Церковный календарь

8 мая. Апостола и евангелиста Марка

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 мая. Апостола и евангелиста Марка

Светлая седмица.
Поста нет. 25 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола и евангелиста Марка (63).

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379). Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.).

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Апостол и евангелист Марк

Святой апостол и евангелист Марк был племянником святого апостола Варнавы. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное Предание, в ночь крестных страданий Господа Иисуса Христа святой Марк следовал за Спасителем, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12). Святой Марк сопровождал святого апостола Павла в Первом миссионерском путешествии (Деян. 13:6–12). Впоследствии святой Марк вместе со святым апостолом Петром был в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Александрийскую Церковь. Затем апостол Марк вернулся в Рим, где написал святое Евангелие со слов апостола Петра.

По преданию, заботясь об устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии и передал его христианам Александрийской Церкви. Этот чин литургии сохранялся в Александрийской Церкви вплоть до XII века. Главным отличием евхаристической молитвы — анафоры литургии апостола Марка — от анафор хорошо известных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста является её структура. После вступительной части следуют различные поминовения, которые в византийских анафорах произносятся после освящения Святых Даров. Завершается анафора литургии апостола Марка славословием. Наиболее древние папирусы, которые донесли до нас тексты анафоры святого апостола Марка, датируются IV-VII веками. Также существуют многочисленные рукописи XI-XIV веков с полным текстом литургии апостола Марка.

Евангелие от Марка

Самое древнее свидетельство о втором Евангелии приводит епископ Папий Иерапольский: «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Пётр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не по- грешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить». Апостол Марк писал своё Евангелие для римских христиан, мало знакомых с историей и бытом еврейского народа, поэтому там мало ссылок на Ветхий Завет, зато часто объясняются иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются арамейские выражения, часто употребляются латинские термины. Евангельская история написана кратко и сжато, чтобы облегчить её восприятие не- давним язычникам. Евангелист, со слов апостола Петра, подробно описывает его слабости и прегрешения, но почти умалчивает о тех событиях, которые бы могли служить к его славе.

Крылатый лев — символ евангелиста Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом или в виде крылатого льва, держащего в лапе Евангелие. Поскольку он писал своё Евангелие для римских христиан, недавно обращённых из язычников, его главной целью было утвердить в них веру в Божество Иисуса Христа, показать Его Царём вселенной, Владыкой и Повелителем всей твари. В своём Евангелии Марк часто рассказывает о чудесах, которые творил Господь, об изгнании Им бесов. Поэтому в иконографии символом апостола Марка является лев — царь зверей, символ мощи и силы. Также, по толкованию блаженного Иеронима, «святой евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом, потому что начинает своё Евангелие рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был “гласом вопиющего в пустыне” и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне».

Священное Писание

Деян., 8 зач., III, 11-16

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Ин., 11 зач., III, 22-33

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, 32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. З, 11-16; Ин. З, 22-33

Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе, жив и действен; а гроб плоти, сам по себе, мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: "где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. З, 17). Это - свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно разцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное разцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы Церковь нашу называем Апостольской именно потому, что апостолы стояли у ее истоков, потому что они передали первым общинам верующих людей основы православной христианской веры, которая есть вера апостольская. Мы называем Церковь Апостольской как потому, что она была создана апостолами, так и потому, что в ней хранится апостольская вера, воспринятая святыми апостолами от самого Спасителя. А это значит, что в Церкви хранится истина. Когда мы празднуем память святых апостолов, то сугубо должны молиться им, чтобы они помогли всем нам сохранять веру православную, чтобы они научили нас, полагая эту веру в основу жизни, правильно устроять свои отношения с теми, кто нас окружает.

Что такое апофатическое богословие? 

Апофатическое богословие (от греч. Απόφασις (апофасис) — отказ, отрицание) — направление богословия, в рамках которого истины о Боге и Его отношении к миру обозначаются и раскрываются при помощи отрицательных терминов и выражений, то есть таких, которыми отрицается то, чем (кем) Бог не является, что Ему не присуще, что не характерно для Него. 

Апофатическое богословие не является совершенно обособленным теологическим направлением. Апофатические термины и выражения используются в формате Православного богословия наряду с катафатическими. 

Преимущество апофатического богословия перед катафатическим (использующим положительные термины и выражения) усматривается в том, что используя катафатические термины и выражения, мы рискуем привнести в восприятие истин о Боге своё субъективное понимание, связанное с личным осмыслением этих терминов и выражений. Используя же метод отрицаний, мы ограничиваем себя от такого рода субъективизма. Например, говоря, что Бог есть любовь, мы можем вкладывать в это понятие своё ограниченное понимание любви, хотя Бог, как Всесовершенный Дух, есть Любвь в самом возвышенном, в исключительном смысле. Говоря же, например, что Бог бестелесен, мы совершенно отрицаем за Ним какую-либо телесность и при этом не погрешаем против истины. 

Наряду с преимуществом апофатическое богословие имеет и свои недостатки. Положим, если говорить о Боге только при помощи отрицаний, можно долго перечислять, Кем Он не является, но при этом иметь крайне смутное представление, Кем Он всё же является. 

Примеры апофатических терминов и выражений: Бог невидим, не зависит от условий пространства и времени, не имеет возраста, размера, объёма, геометрической формы, не вершит зло, ни от кого и ни от чего не зависит.

Молитвословия

Тропарь апостола Марка

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Марк
православный календарь

Все публикации