Церковный календарь

23 апреля. Страстная седмица. Великая Суббота

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 апреля. Страстная седмица. Великая Суббота

Страстная седмица. Великая Суббота.
День постный. 10 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251).

Мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Преподобномучеников многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680). Священномученика Григория V, патриарха Константинопольского (1821).

Священномученика Флегонта Понгильского пресвитера (1938); мученика Димитрия Вдовина (1942).

Великая суббота

В Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя во ад после смерти на Кресте. Во второй день пребывания во гробе Иисус Христос сокрушил врата преисподней и вывел из ада души всех томившихся там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву, в райские обители, где до этого, по учению Церкви, пребывали лишь пророки Енох, Моисей, Илия и благоразумный разбойник, получивший прощение еще на кресте за сказанные им слова покаяния. О том, за кем сошел во ад Спаситель, кратко и исчерпывающе сказал святитель Епифаний Кипрский: «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там — только верующих». Сошествие во ад завершает искупительный подвиг Иисуса Христа, Котор

Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский

Святитель Григорий жил на рубеже XVIII–XIX веков, когда Греция находилась под турецким игом. Находясь в столице Османской империи Стамбуле-Константинополе, он тайно поддерживал патриотов. Когда его связи с повстанцами открылись, один из друзей посоветовал ему бежать в Пелопоннес. Святитель ответил на это: «Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации». В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого схватили и повесили на воротах Патриархии, а затем бросили его тело в море. Греческие моряки заметили место, нашли тело и на корабле под русским флагом доставили в Одессу, где святой в облачении, доставленном из Москвы, был погребен в греческой Троицкой церкви. Спустя полвека, в 50-летие независимости Греции, мощи святителя были перенесены в Афины.

Священное Писание

Рим., 91 зач., VI, 3-11

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха.

8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20

Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если сердце молчит, если в нем не происходит никаких движений при виде горя другого человека, если мы не находим в себе ни сил, ни желания сострадательно откликнуться на чужую беду и помочь тому, кто нуждается в нашей поддержке, то это является верным признаком нашей душевной черствости и косности, нашей неспособности расположить свое сердце к тому, чтобы в нем воцарилась любовь. Но укрепляет нас в братской любви святитель Тихон Задонский: «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит, – достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял».

Заповеди Ветхого Завета

Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17, Втор.5:6-21) были даны Богом первобытным племенам около 1,5 тысяч лет до Р.Х., но не потеряли своей актуальности до сих пор. Но в наше время — это уже лишь некий минимум, ниже которого уже просто некуда падать.

Десять заповедей, которые спустил Моисей с горы на двух каменных досках (скрижалях) не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди: первая часть относилась к Богу, вторая — к людям. Первые 4 — религиозные заповеди (об отношении к Богу), остальные 6 — этические (об отношении к людям). Символически это разделение заповедей на две группы иногда изображается в верхней части иконостаса в виде двух скрижалей завета, надписанных римскими цифрами I-IV и V-X.

Большинство наших современников вспоминает только некоторые из этических заповедей, хотя религиозные лежат в основе и этических, и вообще всех заповедей, т.к. без Бога заповеди исполнить невозможно.

Ветхозаветный нравственный закон

Требования ветхозаветного нравственного закона преподавались людям на протяжении всей дохристианской истории человечества. Так, заповедь, данная Адаму, формально запрещавшая вкушение плодов с дерева познания добра и зла (Быт.2:16-17), по сути призывала его к послушанию Богу.

Требования о вере в Единого Бога, о доверии и послушании Ему были преподаны Аврааму (Быт.17:10). В более полной, развернутой форме они были преподаны еврейскому народу по выходе его из Египта. Ядро этого закона составили десять заповедей (Исх.20:1-17).

