Церковный календарь

1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

5-я седмица Великого Поста
Литургия Преждеосвященных Даров.
День постный. 19 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Преподобного Симеона Псково-Печерского (прославление 2003).

Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мученика Панхария (ок. 302). Преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Преподобного Симеона Дайбабского (1941) (Серб.).

Святого Иоанна Блинова исповедника (1933); преподобномученицы Матроны Алексеевой (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

Мученики Хрисанф и Дария

Святой Хрисанф вырос в языческой интеллектуальной среде и пришёл к вере через чтение Нового Завета. Он принял Крещение от скрывавшегося от гонений священника Карпофора. После Крещения Хрисанф не скрывал, что он христианин, и открыто говорил о Христе. Отец юноши, беспокоясь, решил отвратить его от христианства через брак. Он устроил его женитьбу на Дарии, жрице Афины Паллады. Но Хрисанф обратил жену ко Христу, и супруги решили исполнить совет апостола Павла: «Время уже коротко, так что имеющие жён должны жить, как не имеющие» (1 Кор. 7:29). После смерти отца они стали жить раздельно, создав общины хранящих девство: Хрисанф — юношей, Дария — дев. Когда горожане пожаловались епарху, что Хрисанф и Дария — христиане и проповедуют безбрачие, для супругов началось время страданий за Христа.

Праведная София, княгиня Слуцкая

Праведная София, княгиня Слуцкая и Копыльская, вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в Православии. Во время унии 1596 года Слуцк принадлежал княгине, и она стала защитницей его православных святынь и народа от униатского насилия. Православные жители города сплотились в Спасо-Преображенское братство, в деятельности которого княгиня принимала активное участие. С её помощью братством был построен Преображенский монастырь, при котором открылись богадельня и духовное училище. София убедила своего мужа выхлопотать у польского короля грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, и защита интересов Православия была оформлена юридически. Княгиня заботилась об обеспечении монастырей и храмов, щедро жертвовала на их строительство, сама шила облачения для священнослужителей. При жизни княгини в Слуцке действовали 15 храмов. Благодаря её деятельности Слуцк стал церковно-административным центром и оплотом Православной Церкви на белорусских землях.

Преподобный Иннокентий Комельский

Святой Иннокентий Комельский происходил из московского княжеского рода. Он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и был учеником преподобного Нила Сорского. Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку, провели несколько лет в афонских монастырях. Вернувшись на Русь, они поселились не в самой обители, а поблизости, в уединенной келлии. Вскоре они удалились в непроходимые леса, где на реке Соре водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была возведена церковь. Отшельники вели очень суровую жизнь. Перед смертью Нил послал своего ученика в Вологодский край, на реку Нурму, где Иннокентию суждено было, по завету учителя, основать свой общежительный монастырь, получивший название Комельского Спасо-Преображенского.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLI, 4-14

4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я Тот же.

5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!" 7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - 9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".

14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

На веч.: Быт. XVII, 1-9

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Притч. XV, 20 — XVI, 9

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Глава 16.

1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Прит. 15, 24). Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый человек находится под влиянием многих и многих обстоятельств. Разным влияниям подвергаются наш разум, наша воля, наши чувства. Разные обстоятельства влияют на выбор наших решений, и вырваться из этих внешних обстоятельств не дано никому. Даже подвижники, затворники, которые уходили от мира именно для того, чтобы освободить себя от влияния внешних обстоятельств, не могли в полной мере от них избавиться, за исключением, может быть, величайших из них, в числе которых преподобная Мария Египетская, память которой мы всегда так торжественно прославляем в дни Святого и Великого поста.

Преподобный Паисий Святогорец о мере поста

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ею от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных пост иногда приручает, смиряет. Ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягненок. Зимой он спустился с гор и зашел к нам во двор. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал… Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысел о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку.

Стояние Марии Египетской

Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской, а перед ней четверг 5-й седмицы поста часто называется «Мариино cтояние» или «Андреево cтояние», так как на утрени этого дня (астрономически — в среду вечером) читается полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Традиция чтения канона в этот день прослеживается с IX века. Канон читается вместе с каноном преподобной Марии и перемежается на 4-й, 8-й и 9-й песнях двумя трипеснцами Постной Триоди, посвящёнными апостолам. Также после 6-й песни канона поются 16 тропарей на блаженнах, которые написаны, видимо, также святым Андреем. и в них приводятся нерассмотренные в самом каноне сюжеты из ветхозаветной Книги Судей. Чтение жития преподобной Марии разбивается на две части: первая читается до начала чтения канона, сразу после кафизмы и седальна, а вторая — после 3-й песни канона. В четверг утром, ради Великого канона, совершается Литургия Преждеосвященных даров.

Молитвословия

 

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 4

От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 4

От юности своей весь Богу поработился еси, блаженне,/ Того ради любве отечество и род оставил еси,/ и, в пустыню вселився,/ в ней жестокое житие показал еси,/ и чудес дарования от Господа приял еси,/ преподобне Иннокентие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 8

Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобне.

Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой

глас 5

Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление

глас 4

Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской

глас 4

Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.

Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской

глас 4

Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос.

Теги:
Мученики Хрисанф и Дария
православный календарь

Все публикации