Церковный календарь

14 мая. Память пророка Иеремии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 мая. Память пророка Иеремии

3-я седмица по Пасхе
Поста нет. 1 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.). Преподобного Пафнутия Боровского, игумена (1477). Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобного Герасима Болдинского (1554). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Преподобномученика Ваты Персиянина (IV). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Царёвококшайской или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV), и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

Пророк Иеремия

Когда вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму, пророк Иеремия призывал сдать город завоевателям. Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, пророк Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и ходил среди народа. Святой Иеремия был обвинён в государственной измене и посажен в темницу. Героическая защита Иерусалима была тщетной: город был захвачен и разграблен, а большая часть иудейского народа, оставшаяся в живых, уведена в плен. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему либо отправиться в Вавилон, либо остаться в Иерусалиме. Пророк Иеремия остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества, а затем был насильно уведён в Египет восставшими против вавилонского царя иудеями.

Священномученик Макарий, митрополит Киевский

Блаженный Макарий до посвящения в сан митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году был избран митрополитом Киевским. Из Константинополя от Патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Вместе с ним были убиты или захвачены в плен многие из его паствы. Тело святителя привезли в Киев и положили в соборном храме Святой Софии, где оно прославилось нетлением и многочисленными чудесами. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

Благоверная Тамара, царица Грузинская 

Святая благоверная Тамара, царица Грузинская, с 1178 года была соправительницей своего отца, Георгия III. Время её царствования известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году царица Тамара отвергла требование правителя Румского султаната Рукн-эдДина к Грузии принять ислам, и в исторической битве близ Басиани её войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление святой снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа, в келлии с окном, выходящим в храм. В той обители она и скончалась в 1213 году.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 18 зач., VIII, 5-17

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8 И была радость великая в том городе.

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Ин., 20 зач., VI, 27-33

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28 Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Молитвословия

Тропарь пророка Иеремии

глас 2

Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Иеремии

глас 3

Очистив духом, великий пророче и мучениче,/ твое светозарное сердце,/ славнее Иеремие,/ пророчествия дар свыше приял еси/ и возопил еси велегласно во странах:/ се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/ Иже, воплощся, на земли явился есть

Тропарь священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Божественныя Безкровныя совершая Жертвы,/ кровь твою, от безбожных агарян излиянную,/ в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу./ Егоже моли, молим тя,/ пролити гнев на языки, хотящия браней;/ христолюбивое воинство наше на враги укрепи/ и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди,/ тебе бо крепкаго заступника почитаем,/ новый свяшенномучениче российский,/ святителю блаженный Макарие.

Кондак священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Веселится град Киев,/ великое сокровище стяжав,/ твое тлению непричастное тело,/ святителю блаженный Макарие,/ твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси./ И ныне Небесному предстоиши Престолу,/ идеже молитвенно пред Творцем поминай нас, отче наш,/ да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще:/ радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.

Тропарь преподобного Пафнутия Боровского

глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество,/ в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси,/ и, во временней сей жизни добре подвизався,/ милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси,/ и нищим был еси заступник./ Тем молим тя, отче Пафнутие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Пафнутия Боровского

глас 8

Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжал еси жительство, преподобне,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды, твоя видев,/ чудес даром обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Пафнутие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 5-17; Ин. 6, 27-33

«Уверовал и сам Симон и крестившись не отходил от Филиппа». И веровал и крестился, а ничего не вышло из него. Надо думать, что в строе веры его было что либо недолжное. Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая между действиями веры и мудрствования ума. Таков и был Симон - образ для всех еретиков; таковы и все, с своими мудрованиями вступающие в область веры, как прежде, так и теперь. Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда: для себя - когда они остаются безгласными, для других - когда не удерживается в них одних эта путаница, а прорывается наружу, по их жажде быть учителями. Отсюда всегда выходит партия лиц более или менее погрешающих в вере, с несчастною уверенностью в непогрешимости и бедственным позывом всех переделать на свой лад.

Праведный Иоанн Кронштадтский о священных воспоминаниях дней седмицы

В воскресенье мы прославляем Святую Троицу, Христа воскресшего и чудное Его домостроительство нашего спасения; в понедельник, прославляя Господа и принося Ему молитвы покаяния, прошения, благодарения, мы прославляем Богородицу и Небесные Силы, прося их ходатайства и заступления; во вторник – Предтечу Господня; в среду прославляем Крест Господень и более всех спострадавшую Господу Пречистую Его Матерь; в четверг – наших величайших благодетелей, просветителей – апостолов и Чудотворца Николая, чудо самоотвержения и любви христианской, чудо милосердия к ближним, чудо чистоты, кротости и смирения; в пятницу – страдания и смерть Господа – и опять Пречистую Богородицу; в субботу прославляем всех святых и молимся о упокоении душ прежде почивших праотец, отец и братий наших. Мы по природе — свои Богу, как созданные по образу и подобию Его. Но грех отчуждает нас от Бога, полагает крепкое средостение между нами и Богом. Через богослужение мы вступаем в тесный союз с Богом, присвояемся Ему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

После Адама человеческая природа была осквернена грехом, и наказанием за грех стала смерть. Но после Воскресения Христа человеческая скверна перестала быть смертельной для достоинства нашей природы. Почему? Да потому что Господь по милости Своей дает нам возможность через покаяние, через добрые дела, через искреннюю веру освобождать себя от этой болезни. «Царствует ад, но не вечнует в роде человеческом», то есть зло может порабощать нас, но нам даны сила и возможность преодолевать зло, постоянно обновляя Богом зданное достоинство нашей человеческой природы. Мы можем не только поднимать глаза к небу, но и сами подниматься к небу, – Сам Бог дал нам эту силу через Сына Своего и Господа нашего.

Теги:
Пророк Иеремия
Преподобный Пафнутий Боровский
священномученик Макарий Киевский
благоверная Тамара Грузинская
православный календарь

Все публикации