24 марта. Память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского

4754
Фото

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

В этот день совершается память:

Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458).

Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мученика Епимаха. Святителя Софрония, епископа Врачанского (1813) (Болг.).

Преподобного Патрикия Петрова исповедника (1933); святого Василия Малахова исповедника, пресвитера (1937).

Торжество Православия

Праздник Торжества Православия возник в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. После смерти последнего иконоборческого императора Феофила (829—842) на византийский престол взошла его благочестивая супруга императрица Феодора. 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста, по желанию императрицы в Константинополе прошёл торжественный крестный ход с иконами. Процессия началась и закончилась в храме Святой Софии, где была отслужена Божественная Литургия. В память церковного торжества было установлено ежегодное празднование в первую неделю Великого поста. В молебном чине праздника положено анафематствование всех ересей, по той причине, что иконоборчество объединило в себе многие предыдущие еретические учения. В этом чине также ублажаются все защитники истинной веры.

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский

Апостольское и древнее Предание, существующее во всех святых церквах, служило руководством к тому, как возводимые в иерархическое достоинство должны во всём приноравливаться к тем, которые прежде их занимали иерархические степени, как мудрствовать и как содержать веру, которую мудрейший Павел передавал им весьма точно. Павел, слышавший божественные звуки и небо имевший своим руководителем, страшился, чтобы, проповедавши спасительную проповедь другим, самому не сделаться недостойным. Поэтому и в Иерусалим восходил этот небесный ученик Христов, и проповедуемое им евангельское учение заявил тем, которые считались предшественниками прочих, тем самым приобретши твёрдую опору для себя и для тех, кто после него принимает его учение, и соделавшись образцом спасения для желающих идти по следам его.

Евангелие дня

Если мы посмотрим на личности апостолов, то увидим, что с внешней точки зрения у этих людей было мало общего между собой. Кто-то из них до призвания к апостольству был рыбаком, кто-то сборщиком податей, кто-то ревностным фарисеем, о ком-то мы и вовсе почти ничего не знаем. Если же смотреть не на внешние характеристики, а на внутреннее состояние, то общее обнаружить удастся. Но что же это? Ответ нам даёт тот отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 1.

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Евангелие от Иоанна, рассказав о призвании Нафанаила к апостольству, сохранило тайну: мы можем лишь догадываться, почему слова Христа о том, что Он прежде знакомства с Нафанаилом видел его под смоковницей, столь сильно повлияли на будущего апостола. Конечно, христианская экзегетическая традиция имеет свой ответ, к примеру, святитель Иоанн Златоуст общую для многих авторитетных толкователей мысль выразил в таких словах: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог. И ныне „Я видел тебя под смоковницею“, когда никого там не было, а был только Филипп и Нафанаил и между собою об этом говорили». То есть речь здесь идёт о частной беседе Нафанаила с Филиппом, содержание которой Спаситель не мог знать как человек, но мог знать как Бог. Впрочем, есть и ещё одно предположение относительно обращённой к Нафанаилу фразы Христа, оно состоит в том, что Господь видел уединённую молитву Своего будущего апостола, содержанием которой было воззвание к Богу о скорейшем пришествии Мессии.

Прежде же чем произнести слова о смоковнице, Спаситель сказал другую фразу, крайне любопытную фразу, Он указал на Нафанаила, как на того израильтянина, «в котором нет лукавства». Эти слова можно понимать как минимум двумя путями: как указание на внутреннее состояние Нафанаила, так и как утверждение, что в истинном израильтянине не может быть лукавства, или, иначе, притворства. Отсутствие притворства и вытекающая искренность, пожалуй, и есть то, что было общим у апостолов. Все они, вне зависимости от своего происхождения, возраста или же социального статуса были людьми предельно искренними. Конечно, искренность не была гарантом отсутствия ошибок, мы знаем, что ученики Христовы ошибались и ошибались иной раз сильно, достаточно вспомнить об их упорном неприятии слова Христа о том, что Ему надлежит пострадать, иногда апостолы проявляли слабость, иногда и другие шероховатости характера, но при этом они всегда были искренними. Единственное исключение: Иуда Искариот. Этот человек в какой-то момент пошёл по пути лукавства, и оно его погубило. Пример искренности апостолов — это своего рода завет всем поколениям христиан, если мы хотим унаследовать ту же благую участь, которую унаследовали ближайшие ученики Христовы, нам стоит отложить всякое притворство, нам надо быть честными и искренними, как с Богом, так и друг с другом. И дай Бог, чтобы мы смогли быть такими!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост является тем самым временем, когда у нас появляется много возможностей открыть свое сердце навстречу Господу. И участие в богослужениях, и воздержание от скоромной пищи, и определенный образ жизни дают возможность дистанцироваться от окружающего мира настолько, чтобы он не разрушал наш внутренний мир. Вот почему так важно исполнять все церковные предписания в отношении поста. Не для того, чтобы бездумно истязать себя, как иногда говорят люди нецерковные, но именно для того, чтобы открыть свои внутренние способности воспринимать силу Божественной благодати. И воздержание от пищи, и определенная самоизоляция от искушающих влияний мира сего, и молитва в храме помогают нам изменить свое внутреннее состояние, а значит, обрести дар Божественной благодати.

