глас 3

Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Кондак святителя Афанасия Великого

глас 2

Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца

глас 8

Премудростию учений твоих царствующий град просветив,/ тьму неведения еретического разгнал еси, преблаженне;/ твое благословение земли Российстей принесл еси,/ отче наш, святителю Афанасие,/ идеже скончав течение твое,/ на крилех чистоты возлетел еси в Небесное Царство./ Моли Христа Бога непрестанно о душах наших.

Кондак святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца

глас 8

О всесвятейший пастырю и учителю вселенныя,/ преблаженне отче наш святителю Афанасие!/ К раце мощей твоих припадающе, усердно молим тя:/ приими от убогих душ наших любовию приносимая тебе моления/ и, яко имея дерзновение у Престола Владычня,/ испроси молитвами твоими чтущим тя/ со Ангелы и всеми святыми/ непрестанно Пресвятей Троице воспевати: аллилуйя.

Тропарь благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила

глас 6

Исполнен страха Божия/ и Крещением святым просвещен,/ был еси жилище Святаго Духа,/ благоверный царю Борисе./ Утвердив же веру Православную на земли Болгарстей/ и жезл царствия оставив,/ вселился еси в пустыню,/ процвел еси в подвизех/ и обрел еси благодать пред Господем./ Ныне же предстоя Престолу Всевышняго,/ моли даровати нам, молящимся тебе,/ спасение душ наших.

Кондак благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила

глас 8

Взбранный воеводо Бога Вышняго,/ силою Креста победивый востание тьмы/ и насадивый благочестие на земли твоей,/ имеяй же дерзновение ко Господу,/ сохраняй молитвами твоими достояние твое, да зовем ти:/ радуйся, равноапостольне царю Борисе,/ крестителю земли Болгарския.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 18-25; Ин. 6, 35-39

Святой Петр говорит Симону: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо перед Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись. Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Нет части, а Симон и думать не думал, что зашел так далеко; и делать внешне ничего не делал он безобразного, а только подумал направо, и помышление сердца его сделало то, что апостол недоумевал, отпустится ли оно ему, если даже он покается и молиться будет Богу. Вот что значит строй сердца, и помышление из него исходящее по известному строю! Судя по нему, человек со вне бывает одно, а извнутри совсем другое. И это внутреннее видит только один Бог, и те, кому откроет Дух Божий, испытующий сердца. С каким же страхом и трепетом должно соделать свое спасение! И как искренно и усердно нужно молить Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50). И на суде будет нечто страшное и изумительное. Скажет Господь: «не знаю вас» тем, которые не только были уверены сами, что Божии, но и в очах всех являлись таковыми. Что же остается нам? Только взывать: «ими же веси судьбами спаси нас, Господи»! Сам, как знаешь, дай спасительный строй сердцу нашему!

Догмат о Святой Троицы

Христиане древней Церкви исповедовали веру в Святую Троицу в формуле Крещения: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), в Символе веры, в богослужебных песнопениях. Подробное рассмотрение свойств и взаимных отношений Божественных Лиц относится уже к эпохе апологетов (II–III века), а разработка догмата о Святой Троице – к IV веку. Особенно значим вклад в изложение учения о Святой Троице святителя Афанасия Великого (†375). По слову александрийского святителя, догмат о Святой Троице как тайну, преданную вере, «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры»; более того, «Церковь основана на вере в Святую Троицу; отпавший от этой веры не может быть и даже именоваться христианином». Хранимое в Церкви Откровение о Триипостасном Божестве ясно изложено в Никео-Цареградском Символе веры, ежедневно читаемом христианами. Более подробно это учение изложено в «Исповедании веры», которое епископ торжественно произносит во время хиротонии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В быту существует совершенно искаженное, неправильное понимание величайшей христианской добродетели – кротости. По слову святителя Иоанна Златоуста, кротость в сознании людей смешивается с малодушием, а малодушие – это трусость, боязливость. Но разве боязливость могла бы быть христианской добродетелью? Неужели это постыдное чувство, так часто губящее людей, мешающее им в жизни, могло бы войти в Заповеди блаженства, произнесенные Христом Спасителем с возвышенности на берегу Галилейского озера? Там перечисляются только подлинные добродетели, и кротость – одна из них. Кротость не имеет ничего общего с человеческой слабостью. И тот же Иоанн Златоуст говорит замечательные слова: «Кротость есть великая сила, и тот, кто хочет быть кротким, должен быть мужественным, благородным, и душа его должна высоко возноситься». Вот такие сильные слова. Ни о какой человеческой слабости речи не идет. Речь идет о мужестве, о благородстве, о душе, которая возноситься способна к горнему.

Теги:
Святитель Афанасий Великий
благоверные Борис и Глеб
православный календарь

Все публикации