Церковный календарь

6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

5-я седмица Великого поста.
День постный. 24 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преподобного Захарии монаха. Святителя Артемия (Артемона), епископа Солунского (Селевкийского) (I–II).

Преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII–IX).

Священномученика Александра Флегинского пресвитера (1918); священномученика Владимира Панькина пресвитера (1920).

Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

Мученики Стефан и Петр Казанские

Святые мученики Стефан и Пётр были татарами-мусульманами из Казанской земли. В феврале 1552 года Стефан пришёл в Свияжск и попросил о Крещении. На вопрос священника Тимофея, почему он хочет стать христианином, Стефан ответил, что он узнал о победах русского оружия, уверовал во всемогущество их Бога и получил исцеление от тяжёлой болезни ног. Приняв святое Крещение, Стефан вернулся домой и исповедал себя христианином. Татары обвинили его в отступничестве и изрубили на части меньше через месяц после Крещения — 24 марта 1552 года. После покорения Казани царём Иоанном Грозным другой татарин принял христианскую веру и был крещён с именем Пётр. Он был схвачен татарами, которые восстали против воеводы, присланного царём. Петра привели к родителям, которые подтвердили, что их сын был воспитан в мусульманстве. Видя, что он остаётся непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти не переставал исповедовать свою веру, взывая: «Христианин есмь».

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLI, 4-14

4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я Тот же.

5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!" 7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - 9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".

14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

На веч.: Быт. XVII, 1-9

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Притч. XV, 20 — XVI, 9

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Глава 16.

1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих" (Прит. 15, 11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями. Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо — и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность — покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда — не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь призывает нас трудиться — каждого на своем месте. Один употребляет физические силы, другой — умственные, третий — духовные; и каждый достоин пропитания (Мф. 10, 10). Когда в результате своего труда мы получаем вознаграждение — это закон жизни, и Христос никого за это не осуждал. Но, обретая материальные блага, мы никогда не должны порабощать свою душу и обязаны оставаться господами над ними — людьми, свободными во Христе, способными управлять теми ценностями, которые обрели и которые, по слову Божию, нужно употреблять во благо. Тогда ни деньги, ни имущество не отлучат нас от Спасителя, тогда в сердце нашем никоим образом не возникнет желания предать Господа, продолжая при этом называть себя христианином.

Милосердие в дни Великого поста

В Древней Руси наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Люди в дни поста мирились и прощали обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, «сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир». Милостыня бедным рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». Яков Рейтенфельс в своём «Сказании о Московии» пишет: «Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу». В XVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Что такое совесть? Каковы её функции?

Совесть присуща каждому человеку вне зависимости от его возраста, пола, религиозных и философско-этических предпочтений и пр., присуща в силу того, что он — человек. Совесть является носительницей и выразительницей естественного нравственного закона. Она отчетливо обнаруживается в человеке тогда, когда он слышит её голос, проявляющийся в форме нравственного чувства: совершая тот или иной нравственно оцениваемый поступок (даже и просто производя мысль), человек понимает: плохо это или хорошо.

Среди функций совести обыкновенно отмечают три: 1) законодательную, 2) свидетельствующую, 3) судящую и воздаятельную. Первая состоит в том, что совесть служит внутренним мерилом мыслей, желаний, поступков, действий, поведения человека. Как свидетель совесть указывает ему, как он проявил себя по отношению к нравственному закону, а как судия и воздаятель угрызает его (в том числе через воспламенение чувства стыда, скорби, недовольства собой и пр.), когда он совершил зло, и награждает добрым внутренним настроением — когда совершил добро.

Молитвословия

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение.

Кондак предпразднства Благовещения

глас 8

Всем земным начало спасения нашего Ты еси, Богородице Дево,/ Божий бо служитель с Небес послан предстати Тебе,/ великий чиноначальник Гавриил,/ радость обрадованную Ти принесе./ Тем вси зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Теги:
Мученики Петр и Стефан Казанские
православный календарь

Все публикации