Церковный календарь

14 апреля. Память преподобной Марии Египетской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 апреля. Память преподобной Марии Египетской

6-я седмица Великого поста.
День постный. 1 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобной Марии Египетской (522). Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца (1404–1405). Преподобного Варсонофия Оптинского (1913).

Мученика Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229). Преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мучеников Геронтия и Василида (III). Праведного Ахаза.

Священномученика Сергия Заварина пресвитера (1938).

Преподобная Мария Египетская

Мария в 12 лет ушла из дома. Стать блудницей в ее родной портовой Александрии, полной пороков и соблазнов, было легче легкого. 17 лет провела Мария в грехе, пока не прибилась к паломникам, отплывавшим в Иерусалим. Видно, сам диавол толкнул ее соблазнять верующих, но враг не знал о Промысле Божием. Вместе с ними Мария подошла к храму Воскресения Господня — и вдруг словно наткнулась на стену. Видя вошедших попутчиков, она осознала, что Господь не допускает ее в святое место. Охваченная ужасом и глубоким раскаянием, она у входа, перед иконой Богородицы, стала просить Ее заступиться перед Богом. Внезапно на грешницу нашло просветление, она беспрепятственно вошла в храм — и вышла от Гроба Господня в мир другим человеком. Мария удалилась в пустыню и полвека провела в полном уединении, посте и молитве.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Оптинский старец Варсонофий (в миру Павел Плиханков) прошел блестящую военную карьеру, дослужился до звания полковника — и в 46 лет круто изменил свою жизнь. Решение пришло не в результате некоего удара судьбы, а долго вызревало в праведной душе военного, на удивление сослуживцев, избегавшего светских радостей. В какую обитель идти, ему подсказал журнал со статьей об Оптиной пустыни и старце Амвросии. Полковник принял постриг, вскоре был рукоположен в сан иеромонаха, был назначен духовником Шамординской женской пустыни. Во время Русско-японской войны преподобный был на фронте — исповедовал, соборовал, причащал раненых и умирающих, сам неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Незадолго до кончины старец был назначен настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря в Коломне.

Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец

Родом из камских булгар, мученик Авраамий был воспитан в магометанской вере. Будучи зажиточным человеком, он занимался торговлей и неоднократно посещал Византию и Русь, где и познакомился с христианством. Впоследствии и сам принял святое крещение с именем Авраамий. В городе Булгар Великий, что в низовьях Волги, святой начал проповедовать Евангелие, за что и пострадал от своих соотечественников. Мученика долго и жестоко истязали, но он не отрекся от Христа. Тогда Авраамия четвертовали и отсекли его честную главу. После кончины праведника город Булгар сгорел почти дотла. Русские летописцы отмечали тогда, что эти пожары Господь посылал как наказание за невинную кровь Авраамия.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. LXV, 8-16

8 Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.

9 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.

10 И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор — местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.

11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени*, - 12 вас обрекаю Я мечу, и все вы прекло́нитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.

13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.

15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины,— потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

    * Гад (или Ваал-Гад) и Мени (Мануфи) — имена божеств солнца и луны.

На веч.: Быт. XLVI, 1-7

1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака.

2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.

3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. 5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.

6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет,— Иаков и весь род его с ним.

7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.

Притч. XXIII, 15 — XXIV, 5

15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; 16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; 18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: 21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, 27 потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; 28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

Глава 24.

1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, 2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, 4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь" (Прит. 23, 19). Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять; бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, - злое отвергать, доброе обсуждать и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но лучше бы всего совсем заключить сердце, чтоб из него не выходило и в него не входило ничего, без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умносердечно сочетайся со Христом и будет внутри тебя все исправно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы вспоминаем преподобную Марию Египетскую, удивительную подвижницу. В юности она жила в большом портовом городе Александрии, торговала собой и совершенно не думала ни о каком спасении, ни о какой вере. Но Господь призвал ее к покаянию, и она ушла в палестинскую пустыню — без куска хлеба, без воды, полностью полагаясь на волю Божию. Вскоре истлела ее одежда. Она жила, совершенно обнаженная, там, где летом невозможно уберечься от палящего зноя, а зимой — от холода, питаясь только тем, что произрастало в пустыне, а значит, практически ничем. Но она боролась со своими страстями и, победив, обрела равноангельское житие. Ее тело вышло за пределы действия физических законов: она действительно жила, почти не питаясь, она переходила Иордан, как по суше, — она обрела ангельскую силу.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит о жизни с Богом

Мы Богом живем, Богом дышим, но не можем постичь Его величие, Его промысел! Он часто скрывает действия Своего Божественного промысла. Тем не менее, когда мы приобретаем святое смирение, тогда все видим и все живем Богом и явно ощущаем Его таинства. Тогда Он нам открывается! — Тогда мы уже начинаем Его любить. Это то, чего ищет Он. Первое, к чему Он стремится, — это наше счастье, как Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37–38). Да будет воля Господня. Я желаю думать о Христе! Распахните и вы свои руки и бросьтесь в объятия Христа. Тогда Он будет жить в вас. Тогда вы будете думать, что все еще мало любите Его, и будете еще больше желать приблизиться к Нему и быть одно вместе с Ним. Однако, чтобы это произошло, должна прийти Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая… Молитесь Богу с жаждой и любовью: в тишине, с кротостью, мягко, без насилия.

Стояние Марии Египетской

Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской, а перед ней четверг 5-й седмицы поста часто называется «Мариино cтояние» или «Андреево cтояние», так как на утрени этого дня (астрономически — в среду вечером) читается полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Традиция чтения канона в этот день прослеживается с IX века. Канон читается вместе с каноном преподобной Марии и перемежается на 4-й, 8-й и 9-й песнях двумя трипеснцами Постной Триоди, посвящёнными апостолам. Также после 6-й песни канона поются 16 тропарей на блаженнах, которые написаны, видимо, также святым Андреем. и в них приводятся нерассмотренные в самом каноне сюжеты из ветхозаветной Книги Судей. Чтение жития преподобной Марии разбивается на две части: первая читается до начала чтения канона, сразу после кафизмы и седальна, а вторая — после 3-й песни канона. В четверг утром, ради Великого канона, совершается Литургия Преждеосвященных даров.

Молитвословия

Тропарь мученика Авраамия Болгарского

глас 4

Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.

Кондак мученика Авраамия Болгарского

глас 8

Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.

Молитва мученику Авраамию Болгарскому

Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

глас 3

Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

глас 2

Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобной Марии Египетской

глас 4

Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

Теги:
Страстная седмица
Преподобная Мария Египетская
преподобный Варсонофий Оптинский
мученик Авраамий Болгарский
православный календарь

Все публикации