Церковный календарь

8 марта. Память священномученика Поликарпа Смирнского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 марта. Память священномученика Поликарпа Смирнского

Седмица Сырная (Масленица). Сплошная.
Скоромная пища без мяса. Поста нет. 23 февраля по ст. ст.
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

В этот день совершается память: 

Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998).

Преподобного Поликарпа Брянского (1620–1621). Преподобного Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобного Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).

Священномученика Павла Кушникова пресвитера (1918); священномучеников Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мученика Сергия Бородавкина (1938).

Священномученик Поликарп Смирнский

Священномученик Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, участвовавший вместе с апостолами в их путешествиях, в 110 году был поставлен епископом Смирны. Он написал несколько посланий к пастве, его «Послание к Филиппийцам» дошло до нашего времени. Он был другом святого Игнатия Богоносца, адресовавшего ему одно из посланий, и учителем святителя Иринея Лионского. После смерти апостола Иоанна священномученик Поликарп возглавил Малоазийскую Церковь. В 156 году, во время гонений на христиан императора Марка Аврелия, язычники потребовали смерти «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии» и хотели сжечь на костре 86-летнего епископа, но пламя не тронуло его, и он был убит мечом. Страдания и смерть святого были подробно описаны в «Окружном послании Смирнской Церкви к другим Церквам».

Обретение мощей блаженной Матроны Московской

В Москве на Даниловском кладбище 8 марта 1998 года были обретены мощи блаженной старицы Матроны Московской, почитаемой русским народом по причине множества чудес, происшедших по молитвам к ней. После заупокойной литии гроб с её честными останками был перенесён в Свято-Данилов монастырь и поставлен в храме Преподобного Симеона Столпника. В дни Великого поста братия монастыря служила панихиды о упокоении блаженной. 30 апреля, в Светлый Четверг, с пением пасхального тропаря мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 1 мая, накануне 46-летия преставления блаженной, после Божественной Литургии и панихиды, гроб с честными останками старицы был перенесён в Покровский ставропигиальный женский монастырь, где его с колокольным звоном встречали игумения Феофания с сёстрами обители.

Преподобный Александр монах, начальник обители «Неусыпающих»

Преподобный Александр Константинопольский — первый игумен монастыря акимитов, обители «Неусыпающих». Название связано с организацией жизни в этой монашеской общине: монахи были разделены на три смены, что обеспечивало непрерывность совершения служб в обители — в течение дня и ночи. Александр происходил из Константинополя и по завершении военной службы принял монашество. Несколько лет подвизаясь в пустыне на Евфрате, он основал первую обитель «Неусыпающих» — в обители круглосуточно совершалось пение Псалтири. В 420 году преподобный Александр вернулся из Сирии в Константинополь и здесь создал новую обитель акимитов. Из-за зависти столичных клириков насельники перебрались в город Гомон на азиатском берегу Босфора. В 465 году те акимиты, что вернулись в столицу, положили начало Студийскому монастырю.

Священное Писание

3 Ин., 76 зач., I, 1-15

1 Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, 7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, 14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Лк., 96 зач., XIX, 29-40; XXII, 7-39

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, 30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; 31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34 Они отвечали: он надобен Господу.

35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? — Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное — все, что от диавола, — будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет, — она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду — и в личной жизни, и в семейной, и в общественной.

Образы ада

Представим себе горького пропойцу в состоянии похмелья, посаженного с заботливой любовью впереди всех в первом ряду партера на праздничном концерте филармонического оркестра. Что он будет чувствовать? Муки! Или представим человека в грязной одежде на званом приёме. Есть и такой явственный образ: мы соврали, а нас уличили (с искренней любовью) — из-за мук совести хочется убежать, хотя естественной была бы благодарность.

Подобные иллюстрации в какой-то мере могут служить образами адовых мук, где человек испытывает действие неуврачеванных при земной жизни нравственных болезней и муки совести за совершенные грехи, и стыд. В способности (или неспособности) души воспринимать Божественную благодать заключается суть и адских страданий, и райского блаженства...

Можно рассматривать состояние человека в аду как противоположность райскому блаженству. Если Бог — источник блаженства, то вне Его — неудовлетворённость; радость — тоска; святость — муки совести и неудовлетворённые страсти. И всё это усиливается ведением о блаженном состоянии праведников.

Молитвословия

Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Поликарпа

глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

Тропарь блаженной Матроны

глас 2

Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.

Кондак блаженной Матроны

глас 7

К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Молитва вторая праведной старице Матроне Московской

О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь

Теги:
Священномученик Поликарп Смирнский
блаженная Матрона Московская
православный календарь

Все публикации