Церковный календарь

8 марта. Вторник первой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 марта. Вторник первой седмицы Великого поста

1-я седмица Великого поста.
День постный. 23 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998).

Преподобного Поликарпа Брянского (1620–1621). Преподобного Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобного Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).

Священномученика Павла Кушникова пресвитера (1918); священномучеников Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мученика Сергия Бородавкина (1938).

***

На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть).

Священномученик Поликарп Смирнский

Священномученик Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, участвовавший вместе с апостолами в их путешествиях, в 110 году был поставлен епископом Смирны. Он написал несколько посланий к пастве, его «Послание к Филиппийцам» дошло до нашего времени. Он был другом святого Игнатия Богоносца, адресовавшего ему одно из посланий, и учителем святителя Иринея Лионского. После смерти апостола Иоанна священномученик Поликарп возглавил Малоазийскую Церковь. В 156 году, во время гонений на христиан императора Марка Аврелия, язычники потребовали смерти «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии» и хотели сжечь на костре 86-летнего епископа, но пламя не тронуло его, и он был убит мечом. Страдания и смерть святого были подробно описаны в «Окружном послании Смирнской Церкви к другим Церквам».

Обретение мощей блаженной Матроны Московской

В Москве на Даниловском кладбище 8 марта 1998 года были обретены мощи блаженной старицы Матроны Московской, почитаемой русским народом по причине множества чудес, происшедших по молитвам к ней. После заупокойной литии гроб с её честными останками был перенесён в Свято-Данилов монастырь и поставлен в храме Преподобного Симеона Столпника. В дни Великого поста братия монастыря служила панихиды о упокоении блаженной. 30 апреля, в Светлый Четверг, с пением пасхального тропаря мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 1 мая, накануне 46-летия преставления блаженной, после Божественной Литургии и панихиды, гроб с честными останками старицы был перенесён в Покровский ставропигиальный женский монастырь, где его с колокольным звоном встречали игумения Феофания с сёстрами обители.

Преподобный Александр монах, начальник обители «Неусыпающих»

Преподобный Александр Константинопольский — первый игумен монастыря акимитов, обители «Неусыпающих». Название связано с организацией жизни в этой монашеской общине: монахи были разделены на три смены, что обеспечивало непрерывность совершения служб в обители — в течение дня и ночи. Александр происходил из Константинополя и по завершении военной службы принял монашество. Несколько лет подвизаясь в пустыне на Евфрате, он основал первую обитель «Неусыпающих» — в обители круглосуточно совершалось пение Псалтири. В 420 году преподобный Александр вернулся из Сирии в Константинополь и здесь создал новую обитель акимитов. Из-за зависти столичных клириков насельники перебрались в город Гомон на азиатском берегу Босфора. В 465 году те акимиты, что вернулись в столицу, положили начало Студийскому монастырю.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. I, 19 — II, 3

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.

22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; 26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная".

27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; 28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.

29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; 30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,— и никто не потушит.

Глава 2.

1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.

На веч.: Быт. I, 14-23

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Притч. I, 20-33

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Страх Господень ненавидит неправды» (Прит. 8, 13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою перед Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? — Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное — все, что от диавола, — будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет, — она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду — и в личной жизни, и в семейной, и в общественной.

Вторник первой седмицы Великого поста

Во вторник первой седмицы Великого поста в храмах продолжают читать великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В храме — и черные облачения, и особый постовой распев песнопений — призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

После каждого из трёх прошений молитвы кладётся земной поклон. Затем, молящиеся со словами «Боже, очисти мя грешного», делают двенадцать поясных поклонов. В конце ещё раз полностью повторяется молитва и кладется земной поклон.

«Смирях постом душу мою», — говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина — подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение — самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны — это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях — гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это — подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное — смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить — бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост — стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Образы ада

Представим себе горького пропойцу в состоянии похмелья, посаженного с заботливой любовью впереди всех в первом ряду партера на праздничном концерте филармонического оркестра. Что он будет чувствовать? Муки! Или представим человека в грязной одежде на званом приёме. Есть и такой явственный образ: мы соврали, а нас уличили (с искренней любовью) — из-за мук совести хочется убежать, хотя естественной была бы благодарность.

Подобные иллюстрации в какой-то мере могут служить образами адовых мук, где человек испытывает действие неуврачеванных при земной жизни нравственных болезней и муки совести за совершенные грехи, и стыд. В способности (или неспособности) души воспринимать Божественную благодать заключается суть и адских страданий, и райского блаженства...

Можно рассматривать состояние человека в аду как противоположность райскому блаженству. Если Бог — источник блаженства, то вне Его — неудовлетворённость; радость — тоска; святость — муки совести и неудовлетворённые страсти. И всё это усиливается ведением о блаженном состоянии праведников.

Молитвословия

Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Поликарпа

глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

Тропарь блаженной Матроны

глас 2

Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.

Кондак блаженной Матроны

глас 7

К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Молитва вторая праведной старице Матроне Московской

О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь

Теги:
Священномученик Поликарп Смирнский
блаженная Матрона Московская
православный календарь

Все публикации