Седмица 4-я Великого поста
День постный. 12 марта по ст. ст.
В этот день совершается память:
Преподобного Феофана исповедника, Сигрианского (818).
Праведного Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021).
Святого Александра Державина исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, преподобномученика Владимира Волкова (1938); священномученика Сергия Скворцова пресвитера (1943).
Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).
Автор чина Литургии Преждеосвященных Даров — святитель Григорий Двоеслов. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах итальянских отцов» его стали называть «Двоесловом» — человеком, ведущим диалог, или собеседником. Григорий родился около 540 года в Риме. Получив блестящее образование, он достиг высоких государственных должностей, однако не переставал стремиться к монашеству. Со временем он учредил монастырь и, променяв свои роскошные комнаты на тесную келью, принял монашеский постриг. Став римским первосвятителем, Григорий мудро управлял Церковью. 13 лет он неустанно проповедовал Слово Божье, отличаясь великой любовью к бедным, за что при жизни сподобился видеть Самого Христа.
Святой Симеон Новый Богослов обладал уникальным духовно-поэтическим даром, который позволил ему преобразить в слово поистине несказуемые образы и надмирные смыслы. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Симеон оставил труды о внутренней брани, способах духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов, развивал учение об «обожении плоти» против практики ее «умерщвления». Он — один из столпов исихазма, особого молитвенного делания, приводящего к полному сердечному покою и открывающему духовное видение. Судьба святого сходна с судьбой многих образованных подвижников Византии: происходил из знатной семьи, в юности занимал высокое положение при дворе, но в 25 лет бежал из дома и оставшуюся жизнь провел монахом в постах и непрестанных молитвах.
Евр., 313 зач., VI, 9-12
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Мк., 31 зач., VII, 31-37
31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых —; говорящими.
Ев. 6, 9-12; Мк. 7, 31-37
"Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Кор. 15, 50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотить и обескровить, то есть утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное". Перечислив все это, апостол прибавляет: "предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 10-21). Имеющий уши слышать, да слышит.
Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь. Мы призываемся к молитве, к воздержанию, к добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение. Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить все, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения.
Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.
Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.
Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.
Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7, 28).
Все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21). Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил — или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.
…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.
Задаваясь этим вопросом, можно впасть в недоумение, ведь, казалось бы, надеяться на Рай — безрассудно, а рассчитывая на ад, можно впасть в уныние. Между тем, ответ на него есть и лежит он в следующей плоскости. На Рай надеяться и можно, и нужно, не считая, однако, при этом себя святым, не воображая, что Рай ты уже заслужил, мол, осталось лишь умереть. Надежды на Рай должны быть связаны прежде всего с надеждой на человеколюбие и милосердие Божье.
Заметим, что даже и подлинно великие подвижники благочестия считали себя достойными ада. Преподобному Силуану Афонскому на этот вопрос был дан Богом ответ: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Спасение христианина совершается между отчаянием в спасении и уверенностью в спасении, то есть в надежде.
Тропарь святителя Григория Двоеслова, папы Римского
глас 4
Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Григория Двоеслова, папы Римского
глас 3
Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.
Тропарь преподобного Симеона Нового Богослова
глас 3
Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Симеона Нового Богослова
глас 3
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.
Молитва преподобному Симеону Новому Богослову
Творение преподобнаго Никодима Святогорца
О богоносный и христоносный и духоносный отче Симеоне, Новый Богослове, преподобных похвало, иереев славо, богословов услаждение, молитвы умныя учителю, Бога прославльший и от Бога прославленный в житии твоем, паче же по смерти, земный ангеле и небесный человече, радосте духовная и душевное веселие нам, смиренным твоим рабом и недостойным твоим сыном, со благоговением и любовию празднующим священную и светоносную память твою! Приими песнь сию, юже приносим ти яко дар ничтожный и малейший, за великия благодатныя дары, ихже вси насладихомся, приемше я от тебе, из книги священных словес твоих, и не отвержи сию, яко твоего великолепия недостойну: отнюд бо немощни есмы, еже достойно восхвалити тя, толикаго богослова велия.
И в житии сем сохраняй нас молитвами твоими от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, видимых же и невидимых враг, моля непрестанно Иже в Троице Бога, да сподобит и нас, смиренных, таинственно ощутити посреде сердца нашего умная действа божественныя благодати Святаго Духа, юже погубихом, увы! нерадением нашим и страстьми; в будущем же веце избави ны твоими сильными ходатайствы от страшнаго осуждения и муки вечныя, и сподоби нас вечнаго блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Феофана исповедника, Сигрианского
глас 5
Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.
Кондак преподобного Феофана исповедника, Сигрианского
глас 2
Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобне, чудес приял