Церковный календарь

17 марта. Торжество Православия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 марта. Торжество Православия

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

В этот день совершается память: Преподобного Герасима, иже на Иордане (475). Преподобного Герасима Вологодского (1178). Благоверного князя Даниила Московского (1303). Мученика Павла и мученицы Иулиании (ок. 273). Благоверного князя Василия Ростовского (1238). Преподобномученика Иоасафа Снетогорского, Псковского (1299). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938).

Праздник Торжества Православия возник в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. После смерти последнего иконоборческого императора Феофила (829–842) на византийский престол взошла его благочестивая супруга императрица Феодора. 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста, по желанию императрицы в Константинополе прошёл торжественный крестный ход с иконами. Процессия началась и закончилась в храме Святой Софии, где была отслужена Божественная Литургия. В память церковного торжества было установлено ежегодное празднование в первую неделю Великого поста. В молебном чине праздника положено анафематствование всех ересей, по той причине, что иконоборчество объединило в себе многие предыдущие еретические учения. В этом чине также ублажаются все защитники истинной веры. 

Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского 

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он был миролюбив, строил и украшал церкви, почитал духовенство. Его младший брат Болеслав, желая занять его место, предательски убил святого князя, когда он шёл на богослужение. Кровь, пролитую у церковных дверей, долго не могли отмыть, пока она сама не исчезла. Спустя три года после убийства, 4 марта 932 года, почитатели святого Вячеслава тайно перенесли останки князя в собор Святого Вита. Когда перед погребением открыли раку, то обнаружили нетленные мощи: раны зарубцевались, кроме одной, которую нанёс брат святого князя. Подвиг святого Вячеслава упоминается в «Сказании о Борисе и Глебе» как образец княжеского служения, которому хотел следовать святой Борис

— Божественная литургия святителя Василия Великого

Евангельское чтение

Ин., 5 зач., I, 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Апостольское чтение

Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 - XII, 2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 4

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.

Ин тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского

Благочестиваго корене отрасль пречестная,/ святый благоверный великий княже Вячеславе,/ поборник быв Восточныя в Чехах Церкве/ и прибежище теплое убогим и сирым,/ яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть,/ во главу усечен рукою брата пред враты церковными./ Темже и всели тя Христос/ яко исповедника правыя веры во обители Небесныя,/ прослави всечестную память твою в словенских языцех/ и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя./ Молися о людех твоих ко Господу,/ да обратит их в лоно Православный Церкве и спасет души наша.

Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 1

С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 11, 24-26, 32-12, 2; Ин. 1, 43-51

Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, - славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли . . . посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 11, 36-38; 12, 1-2).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В этот день мы вспоминаем победу над ересями и присоединяемся мысленно к торжествам, которые произошли в IX веке в Константинополе, когда при активном участии благочестивой императрицы Феодоры, при полной поддержке епископата Церкви и верующего народа, был окончательно положен конец тяжелой эпохе иконоборчества. Иконоборчество выросло из конкретных еретических заблуждений, как и все ереси, предшествовавшие иконоборчеству и появившиеся после него. Всякая ересь была опасна тем, что не отвергала целиком всего христианского учения. Она не подвергала сомнению авторитет святых апостолов и даже Евангелия, как и авторитет мужей апостольских, апологетов и отцов. Но, не отвергая предшествовавшего ей учения, ересь вносила свои собственные суждения, которые, в принципе, разрушали все, что было до этой ереси провозглашено и утверждено как вера Церкви. В этом великая опасность ереси.

— Вечернее богослужение. 

Теги:
Торжество Православия
православный календарь

Все публикации