Церковный календарь

13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

5-я седмица Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

В этот день совершается память: Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461). Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского (1879). Преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Священномучеников Авды, епископа Персидского, и Вениамина, диакона (418–424).

Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста Пресвятой Богородице. Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. В достопамятную ночь, когда соединенные силы неприятеля с моря и суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»! И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский

Священномученик Ипатий был уроженцем города Гангры (территория современной Турции). Он с детства стремился к подвигу: спал на земле, помогал бедным, не празднословил, много времени проводил в храме. В юности он был поставлен в чтецы, затем рукоположен в диакона и через некоторое время в пресвитера. После кончины местного епископа святой Ипатий стал его преемником. Когда он построил большое здание для трапез, там кормили не только христиан, но и язычников, чем многих обратили к вере. Бог дал святителю дар чудотворения. Однажды он молитвой заставил замолчать девушек, певших непристойные песни и смущавших молодых людей. Святитель погиб через год после I Вселенского Собора и считается его участником. В 326 году он возвращался из Константинополя в Гангры и в пустынном месте был убит еретиками.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец

Будущий святитель Иона родился в костромской земле, двенадцати лет принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в знаменитый Симонов монастырь в Москве. За подвижническую жизнь и просвещенность он позднее был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и способствовал обращению в христианство племен мещеры, мордвы и муромы, проживавших в его епархии. В 1432 году Иона был избран митрополитом всея Руси. За свою святую жизнь он получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Во время осады Москвы ногайскими татарами Иона совершил крестный ход вокруг Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города, и его молитва была услышана. По преданию, он и в 1812 году напугал французов, из своей кремлевской гробницы грозя им рукой. Мощи святителя и поныне покоятся в Успенском соборе 

— Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Священное Писание

Евр., 322 зач., IX, 24-28

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Мк., 35 зач., VIII, 27-31

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 4

От юности твоей весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога да спасет души наша.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31

Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: «Ты — Христос». Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты — Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный». Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: «кто меня разлучит от любви Христовой»! — и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Григорий Палама, размышляя о тайне приснодевства Пресвятой Богородицы и рождения от Нее Сына и Бога нашего, воплотившегося Логоса, Господа Иисуса Христа, говорит такие слова: «Дева и Матерь есть граница между тварным и нетварным, то есть Божественным, естеством». Действительно, Царица Небесная, родившая по плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, вошла в такое соприкосновение с Божеством, в какое никому не дано войти. Мы знаем, что идеалом человеческой жизни является обожение – как говорили отцы, используя греческий термин theosis, – когда человек, работая над самим собой, напрягая все свои силы, преодолевает влечение греховной плоти и уподобляется Богу. И мы знаем образцы такой удивительной святости. <…> Но всякое, даже самое великое богоуподобление, совершенное человеческим подвигом в ответ на силу Божественной благодати, не может сравниться с тем, чему сподобилась Пресвятая Дева, став действительно гранью между Божественным и человеческим, между тварной и несотворенной природой.

— Всенощное бдение

Воскресное Евангелие на утрени

Мк., 70 зач., XVI, 1-8

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Теги:
Священномученик Ипатий Гангрский
святитель Иона Московский
православный календарь

Все публикации