Церковный календарь

14 мая. Память пророка Иеремии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 мая. Память пророка Иеремии

4-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 1 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477).

Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобного Герасима Болдинского (1554). Преподобномученика Ваты Персянина (IV). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).

Мученицы Нины Кузнецовой (1938).

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

Пророк Иеремия

Когда вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму, пророк Иеремия призывал сдать город завоевателям. Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, пророк Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и ходил среди народа. Святой Иеремия был обвинён в государственной измене и посажен в темницу. Героическая защита Иерусалима была тщетной: город был захвачен и разграблен, а большая часть иудейского народа, оставшаяся в живых, уведена в плен. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему либо отправиться в Вавилон, либо остаться в Иерусалиме. Пророк Иеремия остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества, а затем был насильно уведён в Египет восставшими против вавилонского царя иудеями.

Священномученик Макарий, митрополит Киевский

Блаженный Макарий до посвящения в сан митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году был избран митрополитом Киевским. Из Константинополя от Патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Вместе с ним были убиты или захвачены в плен многие из его паствы. Тело святителя привезли в Киев и положили в соборном храме Святой Софии, где оно прославилось нетлением и многочисленными чудесами. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

Благоверная Тамара, царица Грузинская 

Святая благоверная Тамара, царица Грузинская, с 1178 года была соправительницей своего отца, Георгия III. Время её царствования известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году царица Тамара отвергла требование правителя Румского султаната Рукн эд-дина к Грузии принять ислам, и в исторической битве близ Басиани её войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление святой снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа, в келлии с окном, выходящим в храм. В той обители она и скончалась в 1213 году.

Священное Писание

Деян., 26 зач., X, 34-43

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Ин., 29 зач., VIII, 12-20

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15 Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 10, 34-43; Ин. 8, 12-20

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя. Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант. Учит Господь, что Бог Триипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем — это Божественный свет, освещающий не земно-утешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную — это обскурант. Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однакоже, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение через крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия — и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант. Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, — это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант. Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант. Господь учит: помни последняя — смерть, суд, ад, рай, — и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма и уклонитесь от нее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

На чем основывается вера современных людей? Чаще всего на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

Праведный Иоанн Кронштадтский о священных воспоминаниях дней седмицы

В воскресенье мы прославляем Святую Троицу, Христа воскресшего и чудное Его домостроительство нашего спасения; в понедельник, прославляя Господа и принося Ему молитвы покаяния, прошения, благодарения, мы прославляем Богородицу и Небесные Силы, прося их ходатайства и заступления; во вторник — Предтечу Господня; в среду прославляем Крест Господень и более всех спострадавшую Господу Пречистую Его Матерь; в четверг — наших величайших благодетелей, просветителей — апостолов и Чудотворца Николая, чудо самоотвержения и любви христианской, чудо милосердия к ближним, чудо чистоты, кротости и смирения; в пятницу — страдания и смерть Господа — и опять Пречистую Богородицу; в субботу прославляем всех святых и молимся о упокоении душ прежде почивших праотец, отец и братий наших. Мы по природе — свои Богу, как созданные по образу и подобию Его. Но грех отчуждает нас от Бога, полагает крепкое средостение между нами и Богом. Через богослужение мы вступаем в тесный союз с Богом, присвояемся Ему.

Свойство Божье — всесовершенство

Всесовершенство Божье выражается в том, что Бог обладает абсолютной полнотой всех возможных совершенств. Понятие всесовершенство Божье близко по значению к понятию Божественная беспредельность. Тогда как понятие беспредельность указывает на то, что Бог ничем не ограничен, понятие всесовершенство — на то, что Бог совершенен во всех отношениях (бесконечно совершенен). Совершенства Божьи отражаются в Божьих творениях, подобно тому как талант и мастерство художника отражается в его картинах, писателя — в его литературных произведениях, композитора — в его музыке. Особо Божественные совершенства отражаются в человеке, как созданном по образу Божьему (разум, свобода воли, способность любить, способности к творчеству, милосердию, справедливости; нравственное чувство, бессмертие души).

Молитвословия

Тропарь пророка Иеремии

глас 2

Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Иеремии

глас 3

Очистив духом, великий пророче и мучениче,/ твое светозарное сердце,/ славнее Иеремие,/ пророчествия дар свыше приял еси/ и возопил еси велегласно во странах:/ се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/ Иже, воплощся, на земли явился есть

Тропарь священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Божественныя Безкровныя совершая Жертвы,/ кровь твою, от безбожных агарян излиянную,/ в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу./ Егоже моли, молим тя,/ пролити гнев на языки, хотящия браней;/ христолюбивое воинство наше на враги укрепи/ и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди,/ тебе бо крепкаго заступника почитаем,/ новый свяшенномучениче российский,/ святителю блаженный Макарие.

Кондак священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Веселится град Киев,/ великое сокровище стяжав,/ твое тлению непричастное тело,/ святителю блаженный Макарие,/ твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси./ И ныне Небесному предстоиши Престолу,/ идеже молитвенно пред Творцем поминай нас, отче наш,/ да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще:/ радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.

Тропарь преподобного Пафнутия Боровского

глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество,/ в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси,/ и, во временней сей жизни добре подвизався,/ милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси,/ и нищим был еси заступник./ Тем молим тя, отче Пафнутие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Пафнутия Боровского

глас 8

Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжал еси жительство, преподобне,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды, твоя видев,/ чудес даром обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Пафнутие.

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому

О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к нему благоприятна, предлагаем и молим, испроси нам у благости его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестие крепкое, покаяние истинное, прощение грехов, житие совершенное, исправление решительное, да обратившеся от злых дел к Богоугождению, прочее непрогневляем Господа нарушением святых его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православной. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имеяй велие к нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши: сего ради крепко на тя уповаем и на твои святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Теги:
Пророк Иеремия
Преподобный Пафнутий Боровский
священномученик Макарий Киевский
благоверная Тамара Грузинская
православный календарь

Все публикации