Церковный календарь

7 мая. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 мая. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Светлая седмица.
Поста нет. 24 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).

Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мученика Александра Лионского (ок. 177). Мученика Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобного Елисаветы чудотворицы (V). Преподобного Фомы юродивого (546–560). Святителя Симеона Трансильванского (1656) (Румын.). Священномученика Бранко пресвитера (1941) (Серб.).

Мученика Сергия Архангельского (1938).

Молченской иконы Божией Матери (1405).

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

В пятницу Светлой седмицы совершается память обновления храма Богородицы «Живоносный Источник». В 450 году греческий император Лев I по указанию Божией Матери открыл в окрестностях Царьграда чудесный источник. Рядом с источником, от воды которого получили чудесное исцеление многие недужные, император воздвиг храм во имя Богородицы, назвав его храмом Живоносного источника. «Любве ради Пресвятой Богородицы» в службе этого дня к пасхальным песнопениям Светлой седмицы присое диняются песнопения в честь Божией Матери: стихиры на вечерне и утрене и канон, составленный Никифором Каллистом в XIV веке. «Живоносный источник» прославляется Церковью, как приснотекущий источник благодати, многоразлично являемой верующим по ходатайству Пресвятой Богородицы. После литургии по обычаю совершается освящение воды.

Мученик Савва Стратилат

Святой мученик Савва жил в III веке во времена правления императора Аврелиана. Благодаря своей храбрости он достиг высокого чина воеводы-стратилата. Но  когда императору стало известно, что Савва — христианин, он потребовал от него отречься от веры. Не добившись своего, Аврелиан приказал отдать Савву на жестокие пытки, после которых исповедник остался невредим. Став свидетелями страданий праведника, 70 воинов также признали себя христианами. Все они тут же были усечены мечом. Во время ночной молитвы Савве явился Иисус Христос, повелев не бояться страданий. Укрепленный Спасителем, святой вытерпел все муки и отдал свою душу Господу.

Мученики Пасикрат и Валентин

Святые мученики Пасикрат и Валентин за исповедание веры в Господа Иисуса Христа были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед изваянием Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: «Такова честь подобает сему богу!» На суде был и брат Пасикрата — Папиан, который был христианин, но из боязни мучений принёс жертву идолам. Предатель стал со слезами умолять брата принести жертву ложным богам. Святой Пасикрат, ответил, что отрёкшийся от Христа уже не может быть его братом. Затем он подошёл к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал правителю: «Тело смертно и, как ты видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки». Святые мученики Пасикрат и Валентин были усечены мечом.

Священное Писание

Деян., 7 зач., III, 1-8

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Ин., 7 зач., II, 12-22

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли.

17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21 А Он говорил о храме тела Своего.

22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. З, 1-8; Ин. 2, 12-22

Есть у святых отцов похвала некоторым лицам, славным по христианской жизни своей, состоящая в том, что они воскресли прежде общего воскресения. В чем же тайна такой жизни? В том, что они усвоили себе характеристические черты жизни по воскресении, как они указываются в слове Божием, и делали их качествующими в себе. Будущая жизнь представляется отрешенною от всего плотского: там не женятся, ни посягают, - не будут там питаться мертвою пищею, и самое тело восприимут духовное. Итак, кто живет отрешенно от всего плотского, тот принимает в себя или возращает в себе элементы будущей по воскресении жизни. Дойди до того, чтобы в тебе замерло все плотское, и станешь воскресшим прежде будущего воскресения. Путь к этому указывает апостол, когда говорит: "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5, 16). И удостоверяет, что этим путем наверное можно достигнуть чаемого: "сеющий, говорит он, в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 8).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек духовно растет только тогда, когда идет вперед. Если он останавливается и говорит: «У меня все хорошо, мне больше ничего не надо», — в этот момент он начинает умаляться. Поэтому духовное напряжение жизни есть показатель того, насколько люди принимают Слово Божие и насколько они готовы ему следовать. Пусть же Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу.

Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери

«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».

Изобретались ли на Вселенских Соборах новые догматы?

Вселенский Собор — собрание представителей Вселенской Церкви (325-787 гг.), созванное ради решения тех или иных церковных задач, при содействии Божественной благодати, выражавшее голос Вселенской Церкви. В числе приоритетных задач Вселенских Соборов стояла задача защиты Православного вероучения от искажений и борьба с ересями. В рамках решения этих задач отцы Вселенских Соборов формулировали и утверждали те или иные догматические определения. Однако эти определения основывались на учении, открытом Церкви через апостолов, преподанном Господом Иисусом Христом. Таким образом, на Вселенских Соборах не изобретались новые догматические истины, но лишь формулировались и утверждались чёткие догматические формулировки (определения).

Может ли Церковь изменять содержание догматов?

Догматы суть неизменные истины христианского вероучения. Изменение содержания догматов (не путать с изменением содержания догматических формулировок) есть то же, что искажение догматов. Церковь не вправе менять их в угоду тем или иным обстоятельствам, тем или иным лицам, науке, философии, идеологии и пр.

Раздача артоса верующим в Светлую седмицу

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора, на вершине которой делается оттиск иконы Воскресения Христова или креста. В Типиконе артос назван «просфорою всецелою». С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не вынимаются частицы на проскомидии. С другой – это символ соборности, то есть вселенскости Церкви, искуплённой Кровью Гос пода Иисуса Христа и освящённой Его Воскресением. Артос освящается в первый день Пасхи и всю Светлую седмицу лежит на аналое перед Царскими вратами, во время богослужения перед иконой Спасителя, а на крестных ходах торжественно выносится вслед за хоругвями. В Светлую субботу после литургии и чтения особой молитвы артос раздробляется и раздаётся всем предстоящим в храме.

Молитвословия

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Савво и Алексие,/ яко стяжавший дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос/ нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 4

Богатство благодати и сыноположения стяжаете/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша/ в Небесныя селения Своя,/ даровав благодать нетления/ и чудес мощем вашим,/ сего ради вопием вам:/ радуйтеся, Савво и Алексие,/ ликов иноческих похвале и украшение.

Тропарь мученика Саввы

глас 5

Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы

глас 4

Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Теги:
мученик Савва Стратилат
православный календарь

Все публикации