Церковный календарь

23 апреля. Память священномученика Григория V, патриарха Константинопольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 апреля. Память священномученика Григория V, патриарха Константинопольского

Светлая седмица.
Поста нет. 10 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251).

Мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Преподобномучеников многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680). Священномученика Григория V, патриарха Константинопольского (1821).

Священномученика Флегонта Понгильского пресвитера (1938); мученика Димитрия Вдовина (1942).

Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский

Святитель Григорий жил на рубеже XVIII–XIX веков, когда Греция находилась под турецким игом. Находясь в столице Османской империи Стамбуле-Константинополе, он тайно поддерживал патриотов. Когда его связи с повстанцами открылись, один из друзей посоветовал ему бежать в Пелопоннес. Святитель ответил на это: «Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации». В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого схватили и повесили на воротах Патриархии, а затем бросили его тело в море. Греческие моряки заметили место, нашли тело и на корабле под русским флагом доставили в Одессу, где святой в облачении, доставленном из Москвы, был погребен в греческой Троицкой церкви. Спустя полвека, в 50-летие независимости Греции, мощи святителя были перенесены в Афины.

Священное Писание

Деян., 5 зач., II, 22-36

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.

39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

Ин., 4 зач., I, 35-51

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,— как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 2, 38-43; Ин. 3, 1-15

Благодетелен труд тех, которые здравыми соображениями разбивают взгромождаемую против истины Воскресения ложь. Читай и вооружайся этими соображениями; но при этом не ленись все больше и больше давать простора для входа в тебя силы Воскресения Христова. Чем больше будешь делать это, тем больше будешь дышать воздухом Воскресения, и тем безопаснейшим становиться от всех стрел вражиих, направляемых против этой истины. Спросишь, что же для этого надо? Ничего особенного: будь тем, чем должен ты быть по завету, в который вступил во святом крещении, которое есть наше воскресение. Оплевал ты сатану и все дела его? — и продолжай так себя держать в отношении к нему. Сочетался ты со Христом? — и пребудь с Ним. Дела тьмы и света явны. Бегай одних и прилежи другим. Но делай это без всяких уступок, даже малейших, чтобы нормою жизни твоей было следующее: нет общения свету ко тьме, Христу с велиаром.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый человек рожден от Духа, потому что имеет дух внутри себя, имеет бессмертную душу. В каком же смысле нужно понимать рождение от Духа, которое открывает человеку наследие Божественного Царства? Это не только природные способности и силы. Это не запечатленный в природе человека Божественный образ... Образ Божий заложен в природу каждого человека, и даже самый последний грешник и самый последний преступник несет в себе этот Божественный образ. А вот для того чтобы стать наследником Божественного Царства, необходимо таким образом родиться от Духа, чтобы этот образ Божественный оказался живым, действенным, преобразующим греховное начало человеческой природы, подчиняя это начало началу Божественному. Для того чтобы это происходило, необходима постоянная связь человека с Богом.

Заповеди Ветхого Завета

Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17, Втор.5:6-21) были даны Богом первобытным племенам около 1,5 тысяч лет до Р.Х., но не потеряли своей актуальности до сих пор. Но в наше время — это уже лишь некий минимум, ниже которого уже просто некуда падать.

Десять заповедей, которые спустил Моисей с горы на двух каменных досках (скрижалях) не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди: первая часть относилась к Богу, вторая — к людям. Первые 4 — религиозные заповеди (об отношении к Богу), остальные 6 — этические (об отношении к людям). Символически это разделение заповедей на две группы иногда изображается в верхней части иконостаса в виде двух скрижалей завета, надписанных римскими цифрами I-IV и V-X.

Большинство наших современников вспоминает только некоторые из этических заповедей, хотя религиозные лежат в основе и этических, и вообще всех заповедей, т.к. без Бога заповеди исполнить невозможно.

Молитвословия

Кондак мучеников

глас 2

Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Темже убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.

Тропарь священномученика Григория, Патриарха Константинопольского

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш,/ укрепивши Божественнаго патриарха,/ низпославый тому свыше Свою благодать,/ имже и нас свободил еси от работы вражия,/ Человеколюбие, слава Тебе.

 

Теги:
Великий вторник
Страстная седмица
православный календарь

Все публикации