Церковный календарь

1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

4-я седмица Великого поста.
День постный. 19 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Преподобного Симеона Псково-Печерского (прославление 2003).

Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мученика Панхария (ок. 302). Преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Преподобного Симеона Дайбабского (1941) (Серб.).

Святого Иоанна Блинова исповедника (1933); преподобномученицы Матроны Алексеевой (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

Мученики Хрисанф и Дария

Святой Хрисанф вырос в языческой интеллектуальной среде и пришёл к вере через чтение Нового Завета. Он принял Крещение от скрывавшегося от гонений священника Карпофора. После Крещения Хрисанф не скрывал, что он христианин, и открыто говорил о Христе. Отец юноши, беспокоясь, решил отвратить его от христианства через брак. Он устроил его женитьбу на Дарии, жрице Афины Паллады. Но Хрисанф обратил жену ко Христу, и супруги решили исполнить совет апостола Павла: «Время уже коротко, так что имеющие жён должны жить, как не имеющие» (1 Кор. 7:29). После смерти отца они стали жить раздельно, создав общины хранящих девство: Хрисанф — юношей, Дария — дев. Когда горожане пожаловались епарху, что Хрисанф и Дария — христиане и проповедуют безбрачие, для супругов началось время страданий за Христа.

Праведная София, княгиня Слуцкая

Праведная София, княгиня Слуцкая и Копыльская, вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в Православии. Во время унии 1596 года Слуцк принадлежал княгине, и она стала защитницей его православных святынь и народа от униатского насилия. Православные жители города сплотились в Спасо-Преображенское братство, в деятельности которого княгиня принимала активное участие. С её помощью братством был построен Преображенский монастырь, при котором открылись богадельня и духовное училище. София убедила своего мужа выхлопотать у польского короля грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, и защита интересов Православия была оформлена юридически. Княгиня заботилась об обеспечении монастырей и храмов, щедро жертвовала на их строительство, сама шила облачения для священнослужителей. При жизни княгини в Слуцке действовали 15 храмов. Благодаря её деятельности Слуцк стал церковно-административным центром и оплотом Православной Церкви на белорусских землях.

Преподобный Иннокентий Комельский

Святой Иннокентий Комельский происходил из московского княжеского рода. Он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и был учеником преподобного Нила Сорского. Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку, провели несколько лет в афонских монастырях. Вернувшись на Русь, они поселились не в самой обители, а поблизости, в уединенной келлии. Вскоре они удалились в непроходимые леса, где на реке Соре водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была возведена церковь. Отшельники вели очень суровую жизнь. Перед смертью Нил послал своего ученика в Вологодский край, на реку Нурму, где Иннокентию суждено было, по завету учителя, основать свой общежительный монастырь, получивший название Комельского Спасо-Преображенского.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXIX, 13-23

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" 16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?

17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, 21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.

23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

На веч.: Быт. XII, 1-7

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи.

7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.

Притч. XIV, 15-26

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.

20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно - верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего - самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой - свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Он страданием и смертью Своею в Сыне Своем, Господе Иисусе Христе, искупает род человеческий.

Преподобный Паисий Святогорец о мере поста

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ею от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных пост иногда приручает, смиряет. Ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягненок. Зимой он спустился с гор и зашел к нам во двор. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал… Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысел о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку.

Основы христианской нравственности. В чём различие между христианскими нравоучением и вероучением?

Христианское нравоучение имеет с вероучением теснейшую неразрывную связь. Можно сказать, что последнее лежит в основе первого. В рамках вероучения раскрывается, Кто такой Бог, как и ради чего Он создал мир, человека, каково высшее призвание и предназначение человека, как он пал и каковы были последствия этого грехопадения, что было сделано и делается Богом ради его спасения.

В формате же нравоучения объясняется, что должен сделать сам человек для того, чтобы достичь своего высшего призвания и предназначения. При этом авторитет христианского нравственного учения ставится в связь с авторитетом Церкви (подчеркнём, что значимость Церкви объясняется догматически в формате вероучения). Нравоучение не только указывает, что должен делать христианин, но и объясняет: зачем, почему (в этом отношении нравоучение также опирается на вероучение).

Концептуально христианское нравоучение представлено в формате научной дисциплины: Нравственное Богословие.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 4

От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 4

От юности своей весь Богу поработился еси, блаженне,/ Того ради любве отечество и род оставил еси,/ и, в пустыню вселився,/ в ней жестокое житие показал еси,/ и чудес дарования от Господа приял еси,/ преподобне Иннокентие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 8

Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобне.

Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой

глас 5

Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление

глас 4

Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской

глас 4

Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.

Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской

глас 4

Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос.

Теги:
Мученики Хрисанф и Дария
православный календарь

Все публикации