Церковный календарь

1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная

В этот день совершается память: Мучеников Хрисанфа и Дарии и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (283). Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Преподобного Симеона Псково-Печерского (прославление 2003). Преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

Мученики Хрисанф и Дария

Святой Хрисанф вырос в языческой интеллектуальной среде и пришёл к вере через чтение Нового Завета. Он принял Крещение от скрывавшегося от гонений священника Карпофора. После Крещения Хрисанф не скрывал, что он христианин, и открыто говорил о Христе. Отец юноши, беспокоясь, решил отвратить его от христианства через брак. Он устроил его женитьбу на Дарии, жрице Афины Паллады. Но Хрисанф обратил жену ко Христу, и супруги решили исполнить совет апостола Павла: «Время уже коротко, так что имеющие жён должны жить, как не имеющие» (1 Кор. 7:29). После смерти отца они стали жить раздельно, создав общины хранящих девство: Хрисанф – юношей, Дария – дев. Когда горожане пожаловались епарху, что Хрисанф и Дария – христиане и проповедуют безбрачие, для супругов началось время страданий за Христа.

Праведная София, княгиня Слуцкая

Праведная София, княгиня Слуцкая и Копыльская, вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в Православии. Во время унии 1596 года Слуцк принадлежал княгине, и она стала защитницей его православных святынь и народа от униатского насилия. Православные жители города сплотились в Спасо-Преображенское братство, в деятельности которого княгиня принимала активное участие. С её помощью братством был построен Преображенский монастырь, при котором открылись богадельня и духовное училище. София убедила своего мужа выхлопотать у польского короля грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, и защита интересов Православия была оформлена юридически. Княгиня заботилась об обеспечении монастырей и храмов, щедро жертвовала на их строительство, сама шила облачения для священнослужителей. При жизни княгини в Слуцке действовали 15 храмов. Благодаря её деятельности Слуцк стал церковно-административным центром и оплотом Православной Церкви на белорусских землях.

Преподобный Иннокентий Комельский

Святой Иннокентий Комельский происходил из московского княжеского рода. Он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и был учеником преподобного Нила Сорского. Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку, провели несколько лет в афонских монастырях. Вернувшись на Русь, они поселились не в самой обители, а поблизости, в уединенной келлии. Вскоре они удалились в непроходимые леса, где на реке Соре водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была возведена церковь. Отшельники вели очень суровую жизнь. Перед смертью Нил послал своего ученика в Вологодский край, на реку Нурму, где Иннокентию суждено было, по завету учителя, основать свой общежительный монастырь, получивший название Комельского Спасо-Преображенского.

— Великопостное богослужение. На 1-м часе совершается поклонение Кресту.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XIV, 24-32

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,— и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

На веч.: Быт. VIII, 21 — IX, 7

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Глава 9

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Притч. XI, 19 — XII, 6

19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.

20 Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.

21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.

23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.

24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.

27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

30 Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.

31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 12

1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

5 Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление

глас 4

Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает…» (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30).

Преподобный Паисий Святогорец о мере поста

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ею от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных пост иногда приручает, смиряет. Ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягненок. Зимой он спустился с гор и зашел к нам во двор. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал… Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысел о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим?! А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.

— Вечернее великопостное богослужение

Теги:
Мученики Хрисанф и Дария
православный календарь

Все публикации