Следует заметить, что в значительной мере требования ветхозаветного закона, преподанные Израилю, отражали нормы внешнего поведения (не создавай себе кумира и не поклоняйся ложным богам, не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не колдуй и т. д.). Это соответствовало историческому контексту, нравственному состоянию тогдашнего Израиля. Вместе с тем нужно подчеркнуть, что среди ветхозаветных требований были и те, что были направлены на формирование правильного внутреннего расположения духа (веруй в Истинного Бога, почитай отца и мать, не желай жены ближнего...).

О том, что три дня и три ночи пребывал Господь во гробе

Преподобный Исидор Пелусиот (V век), отвечая на недоумение некоторых, можно ли считать Воскресение Христа тридневным, если не прошло полных трёх дней, приводит несколько объяснений. Среди них такие: «В шестой час пятка Господь распят, от шестого часа до часа девятого была тьма; разумей это как ночь. От девятого часа – опять свет, это уже день. Вслед за сим – ночь пятка. Суббота – ещё день. Затем – ночь субботы и утро дня Господня, как говорит евангелист: “свитающи во едину от суббот” (Мф. 28:1). Если же хочешь знать и иное объяснение, то оно таково. В пяток Господь предал дух – это один день; был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда же воссиял день Господень, Он восстал из гроба, и это ещё день, потому что по части, как сам знаешь, познаётся целое. Так у нас в обычае совершать поминки скончавшихся. В каком бы часу дня ни скончался кто, мы, миновав только следующий день, на другой после него обыкновенно правим третины умершего. Имеешь теперь, как думаю, разрешение вопроса».

Из письма пастве арестованного священномученика Сергия Мечёва в день Пасхи Христовой в 1930 году

Вместе со всей тварью в эту спасительную нощь веселюся я и радуюсь, яко Христос воскресе и ад пленися. В духовном восторге, обратившись в сторону родного нашего храма, украшенного теперь цветами, сияющего светом, наполненного ликующим пением вашим, осеняю вас, родных моих милых сирот, святым крестом и возглашаю всем существом: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!» По-новому встречаю Великий Праздник: в одиночестве, как грешник величайший, глубже чувствую радость Воскресения, но нет во мне обычной пастырской полноты, всегда ощущавшейся в этот день. Поэтому стонет сердце, слезят вежды! Христос, наша Пасха, прииде, вас же, детей моих, нет со мною. Чувствую, что у многих из вас сейчас на глазах слёзы. Да и как не плакать нам в сей день друг о друге? Мы не только покаяльная, но и богослужебная семья, я не только отец ваш, но и предстоятель церкви нашей, вы не только дети мои, но и сослужители. В нас редчайшая полнота, почти не встречающаяся – полнота покаяльно-богослужебной семьи.

Освящение куличей на Пасху

В Великую субботу и после пасхального богослужения, в знак благословения, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста, освящаются куличи и пасхи. Церковь не придаёт им никакого таинственного или символического значения. Считается предосудительным придавать им священное значение и изготовлять их в ущерб посещению страстных богослужений. В конце XVI века Патриарх Антиохийский Иоаким во время пребывания в южнорусской митрополии подверг осуждению чрезмерное уважение к ним южнорусского народа. Вскоре и Константинопольский Патриарх Иеремия, занимаясь искоренением различных беспорядков в южнорусской митрополии, окружной грамотой предписывал «считать простыми, а не святыми, пасхальные хлебы», то есть куличи, которые в Южной России обычно называются пасхами.

О благословении куличей и пасх в домашних условиях

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом:

  • перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»,
  • затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитвословия

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тропарь, глас 8

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Перевод: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Во Святую и Великую Субботу на Литургии, вместо Херувимской песни, поют «Да молчит всякая плоть человеча».

Кондак мучеников

глас 2

Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Темже убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.

Тропарь священномученика Григория, Патриарха Константинопольского

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш,/ укрепивши Божественнаго патриарха,/ низпославый тому свыше Свою благодать,/ имже и нас свободил еси от работы вражия,/ Человеколюбие, слава Тебе.

Теги:
Великий вторник
Страстная седмица
православный календарь

Все публикации