Церковный календарь

18 апреля. Страстная седмица. Великая Суббота

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 апреля. Страстная седмица. Великая Суббота

Страстная Седмица. Великая Суббота
Литургия святителя Василия Великого.
День постный. 5 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

Преподобного Пуплия Египетского (IV). Преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV). Преподобного Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Преподобного Платона, исповедника Студийского (814). Преподобной Феодоры Солунской (892).

Священномученика Алексия Кротенкова пресвитера (1930); священномученика Николая Симо пресвитера (1931).

Великая суббота

В Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя во ад после смерти на Кресте. Во второй день пребывания во гробе Иисус Христос сокрушил врата преисподней и вывел из ада души всех томившихся там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву, в райские обители, где до этого, по учению Церкви, пребывали лишь пророки Енох, Моисей, Илия и благоразумный разбойник, получивший прощение еще на кресте за сказанные им слова покаяния. О том, за кем сошел во ад Спаситель, кратко и исчерпывающе сказал святитель Епифаний Кипрский: «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там — только верующих». Сошествие во ад завершает искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Своим вольным страданием и смертью на Кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его губительными последствиями нам, их потомкам.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России

Первый российский патриарх святитель Иов Московский был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа и распространение Священного Писания. Он первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. Только в Москве в период с 1592 по 1600 г. были построены 12 храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Пострадал святой Иов от Лжедмитрия, захватившего Москву. Скончался святитель в 1607 г., а в 1989 г. прославлен в лике святых.

Мученик Агафопод

Эти святые жили в Салониках во времена императора Диоклетиана. Христианство рассматривалось при нем как расшатывание государственных основ и религиозный фанатизм, а потому убежденно уничтожалось. Об этом хорошо знали Агафопод и Феодул, но не оставляли своего церковного служения. Агафопод был старцем, а Феодул юношей. Но, несмотря на закат своих лет, сохранил Агафопод в сердце своем пламя вдохновения к подвигу. Феодул же, несмотря на юношескую жажду жизни, показал рассудительность зрелого мужа. Их убеждали отречься от Христа, предлагая выбор: благополучная жизнь или скорая смерть. Они же отвечали: «Выбираем жизнь, но жизнь вечную». Их утопили в море, привязав к ногам тяжелые камни. Но на следующий день волны вынесли на берег их тела без камней и веревок, в светлых одеждах «паче снега» белее.

Преподобный Марк Афинский

Преподобный Марк в юности удалился в пустыню у моря и 95 лет прожил, не видя ни людей, ни зверей. Жизнь святого осталась в рассказе аввы Серапиона, нашедшего его в горной пещере. Первые 30 лет, босой и раздетый, он страдал зимой от холода, а летом от зноя, голодал, пил морскую воду. Но он вытерпел и удостоился Божией благодати. Когда святой спросил авву: «Есть ли ныне святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет?» Когда святой произнес эти слова, гора сдвинулась к морю на 5000 локтей. Преподобный Марк обратился к ней: «Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; встань на свое место!» Гора вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк спросил: «Разве ты не видел таких чудес?» — «Нет, отче», — ответил старец Серапион. Преподобный Марк горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам».

Священное Писание

Рим., 91 зач., VI, 3-11

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха.

8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20

Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как известно, церковные праздники начинаются с вечера. По сложившейся традиции, которая не вполне совпадает с церковным уставом, в этот день мы Литургию служим утром, а не вечером, как следовало бы, поскольку Литургия начинается с чина вечерни. Несмотря на многовековую уже традицию служить утром, мы тем не менее полностью сознаем, что уже вступаем в Светлое Христово Воскресение, которое начинается с вечера субботы, и прославляем Христа еще не пасхальными гимнами, но уже в светлых ризах, в радостном состоянии духа, с великой надеждой на то, что Христос, воскресший и победивший зло, победивший диавола, способен и в нашей жизни побеждать зло, если мы искренне, сердечно верим в Его присутствие в нашей жизни, если обращаемся к Нему с молитвой, если открываем навстречу Господу свое сердце. И когда как не в Светлое Христово Воскресение открыть наши сердца Господу! Именно в пасхальную ночь принять Воскресшего и умом, и сердцем, чтобы Он был в нашей жизни руководящим началом — как Сила, как Мудрость, как Свет истинный, как Любовь, способная преобразить всю нашу жизнь.

О том, что три дня и три ночи пребывал Господь во гробе

Преподобный Исидор Пелусиот (V век), отвечая на недоумение некоторых, можно ли считать Воскресение Христа тридневным, если не прошло полных трёх дней, приводит несколько объяснений. Среди них такие: «В шестой час пятка Господь распят, от шестого часа до часа девятого была тьма; разумей это как ночь. От девятого часа – опять свет, это уже день. Вслед за сим – ночь пятка. Суббота – ещё день. Затем – ночь субботы и утро дня Господня, как говорит евангелист: “свитающи во едину от суббот” (Мф. 28:1). Если же хочешь знать и иное объяснение, то оно таково. В пяток Господь предал дух – это один день; был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда же воссиял день Господень, Он восстал из гроба, и это ещё день, потому что по части, как сам знаешь, познаётся целое. Так у нас в обычае совершать поминки скончавшихся. В каком бы часу дня ни скончался кто, мы, миновав только следующий день, на другой после него обыкновенно правим третины умершего. Имеешь теперь, как думаю, разрешение вопроса».

Из письма пастве арестованного священномученика Сергия Мечёва в день Пасхи Христовой в 1930 году

Вместе со всей тварью в эту спасительную нощь веселюся я и радуюсь, яко Христос воскресе и ад пленися. В духовном восторге, обратившись в сторону родного нашего храма, украшенного теперь цветами, сияющего светом, наполненного ликующим пением вашим, осеняю вас, родных моих милых сирот, святым крестом и возглашаю всем существом: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!» По-новому встречаю Великий Праздник: в одиночестве, как грешник величайший, глубже чувствую радость Воскресения, но нет во мне обычной пастырской полноты, всегда ощущавшейся в этот день. Поэтому стонет сердце, слезят вежды! Христос, наша Пасха, прииде, вас же, детей моих, нет со мною. Чувствую, что у многих из вас сейчас на глазах слёзы. Да и как не плакать нам в сей день друг о друге? Мы не только покаяльная, но и богослужебная семья, я не только отец ваш, но и предстоятель церкви нашей, вы не только дети мои, но и сослужители. В нас редчайшая полнота, почти не встречающаяся – полнота покаяльно-богослужебной семьи.

Освящение куличей на Пасху

В Великую субботу и после пасхального богослужения, в знак благословения, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста, освящаются куличи и пасхи. Церковь не придаёт им никакого таинственного или символического значения. Считается предосудительным придавать им священное значение и изготовлять их в ущерб посещению страстных богослужений. В конце XVI века Патриарх Антиохийский Иоаким во время пребывания в южнорусской митрополии подверг осуждению чрезмерное уважение к ним южнорусского народа. Вскоре и Константинопольский Патриарх Иеремия, занимаясь искоренением различных беспорядков в южнорусской митрополии, окружной грамотой предписывал «считать простыми, а не святыми, пасхальные хлебы», то есть куличи, которые в Южной России обычно называются пасхами.

О благословении куличей и пасх в домашних условиях

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом:

  • перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»,
  • затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитвословия

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тропарь, глас 8

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Перевод: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Во Святую и Великую Субботу на Литургии, вместо Херувимской песни, поют «Да молчит всякая плоть человеча».

***

Тропарь святителя Иова

глас 5

Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова

глас 7

В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Теги:
Святитель Иов Московский
православный календарь

Все публикации