Праведный Иоанн Кронштадтский о годовом круге богослужения

В годичном круге богослужения изображена вся история, вся судьба прошедшая, вся жизнь нашей святой Церкви Православной: всё её учение и нравоучение, все догматы, все жития, все подвиги, все страдания как Самого Подвигоположника Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных, бессребреников и праведных. Своим богослужением она поучает всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Сама молится за всех, всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к умилению, исправлению, к добродетельной жизни, требует плодов покаяния, напоминает о смерти, о Страшном Суде, изображая грозное судилище Господа над всем миром; представляет наше страшное греховное растление, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без Таинств: Покаяния, Причащения, без поста, без слёз, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. Богослужение научает, и утешает, и питает, и врачует, и укрепляет души христианские.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о посте

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Пост — это не диета. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1Кор. 8, 8). «В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище — это только основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце».

О возможности всеобщего спасения

Как известно, Бог не только справедлив, но и милосерден. Но значит ли это, что Он всех простит, и что все без исключения люди, в конце концов, попадут в Рай? Нет, не значит. И дело здесь не в мнимом недостатке Божественного милосердия.

Чтобы жить в Раю и блаженствовать, нужно, как минимум, желать быть в Раю — желать жить в единстве и любви с Богом и с ближними. Грешник же, как богоотступник, находится в состоянии, объективно несовместимом с Царством Бога. Кроме того, просто взять и «впустить» его в Рай — значит этот Рай «разрушить».

Грешник может войти в рай, только приняв прощение и глубоко изменившись, — а для этого нужна не только милость Божья, но и предварительная «капитуляция» грешника перед этой милостью, активная деятельность, направленная на освобождение от ветхого человека и возрастание возрастом духовным.

Возможность спасения иноверцев нам неведома и входит в противоречие со Священным Писанием и святоотеческим учением.

Молитвословия

Кондак святителя Софрония, патриарха Иерусалимского

глас 8

Иже Божественною ревностию подвигся и истинных повелений устне распростер, церковная основания благоузаконив и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в Патриарсех Иерусалимский Софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляемы, зовем ти: радуйся, светлая православных похвало.

Тропарь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца

глас 4

Избран быв Богови от юности,/ святителю Евфимие,/ и, сего ради архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси люди, иже тебе Богом врученный;/ темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси/ исцеляти различный недуги./ Того моли о нас,/ совершающих честную память твою,/ да тебе вси непрестанно ублажаем.

Кондак святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца

глас 8

Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие,/ не престай сохраняя отечество твое,/ град же и люди, иже тебе верою почитающия/ и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вси вопием:/ радуйся, святителю Богомудре.

Молитва святителю Евфимию Новгородскому

Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Анти-«Поющие в терновнике» от святителя Софрония Иерусалимского
Публикации 24 марта 2020
Анти-«Поющие в терновнике» от святителя Софрония Иерусалимского

Была ещё одна книга, этакий православный бестселлер, «Несвятые святые» первого тысячелетия. Называется она «Лимонарь», в переводе с греческого — «Лужок», или «Цветник». Написана большей частью иеромонахом Иоанном Мосхом. Святитель Софроний дополнил ее

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (638-644 г.)
Жития святых 24 марта 2017
Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (638-644 г.)

Родился в г. Дамаске ок. 580 года. Получив блестящее образование, он особенно преуспел в изучении философии, за что получил наименование «Премудрый».

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.