Церковный календарь

25 марта. Память святителя Григория Двоеслова, папы Римского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 марта. Память святителя Григория Двоеслова, папы Римского

4-я седмица Великого поста
День постный. 12 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феофана исповедника, Сигрианского (818).

Праведного Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021).

Святого Александра Державина исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, преподобномученика Владимира Волкова (1938); священномученика Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский

Автор чина Литургии Преждеосвященных Даров — святитель Григорий Двоеслов. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах итальянских отцов» его стали называть «Двоесловом» — человеком, ведущим диалог, или собеседником. Григорий родился около 540 года в Риме. Получив блестящее образование, он достиг высоких государственных должностей, однако не переставал стремиться к монашеству. Со временем он учредил монастырь и, променяв свои роскошные комнаты на тесную келью, принял монашеский постриг. Став римским первосвятителем, Григорий мудро управлял Церковью. 13 лет он неустанно проповедовал Слово Божье, отличаясь великой любовью к бедным, за что при жизни сподобился видеть Самого Христа.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Святой Симеон Новый Богослов обладал уникальным духовно-поэтическим даром, который позволил ему преобразить в слово поистине несказуемые образы и надмирные смыслы. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Симеон оставил труды о внутренней брани, способах духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов, развивал учение об «обожении плоти» против практики ее «умерщвления». Он — один из столпов исихазма, особого молитвенного делания, приводящего к полному сердечному покою и открывающему духовное видение. Судьба святого сходна с судьбой многих образованных подвижников Византии: происходил из знатной семьи, в юности занимал высокое положение при дворе, но в 25 лет бежал из дома и оставшуюся жизнь провел монахом в постах и непрестанных молитвах.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 — XXVII, 9

21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

Глава 27

1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

2 В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: 3 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.

4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.

5 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.

6 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.

7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?

8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.

9 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.

На веч.: Быт. IX, 18 — X, 1

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Глава 10.

1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Притч. XII, 23 — XIII, 9

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Глава 13

1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: «ветхий наш человек распят с Ним в крещении» (Рим. 6, 6). Это не механическое какое-либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием, теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь, и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь. Мы призываемся к молитве, к воздержанию, к добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение. Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить все, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения.

Пост в семье

Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7, 28).

Молитвословия

Тропарь святителя Григория Двоеслова, папы Римского

глас 4

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Григория Двоеслова, папы Римского

глас 3

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Тропарь преподобного Симеона Нового Богослова

глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Симеона Нового Богослова

глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Молитва преподобному Симеону Новому Богослову

Творение преподобнаго Никодима Святогорца

О богоносный и христоносный и духоносный отче Симеоне, Новый Богослове, преподобных похвало, иереев славо, богословов услаждение, молитвы умныя учителю, Бога прославльший и от Бога прославленный в житии твоем, паче же по смерти, земный ангеле и небесный человече, радосте духовная и душевное веселие нам, смиренным твоим рабом и недостойным твоим сыном, со благоговением и любовию празднующим священную и светоносную память твою! Приими песнь сию, юже приносим ти яко дар ничтожный и малейший, за великия благодатныя дары, ихже вси насладихомся, приемше я от тебе, из книги священных словес твоих, и не отвержи сию, яко твоего великолепия недостойну: отнюд бо немощни есмы, еже достойно восхвалити тя, толикаго богослова велия.

И в житии сем сохраняй нас молитвами твоими от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, видимых же и невидимых враг, моля непрестанно Иже в Троице Бога, да сподобит и нас, смиренных, таинственно ощутити посреде сердца нашего умная действа божественныя благодати Святаго Духа, юже погубихом, увы! нерадением нашим и страстьми; в будущем же веце избави ны твоими сильными ходатайствы от страшнаго осуждения и муки вечныя, и сподоби нас вечнаго блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Феофана исповедника, Сигрианского

глас 5

Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.

Кондак преподобного Феофана исповедника, Сигрианского

глас 2

Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобне, чудес приял 

Теги:
Святитель Григорий Двоеслов
преподобный Симеон Новый Богослов
православный календарь

Все публикации