29 марта. Память святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

3385
Фото

Седмица 5-я Великого поста
День постный. 16 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мученика Савина (287). Мученика Папы (305—311).

Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (1516). Апостола Аристовула, епископа Вританийского (Британского) (I). Священномученика Александра, папы Римского (119). Мученика Иулиана Аназарвского (305—311). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).

Мученики Трофим и Фал Лаодикийские

Мученики Трофим и Фал, родные братья, исполняли священническое служение в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане братья предстали перед местным правителем Асклипиодотом, повелевшим распять их на крестах. Идя на казнь, подвижники прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти, и даже после распятия продолжали свою проповедь. Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел, как их души вознеслись на небо в сопровождении трёх Ангелов. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания её мужа. Вскоре после погребения мучеников Асклипиодот заболел и умер ужасной смертью.

Святитель Серапион, архиепископ Новгородский

Святитель Серапион, архиепископ Новгородский, с ранней юности имел расположение к иноческой жизни. Однако, повинуясь родительской воле, вступил в брак и принял священнический сан. Через год он овдовел и, удалившись в Дубенский Успенский монастырь, принял монашество. За добродетельную жизнь святой вскоре был избран игуменом обители. Он много сделал для ее процветания, и впоследствии она стала называться по его имени — Серапионовой пустынью. Желая предаться более строгим подвигам, святой Серапион слагает с себя настоятельство и переходит в Троицкую обитель, в которой через несколько лет становится игуменом. Святитель пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича. В 1506 году святитель Серапион был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру, но по недоразумению, из-за спора с преподобным Иосифом Волоцким, в 1509 году был лишен кафедры и сослан в московский Андроников монастырь. Последние годы жизни святитель провел в обители Преподобного Сергия Радонежского в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы, удостоившись от Господа дара прозорливости и чудотворений. Его мощи почивают под спудом в Серапионовой палатке у Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.

Апостол от 70-и Аристовул

Об апостоле Аристовуле, принявшем, по ряду сведений, мученическую кончину от язычников, осталось мало сведений, однако его роль в распространении христианства до самых дальних пределов Римской империи очень велика. Брат апостола Варнавы, он долгое время был спутником апостола Павла, который поставил его в епископы Британии и послал в те далекие края. Как и апостол Андрей Первозванный, Аристовул стал просветителем северных языческих племен Европы. Он претерпел немало мучений от жителей Британии, и многие из них, видя стойкое терпение и неизбывную доброту к ним апостола, обратились в Христову веру. Аристовул созидал в Британии церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров. Сохранились также сведения о том, что дочь Аристовула, Мария, была супругой первоверховного апостола Петра

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLI, 4-14

4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я Тот же.

5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!" 7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, — 9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".

14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

На веч.: Быт. XVII, 1-9

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Притч. XV, 20 — XVI, 9

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Глава 16.

1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих" (Прит. 15, 11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями. Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо — и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность — покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда — не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы ограничиваем себя в еде, знаем, что ограничения в калорийной пище, в животных жирах, употребление овощей определенным образом влияют на состояние нашего тела. Мы объясняем перемену, которая происходит в человеке, на основании того опыта, который существует в Церкви. Постная пища утончает наши чувства, делает нас более восприимчивыми к молитве, более отзывчивыми на прикосновение к святыне. Действительно, есть эта, быть может, не до конца многими понимаемая, но реальная связь. Когда человек вкушает калорийную пищу, особенно в избытке, — какая уж там молитва после обеда?! Спать хочется, человек не может сосредоточиться на духовном. Отказ же от пищи дает силу видеть, понимать и чувствовать то, что трудно почувствовать вне поста. Вот почему Церковь и предлагает соблюдать пост.

Паисий Святогорец о Правосудии Божием

Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он весьма и сострадателен, и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал. Ведь в противном случае Бог не был бы справедлив. У Божественной справедливости свои математические законы: иногда один плюс один равняется двум, а иногда — двум миллионам. Человеческая справедливость говорит: «Ты совершил погрешность и должен быть наказан», а справедливость Божественная: «Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение…» Все мы находимся в руках Божиих. Бог наблюдает за нами и видит доподлинно все, Ему открыто сердце каждого человека. Он не будет к нам несправедлив.

В едином ли состоянии находятся праведники в Раю, а грешники в аду?

Согласно православному вероучению, нет. Блаженство праведников в Раю связывается с их духовно-нравственным состоянием, со степенью их духовно-нравственного совершенства: чем оно выше, тем выше степень блаженства, и наоборот. Довольно интересным представляется в данном случае мнение святого Ефрема Сирина относительно некоторых грешников, которые, вероятно, тоже могут стать участниками блаженства. Вот его слова: «Горе тому, кто гнусные дела свои утаивал во тьме, кто грешил и скрывался, чтобы обмануть всякого; кто, видя такового, нечествовал и лгал, чтобы обмануть всякого, слушающего его. Господи, да покроют меня крыла благости Твоей, потому что перстами будут там указывать на грешника и непрестанно разглашать срамоту и тайные дела его. Мое дерзновение не смеет простираться далее сказанного мной. Но, может быть, найдется кто-нибудь дерзновеннее меня, и он скажет, что незнающие и неразумные, которые грешили по неведению, должны, однако же, понести наказание как виновные, и Благий поселит их подле рая, и будут они питаться от райских крупиц» [4, т. 3, с. 164-165].

Молитвословия

Кондак мученика Савина

глас 2

Божественная прозябения,/ цвет неувядающий,/ розга многоплодная, богоносе Савине,/ иже верою чтущих память твою/ веселия твоего исполни// и молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

глас 8

Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!

Кондак святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

глас 3

Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года