Церковный календарь

5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Светлая седмица.
Поста нет. 22 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613).

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Мученика Епиподия Лионского (ок. 177). Преподобного Виталия (609–620). Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.).

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мученика Димитрия Власенкова (1942).

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот, став епископом Анастасиупольским, много трудился на благо Церкви. Его подвижническая жизнь и борьба с хищениями церковного имущества вызвала зависть и ненависть тайных врагов. Однажды они попытались убить епископа, дав ему яд. Преподобный три дня лежал безгласен и недвижим как мёртвый, так что в городе уже распространился слух о его смерти. Через три дня ему явилась Пресвятая Богородица, возвестила причину болезни, указала ненавистников, давших яд, и, взявши из платка, который был у Неё в руках, три зерна, дала ему и сказала: «Съешь это — и впредь уже не будешь страдать ни от какого зла». Съевши эти зёрна, святой почувствовал себя здоровым. Своих врагов он не обличил и никому о них не рассказал, а только помолился за них Богу, чтобы Он простил им этот грех.

Апостол Лука — первый иконописец

Святой апостол Лука считается основателем иконописи. По преданию, нашедшему отражение в трудах древних историков, он по просьбе христиан написал образ Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца Христа, а затем ещё две иконы Божией Матери и показал их Ей. Она же сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Апостол Лука написал также и изображения святых апостолов Петра и Павла. Авторству Луки, по разным данным, принадлежат от 10 до 70 икон. Среди них Киккская, Ченстоховская, Владимирская, Филеримская, Сумельская и другие. Авторство апостола здесь нужно понимать в том смысле, что эти иконы являются списками с написанных им икон. Ни один из написанных им самим образов до нас не дошёл. По преданию, апостол Лука писал свои иконы в технике энкаустика, то есть наносил на поверхность доски разогретые восковые краски.

Апостол от 70-ти Климент

Святой Климент, апостол от 70-ти, упоминается в Послании к Филиппийцам. Апостол Павел умоляет своего спутника помочь примириться двум влиятельным женщинам — Еводии и Синтихии, «…подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни». Из этого следует, что святой Климент был одним из основных сотрудников апостола Павла в деле благовестия Евангелия в Филиппах и пользовался авторитетом в местной общине, так что апостолу не нужно было особым образом его представлять. В византийских Синаксарях говорится, что апостол Климент первым из эллинов поверил во Христа, стал епископом Сард и «нося в своей плоти “язвы” Христа, отошёл ко Господу». Некоторые древние экзегеты считали, что апостол Климент был одно лицо с Климентом, епископом Римским, но современные церковные историки говорят, что это разные лица. К тому же в полных месяцесловах 30 апреля положена память апостолов Нафанаила, Луки и Климента, по случаю обрéтения их мощей, а мощи священномученика Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием и перенесены ими в Рим, где с тех пор и хранятся и более не обретались.

Преподобный Виталий Александрийский

Виталий, инок монастыря аввы Серида в Газе, пришел в Александрию в возрасте 60 лет. Он нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, Виталий брал за свой труд 12 медных монет, на одну из которых покупал скудную пищу, а остальные деньги тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же Виталий проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Многие падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Когда Виталий был найден коленопреклоненным, скончавшимся во время молитвы, блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца.

Священное Писание

Деян., 5 зач., II, 22-36

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Ин., 4 зач., I, 35-51

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́,— что значит: учитель,— где живешь?

39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 2, 22-36; Ин. 1, 35-51

Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями, на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующие не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины. Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими. Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий — будто теперь ночь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивляться злу, искушениям дьявола, жить по закону Божиему. Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматы, запрограммированные на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми — со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог с нами в этой борьбе и Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся нестрашными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь только грозным мечом, останавливающим безумцев.

Что такое догматические формулировки?

Понятие «догматическая формулировка» отличается от понятия «догмат». Собственно, догмат составляет внутреннее, смысловое содержание догматической формулировки, а последняя является его формальным, словесным выражением.

Догматические формулировки могут меняться, не искажая при этом содержания очерчиваемых ими догматических истин, например, в сторону более краткого или более полного выражения содержания догматов; за счёт использования новой богословской терминологии.

Примеры догматических формулировок: Бог един по существу (сущности) и троичен по Лицам (по Ипостасям); во Христе (в Ипостаси Сына Божьего) неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно соединено два естества: Божеское и человеческое; Дева Мария — Матерь Бога (по человеческому естеству); будет всеобщее воскресение мертвых; в конце веков состоится Страшный Суд.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодора

глас 2

Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.

Кондак преподобного Феодора

глас 3

Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Теги:
православный календарь
Преподобный Феодор Сикеот
апостол Лука
апостол Нафанаил
апостол Климент

Все публикации