Церковный календарь

12 апреля. Память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 апреля. Память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

6-я седмица Великого поста (Седмица ваий).
День постный. 30 марта по ст. ст.

Преподобного Иоанна Лествичника (649). Святителя Софрония, епископа Иркутского (1771).

Пророка Иоада (X в. до Р. Х.). Апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Святой Еввулы, матери великомученика Пантелеимона (ок. 303). Преподобного Иоанна безмолвника (VI). Преподобного Зосимы, епископа Сиракузского (ок. 662).

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский (649)

Преподобный Иоанн Лествичник поступил в Синайский монастырь Святой Екатерины в 540 году, когда ему было 16 лет. В 75 лет он был избран игуменом Синайской горы и написал свою знаменитую книгу под названием «Лествица», в которой показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Эта лествица состоит из 30 ступеней во образ 30-летнего возраста Христова, в который прийти должен каждый христианин, чтобы стать праведным и совершенным.

Святитель Софроний, епископ Иркутский

Святитель Софроний был родом из Малороссии. С возрастом он, окончив Киевскую духовную академию, подвизался в различных обителях, пока во время его пребывания в Санкт-Петербурге на него не обратили внимание в Синоде. Благодаря своим талантам Софроний стал наместником Александро-Невской лавры. Епископом Иркутским святитель стал по воле императрицы Елизаветы Петровны как «лицо, вполне могущее подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского». Управляя епархией, святитель много сделал для просвещения местных народов, предлагая им для поселения монастырские земли. Сам он вел жизнь подвижника. По словам келейника, «пищу употреблял самую простую, служил весьма часто, бόльшую часть ночи проводил в молитве, спал на полу…»

Преподобный Иоанн Лествичник о памяти смертной

Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память о смерти призывает… к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий. Истинный признак того, что человек помнит смерть в чувстве сердца, есть добровольное беспристрастие ко всякой твари и совершенное оставление своей воли. Как отцы утверждают, что совершенная любовь не подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно от страха. Как бездну некоторые представляют себе бесконечною и место оное называют бездонным, так и помышление о   смерти рождает чистоту нерастлеваемую и делание бесконечное… Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий… «Невозможное, — как некто сказал, — невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни».

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLIX, 6-10

6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.

8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, 9 сказать узникам: "выходите", и тем, которые во тьме: "покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.

На веч.: Быт. XXXI, 3-16

3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

9 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].

14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Притч. XXI, 3-21

3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,— грех.

5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,— и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан" (Прит. 21, 13). А мы часто дивимся отчего Бог не слушает молитв наших? Вот и причина! Оттого что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся; вот и нас не слышит Господь. Но это еще не велико горе, если не слышится молитва о чем либо временном, а вот горе, если не станет Господь слушать нас, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, которые презрены нами, сильнее молитв наших. Надо поспешить отвратить эту крайнюю беду, по примеру Закхея, которому за его мудрые решения сказал Господь: "ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19, 9).

В чем заключается свобода воли. Формальная и нравственная свобода

Одна из важнейших черт образа Божия в человеке — свобода воли. Подобно тому как Бог обладает свободой, свободой обладает и человек. Между тем, если воля Творца абсолютно свободна — Он может делать, что хочет, когда хочет и как хочет, — то воля человека носит ограниченный характер.

Формальная свобода человека выражается, в частности, в том, что он может определять себя к той или иной форме деятельности, к той или иной цели и действию, направленному на достижению цели, способен выбирать из нескольких мотивов тот, какой считает наиболее выгодным или приемлемым.

Вместе с тем, воля человека проявляется и в отношении выбора между добром и злом, между хорошими поступками и плохими. Такие поступки подразумевают нравственную оценку. Способность человека осознанно и добровольно выбирать между добром и злом и называется нравственной свободой.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 1

Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Теги:
Преподобный Иоанн Лествичник
Святитель Софроний Иркутский
православный календарь

Все публикации