Церковный календарь

6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная

В этот день совершается память: Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преподобного Захарии Отверстого, монаха (IV). Святителя Артемия, епископа Солунского (I–II). Преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Преподобного Иакова исповедника, епископа Катанского (VIII–IX).

Мученики Стефан и Петр Казанские

Святые мученики Стефан и Пётр были татарами-мусульманами из Казанской земли. В феврале 1552 года Стефан пришёл в Свияжск и попросил о Крещении. На вопрос священника Тимофея, почему он хочет стать христианином, Стефан ответил, что он узнал о победах русского оружия, уверовал во всемогущество их Бога и получил исцеление от тяжёлой болезни ног. Приняв святое Крещение, Стефан вернулся домой и исповедал себя христианином. Татары обвинили его в отступничестве и изрубили на части меньше через месяц после Крещения – 24 марта 1552 года. После покорения Казани царём Иоанном Грозным другой татарин принял христианскую веру и был крещён с именем Пётр. Он был схвачен татарами, которые восстали против воеводы, присланного царём. Петра привели к родителям, которые подтвердили, что их сын был воспитан в мусульманстве. Видя, что он остаётся непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти не переставал исповедовать свою веру, взывая: «Христианин есмь».

— Литургия святителя Иоанна Златоуста. Заупокойная служба в эту субботу не совершается в связи с предпразднством Благовещения

Евангельское чтение

Мк., 31 зач., VII, 31-37

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.

Апостольское чтение

Евр., 313 зач., VI, 9-12

9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Молитвословия

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 6, 9-12; Мк. 7, 31-37

«Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15, 50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотить и обескровить, то есть утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Перечислив все это, апостол прибавляет: «предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 10-21). Имеющий уши слышать, да слышит.

Милосердие в дни Великого поста

В Древней Руси наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Люди в дни поста мирились и прощали обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, «сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир». Милостыня бедным рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». Яков Рейтенфельс в своём «Сказании о Московии» пишет: «Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу». В XVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что в дохристианскую эпоху люди, пытаясь обратиться к Богу, видели перед собой солнце, небо, тучи, гром, молнию, горы, океан, и эти образы генерировали в сознании некую связь с божеством, что и приводило к обожествлению грозных явлений природы и даже самого человека. Но то, что произошло в момент Благовещения, – зачатие Господа от Духа Святаго и Пречистой Девы – привело к рождению Младенца, Который есть Сын Божий и Сын Человеческий, в Ком обитает вся полнота Божества телесно, по слову апостола Павла (Кол. 2, 9). Великий Бог – невидимый, непостижимый, недоведомый – явился людям как Человек. Это было бы невозможно по самой природе вещей, если бы в явление Божественного Сына, в Его воплощение не была включена человеческая природа. А человеческую природу Божественный Сын мог получить только от человека, и таким представителем рода человеческого явилась Царица Небесная, Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная.

— Воскресное всенощное бдение

Теги:
Мученики Петр и Стефан Казанские
православный календарь

Все публикации