Церковный календарь

5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

3-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 22 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613).

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Мученика Епиподия Лионского (ок. 177). Преподобного Виталия (609–620). Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.).

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мученика Димитрия Власенкова (1942).

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот, став епископом Анастасиупольским, много трудился на благо Церкви. Его подвижническая жизнь и борьба с хищениями церковного имущества вызвала зависть и ненависть тайных врагов. Однажды они попытались убить епископа, дав ему яд. Преподобный три дня лежал безгласен и недвижим как мёртвый, так что в городе уже распространился слух о его смерти. Через три дня ему явилась Пресвятая Богородица, возвестила причину болезни, указала ненавистников, давших яд, и, взявши из платка, который был у Неё в руках, три зерна, дала ему и сказала: «Съешь это — и впредь уже не будешь страдать ни от какого зла». Съевши эти зёрна, святой почувствовал себя здоровым. Своих врагов он не обличил и никому о них не рассказал, а только помолился за них Богу, чтобы Он простил им этот грех.

Преподобный Виталий Александрийский

Виталий, инок монастыря аввы Серида в Газе, пришел в Александрию в возрасте 60 лет. Он нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, Виталий брал за свой труд 12 медных монет, на одну из которых покупал скудную пищу, а остальные деньги тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же Виталий проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Многие падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Когда Виталий был найден коленопреклоненным, скончавшимся во время молитвы, блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца.

Священное Писание

Деян., 18 зач., VIII, 5-17

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8 И была радость великая в том городе.

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Ин., 20 зач., VI, 27-33

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28 Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 5-17; Ин. 6, 27-33

«Уверовал и сам Симон и крестившись не отходил от Филиппа». И веровал и крестился, а ничего не вышло из него. Надо думать, что в строе веры его было что либо недолжное. Вера искренняя — отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая между действиями веры и мудрствования ума. Таков и был Симон — образ для всех еретиков; таковы и все, с своими мудрованиями вступающие в область веры, как прежде, так и теперь. Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда: для себя — когда они остаются безгласными, для других — когда не удерживается в них одних эта путаница, а прорывается наружу, по их жажде быть учителями. Отсюда всегда выходит партия лиц более или менее погрешающих в вере, с несчастною уверенностью в непогрешимости и бедственным позывом всех переделать на свой лад.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивляться злу, искушениям дьявола, жить по закону Божиему. Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматы, запрограммированные на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми — со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог с нами в этой борьбе и Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся нестрашными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь только грозным мечом, останавливающим безумцев.

Что такое догматические формулировки?

Понятие «догматическая формулировка» отличается от понятия «догмат». Собственно, догмат составляет внутреннее, смысловое содержание догматической формулировки, а последняя является его формальным, словесным выражением.

Догматические формулировки могут меняться, не искажая при этом содержания очерчиваемых ими догматических истин, например, в сторону более краткого или более полного выражения содержания догматов; за счёт использования новой богословской терминологии.

Примеры догматических формулировок: Бог един по существу (сущности) и троичен по Лицам (по Ипостасям); во Христе (в Ипостаси Сына Божьего) неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно соединено два естества: Божеское и человеческое; Дева Мария — Матерь Бога (по человеческому естеству); будет всеобщее воскресение мертвых; в конце веков состоится Страшный Суд.

Молитвословия

 

Тропарь преподобного Феодора

глас 2

Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.

Кондак преподобного Феодора

глас 3

Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Теги:
Антипасха
апостол Фома
православный календарь

Все публикации