Церковный календарь

7 мая. Память мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 мая. Память мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов

3-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 24 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).

Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мученика Александра Лионского (ок. 177). Мученика Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобного Елисаветы чудотворицы (V). Преподобного Фомы юродивого (546–560). Святителя Симеона Трансильванского (1656) (Румын.). Священномученика Бранко пресвитера (1941) (Серб.).

Мученика Сергия Архангельского (1938).

Молченской иконы Божией Матери (1405).

Мученик Савва Стратилат

Святой мученик Савва жил в III веке во времена правления императора Аврелиана. Благодаря своей храбрости он достиг высокого чина воеводы-стратилата. Но  когда императору стало известно, что Савва — христианин, он потребовал от него отречься от веры. Не добившись своего, Аврелиан приказал отдать Савву на жестокие пытки, после которых исповедник остался невредим. Став свидетелями страданий праведника, 70 воинов также признали себя христианами. Все они тут же были усечены мечом. Во время ночной молитвы Савве явился Иисус Христос, повелев не бояться страданий. Укрепленный Спасителем, святой вытерпел все муки и отдал свою душу Господу.

Мученики Пасикрат и Валентин

Святые мученики Пасикрат и Валентин за исповедание веры в Господа Иисуса Христа были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед изваянием Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: «Такова честь подобает сему богу!» На суде был и брат Пасикрата — Папиан, который был христианин, но из боязни мучений принёс жертву идолам. Предатель стал со слезами умолять брата принести жертву ложным богам. Святой Пасикрат, ответил, что отрёкшийся от Христа уже не может быть его братом. Затем он подошёл к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал правителю: «Тело смертно и, как ты видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки». Святые мученики Пасикрат и Валентин были усечены мечом.

Священное Писание

Деян., 20 зач., VIII, 26-39

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Ин., 22 зач., VI, 40-44

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 26-39; Ин. 6, 40-44

Св. Филипп спрашивает каженика: «разумеешь ли, что читаешь?» Тот ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Как часто испытывают то же читающие слово Божие и отеческие писания! Читаемое не вмещается в голове; ум не может внять тому и обнять то, словно речь идет о чем-то чуждом ему, о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толкователь знакомый с тем, о чем слово. У св. Филиппа был тот же дух, который давал и пророчества, и ему нетрудно было растолковать, что затрудняло каженика. Так и для нас теперь: надо найти человека, который стоял бы на той степени жизни и ведения, какой касается затрудняющее нас писание, и он растолкует то без затруднения, потому что кругозоры духовные у каждой степени свои. Стоящий на низшей степени не все видит, что видит стоящий на высшей, и только может гадать о том. Случись, что невместимое для нас писание касается предметов высшей степени, а встреченный нами толковник стоит на низшей; то он нам не разъяснит того как следует, а будет все применять к своему кругозору, и дело останется для нас по прежнему темным. Дивиться надобно, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежат те предметы. И выходит у них все не как следует; выситься же своими толкованиями они не забывают.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек духовно растет только тогда, когда идет вперед. Если он останавливается и говорит: «У меня все хорошо, мне больше ничего не надо», — в этот момент он начинает умаляться. Поэтому духовное напряжение жизни есть показатель того, насколько люди принимают Слово Божие и насколько они готовы ему следовать. Пусть же Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу.

Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери

«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».

Изобретались ли на Вселенских Соборах новые догматы?

Вселенский Собор — собрание представителей Вселенской Церкви (325-787 гг.), созванное ради решения тех или иных церковных задач, при содействии Божественной благодати, выражавшее голос Вселенской Церкви. В числе приоритетных задач Вселенских Соборов стояла задача защиты Православного вероучения от искажений и борьба с ересями. В рамках решения этих задач отцы Вселенских Соборов формулировали и утверждали те или иные догматические определения. Однако эти определения основывались на учении, открытом Церкви через апостолов, преподанном Господом Иисусом Христом. Таким образом, на Вселенских Соборах не изобретались новые догматические истины, но лишь формулировались и утверждались чёткие догматические формулировки (определения).

Может ли Церковь изменять содержание догматов?

Догматы суть неизменные истины христианского вероучения. Изменение содержания догматов (не путать с изменением содержания догматических формулировок) есть то же, что искажение догматов. Церковь не вправе менять их в угоду тем или иным обстоятельствам, тем или иным лицам, науке, философии, идеологии и пр.

Молитвословия

Тропарь преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Савво и Алексие,/ яко стяжавший дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос/ нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 4

Богатство благодати и сыноположения стяжаете/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша/ в Небесныя селения Своя,/ даровав благодать нетления/ и чудес мощем вашим,/ сего ради вопием вам:/ радуйтеся, Савво и Алексие,/ ликов иноческих похвале и украшение.

Тропарь мученика Саввы

глас 5

Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы

глас 4

Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Теги:
мученик Савва Стратилат
православный календарь

Все публикации